Виды исследований на уроке русского языка в начальной школе


Виды исследований на уроках русского языка

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.

На уроках русского языка организовываем три вида исследования:

  • исследование словарного слова;
  • исследование текста;
  • исследование фразеологизма.

Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный

  • выбор темы
  • формулирование целей
  • составление плана исследования

Второй этап - основной

  • сбор материала
  • обобщение полученных данных

Третий этап - заключительный

  • представление результатов исследования
  • обмен мнениями

На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.

Исследование проводится по плану.

1.Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)
Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
2. Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
3. Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова.
Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)
4.Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.
Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.
5. Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.
Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.
Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.
7. Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.
8. Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.
Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.
9. Краеведение.

Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е.Лопатиной.

Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование.

Второй вид - это исследование текста. Для анализа беру художественные тексты, например, отрывок из рассказа М.Пришвина «Старый гриб», стихотворение И.Бунина «Осень», С.Есенина «С добрым утром», отрывок из рассказа К.Паустовского «Подарок». Проводим лингвистический, грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем различные формы слова и др. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.

Исследование отрывка из рассказа М.Пришвина «Старый гриб» проводилось по плану:
1) прочитав текст до слов «Вышел я из ельника и подумал « Может и мне напиться из такой тарелочки?», продолжить слова автора 3 - 4 предложениями;
2) обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;
3) определить вид текста (повествование);
4)придумывание заголовка;
5)зачитывание стилистически - окрашенных предложений и словосочетаний;
6)нахождение сравнений, олицетворений (листья - пятачки; отодвинутая веточка - лесное оконце: сыроежка - тарелка: вода дрогнет: листик загуляет);
7) угадывание словарного слова
(1группа - зачеркни буквы через одну, начиная с гласной - у т ф а г р ц е ч л б к в а ;
2 группа - из данных слов кровать, телевизор, тарелка, мармелад - выбрать слово, подходящее по смыслу - Кастрюля, ……., стакан - посуда.;
3 группа - расположить по порядку результатов математических выражений (45:9 -Л; 101-99 -А; 32-25-А
16:16 - Т; 64:16 - Е; 24:8 - Р; 93-87 - К);
8) представление учащимся ранее исследуемого слова «тарелка» и обмен мнениями;
9) работа над правописанием слов с парными согласными в корне - берёзки, дубки, погодка, сыроежки, красноголовки, травке, дорожке, головку;
10) обсуждение образования сложных слов - сыроежки, красноголовки;
11) нахождение фразеологизма в тексте по определению большая усталость - валился с ног;
12) чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;
13) запись антонимов - прилагательных: холодная - тёплая, узкая - широкая, маленькая - огромная, большая, молодая - старая, мелкая - глубокая;
14) дополнение словосочетаний: ёлочки (какие?) …, не повезло (с чем?) …,
было (как?) …, пищит (где?) …, птичка (какая?) … и т.д.:
15) выписать однокоренные слова и дополнить другими - грибная, грибами;
подберёзовики, берёзы, берёзки; дождиком, дождевик; пить, напиться, пьёт.

Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Многолетний личный опыт преподавания в начальной школе показывает, что русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

Список использованной литературы
1. . Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва. Просвещение. 2009 г.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Москва. Вита. 1999 г.

3. Онищук В.А. Урок в современной школе. Москва. 1981 г.
4. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург. 2004 г.

5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Москва. Педагогика. 1980 г.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Просвещение. 2007 г.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 1994 г.
8. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Москва. 2007 г.

9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Мир вещей и машин. Ярославль. 1998 г.
10. Полякова А.В. Русский язык. 1-4 классы. Москва. Просвещение. 2004 - 2008 г.


Исследовательские работы учащихся
Тарелка
1.Показ фаянсовой, алюминиевой тарелки; рисунок ударного музыкального инструмента и светящегося летающего объекта.
3 слога; второй - ударный; безударный гласный - а
2. Впервые тарелки появились во Франции 600 лет назад. Они были не круглыми, а четырёхугольными. Делались только из серебра и золота. Фарфоровая тарелка появилась всего 300 лет назад.
А древние народы клали еду на листья, в раковины или в скорлупки от крупных орехов.
На Руси тарелки назывались тарелы. Они использовались в знатных домах. В крестьянских домах ели из миски, которая считается прабабушкой тарелки. Они были из глины или дерева с резьбой и затейливым рисунком.
3. Тарелка, тарель, нем.
Столовая посуда, на которой едят.
У крестьян деревянный кружок, на котором крошат мясо.
В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Тарелка - 1) столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном; 2) ударный музыкальный инструмент - два металлических диска; 3) летающий объект, светящийся в ночи.
С.И.Ожегов
4. Тарелка - тарелочка.
5. Земля - тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
6. Тарелка, миска, блюдо, блюдце.
Не в своей тарелке (не на своем месте)
На тарелочке с голубой каёмочкой (получить, не прикладывая особых усилий)
Языком тарелку проломил (много говорил без дела)
7. Тарелка (какая?) большая, фарфоровая, голубая, четырёхугольная, праздничная, маленькая, красивая.
8. Вот пришли из школы братья, Из-за третьей вышла ссора -
Решили бабушке помочь. Каждый тянет в две руки,
Взяли братцы два стакана, В результате - черепки!..
Мирно вымыли под краном. А пришла домой старушка -
И тарелки взялись мыть. Черепки лежат в пыли…
Три тарелки - как тут быть? Славно внуки помогли!
По одной помыли скоро. И.Демьянов
9. В нашей области в посёлке Борисовка на керамической фабрике изготавливают различную керамическую посуду: кувшины, тарелки, вазы.

Дорога
1. Загадка.
Неживая - а идёт, Лежит брус во всю Русь,
Неподвижна - а ведёт. Встанет - так до неба достанет,
А ляжет - так всю Русь обойдёт.
3 слога; второй - ударный, безударный - о
2. Дорога - ездовая полоса; накатанное и нарочно подготовленное различным образом протяжение, для езды, для проезда, прохода; путь, стезя; направление и расстояние от места до места, сама езда или ходьба, путешествие. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Дорога - 1) Полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения; 2) Направление, путь следования. 3) путешествие, пребывание в пути.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»
3. Дорога - дорожка - дороженька - дорожный - бездорожье - подорожник - придорожное.
4. Смелые дороги ведут к победе.
Умный товарищ- половина пути.
Одному ехать - и дорога длинна.
Самая лёгкая дорога та, которую ты уже прошёл.
Самая трудная дорога та, которую не знаешь
5. Синонимы: дорога - путь - тропинка;
Антонимы: дорога - бездорожье.
6. Идти своей дорогой.
Дорога жизни.
Сбиться с дороги.
Дороги разошлись.
Стать поперёк дороги.
7. Дорога (какая?) длинная, широкая, лесная, асфальтированная, мокрая, горная, трудная, извилистая, старая, шоссейная.
Идти вдоль дороги, следить за дорогой, стоять на дороге, брести по дороге, расположиться рядом с дорогой, свернуть с дороги, перевести через дорогу.
8. Дорога
Подумайте только, как много А вскоре пополнится новым
Значений у слова дорога. Значеньем привычное слово
Дорогой зовут автостраду, Представьте: готова ракета
И тропку, бегущую рядом, К прыжку на другую планету.
И шлях, что лежит на равнине, Прощаясь с её экипажем,
И путь каравана в пустыне, Стоящим у звёзд на пороге,
И шаг альпиниста на круче, Мы просто и буднично скажем:
К вершине, упрятанной в тучах, До встречи! Счастливой дороги!
И след корабля над волнами, Подумайте только, как много
И синие выси над нами… Значений у слова дорога.
В.Остин

Радость
1. Слово угадывается учащимися в результате игры «Радуга» (нужно расположить по порядку цвета радуги и тем самым прочесть слово)
О - зелёный
А - оранжевый
С - голубой
Ь - фиолетовый
Р - красный
Т - синий
Д - жёлтый
Радость - 2 слога, а - ударный, о - безударный
2. Радость - веселье, услада, наслаждение, утеха, внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; самое событие или предмет, возбудивший эти душевный чувства.
В.И.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка»
Радость - 1.чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, весёлое настроение, внешнее проявление этого чувства; 2. событие, предмет, возбуждающие такое чувство; 3. употребляется при обращении в значении милый, любимый (разговорный стиль);
Д.Ушаков «Толковый словарь русского языка»
Радость - 1. чувство большого удовольствия, удовлетворения; 2. о ком - чём - нибудь, кто вызывает такое чувство.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»
3. Радость - радостный - радовать - радуются - порадуются - радостно.
4. После грозы солнце, после печали радость.
От радости кудри вьются, от печали секутся.
Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
5. Радость - веселье, наслажденье, утеха
Радость - грусть, печаль, горе, скорбь
6. Вне себя от радости. (очень рад)
Сделаю с радостью. (с полной готовностью )
Радости жизни. (все то, что сопровождается удовольствием )
Прыгаешь от радости. (сильно рад )
Мне от этого радости мало. (малое количество удовольствия )
7. Радость (какая?) неожиданная, большая, шумная, близкая, прошедшая.
Доставить радость, испытали радость, окончится радостью, потянется без радостей.
8. Афоризмы про радость:
Радоваться в одиночку грустно. Н.С.Шамфор
И сменою радостей жизнь хороша. И.В.Гете
Горе можно пережить в одиночестве, но радость - чтоб познать её в полной мере - нужно разделить с другим человеком. М.Твен

Яблоко
( работа выполнена к уроку русского языка на тему « Род имён существительных»)
1. Загадка. Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки.
2. Яблоко - плод дерева яблонь или яблоня, даёт мелкие кислые и горькие яблоки, кислицу и резань (рязань) , а холя и уход вывели из дички множество вкусных пород, хорошо растущих во всей средней Европе; в Сибири яблоки вырождаются, а растут там только сибирские, китайские или райские с мелкими яблоками.
В.И.Даль
3. Яблоко - плод яблони.
Глазное яблоко - шарообразное тело глаза.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина
4. Яблоко - яблоня - яблочко - яблоневый - яблочное.
5. Яблочко от яблоньки не далеко катится.
Не срывай яблоко, пока зелено, созреет - само упадёт.
Яблоньку за яблочки любят, а пчёлку - за мёд.
6. Яблоко раздора - то, что порождает ссору, раздор.
Яблочку негде упасть - очень тесно.
7. Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я.Аким
8. На гербе нашего города изображены яблоки, так как наш край богат этими фруктами.


Полный текст материала Виды исследований на уроке русского языка в начальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  KTAa
-, МОУ "СОШ №1"
14.06.2010 4 20345 1698
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (1)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 4
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 valentinapopova16 • 20:20, 12.05.2016
Спасибо. Поможет в работе.
avatar
3 avonaras • 22:07, 06.10.2010
Очень интересный и полезный материал.
avatar
2 KTAa • 14:28, 19.06.2010
Спасибо за оценку! Детям тоже интересно проводить эти исследования.
avatar
1 Cerg68 • 09:04, 19.06.2010
Очень интересная и эффективная работа .