Рабочая программа по ОРКиСЭ; 4 класс


 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

4 «Б», 4 «В» КЛАСС

 

 

УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

БЕЛОВА ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА

 

 

Пояснительная записка

Основы религиозных культур и светской этики

Классы 4 «Б», 4 «В»

Учитель Белова Любовь Михайловна

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Контроль знаний

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе «Примерной программы начального общего образования, авторской программы» А. Я. Данилюк (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2012 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.

Используется система учебников и пособий:

1. Кураев А.В. . Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 кл.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 кл.

Общая характеристика учебного предмета

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.

Основные содержательные линии

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель­но связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса орга­низовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематичес­кого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют со­держание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным моду­лем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят пра­вославные христиане. Добро и зло в православной традиции. Зо­лотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Пра­вославие в России. Православный храм и другие святыни. Сим­волический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), пра­вославный календарь. Праздники. Христианская семья и её цен­ности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мо­раль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравствен­ные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания мо­рального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершен­ствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России.

 

Результаты изучения курса

Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена: иллюстративным материалом в полной мере отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебное содержание раскрывается на материале отечественной истории. Например, в учебнике «Основы исламской культуры», урок 19 «Нравственные ценности ислама» сказано: «Важнейшим моральным качеством человека является любовь к родной стране. Любовь к Родине — это забота людей о том, чтобы улучшить жизнь на своей земле, сохранить родную природу. Тот, кто любит свою Родину, никогда не причинит ей вреда, будет жить и трудится так, чтобы всем соотечественникам жилось лучше. Он не покинет страну в беде». Далее приводятся примеры патриотического поведения мусульман в Отечественных войнах 1812 г. и 1941—1945 гг.

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России. Например, уроки 18 в учебниках «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» называются соответственно: «Как христианство пришло на Русь» и «История ислама в России».

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. В качестве примера приведем фрагмент текста уроков 20—21 из учебника «Основы буддийской культуры»: «Для буддистов очень важно выработать в себе внутреннюю дисциплину… Если буддист хочет жить в ладу с самим собой, а также быть полезным для других, он должен стремиться развить в себе шесть совершенств: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитацию и мудрость». В содержании учебников представлены специальные уроки: «Свобода и ответственность» (№ 10 «Основы светской этики»), «Долг, свобода, ответственность, труд» (№ 29 «Основы мировых религиозных культур»).

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление (уроки 16—17).

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

С этой целью в учебниках предусмотрены специальные уроки: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» (№ 27 «Основы мировых религиозных культур»), « Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» (№ 21 «Основы иудейской культуры»), «Дружба и взаимопомощь» (№ 21 «Основы исламской культуры»), «Зачем творить добро?» (№ 21 «Основы православной культуры») и многие другие.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших. Она раскрывается в уроках «Христианская семья» (№ 28 «Основы православной культуры»), «Ценности семейной жизни в иудейской традиции» (№ 28—29 «Основы иудейской культуры»»), «Семья в исламе», «Родители и дети», «Традиции гостеприимства» (№ 22—23, 25 «Основы исламской культуры»), «Любовь к человеку и ценность жизни», «Принцип ненасилия» (№ 10—11 «Основы буддийской культуры») и многие другие.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Она специально раскрывается в уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№ 26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№ 13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№ 26, 29 «Основы православной культуры») и др. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

 

Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающие получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока. Например, в рубрике «Вы узнаете» на первом уроке формулируются вопросы: «Что такое духовный мир человека?», «Что такое культурные традиции и для чего они существую?». Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности и находить средства ее реализации развивается также в системе заданий, предусмотренных в каждом уроке. Так, после первого урока обучающиеся получают следующие домашние задания: «Посоветуйтесь с родителями, взрослыми и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», «Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?». Эти задания школьники выполняют самостоятельно и при участии родителей и других значимых взрослых. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация перед началом каждого урока — реализация поставленных задач в содержании урока — творческие домашние задания, характерна для всех уроков.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащесяму самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16—17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых. Умение осуществлять информационный поиск развивается в диалоге, коммуникации старших и младших, сверстников между собой. Получаемая обучающимися информация, и сам способ ее получения имеют выраженное антропологическое, нравственно-ориентированное измерение.

 


Полный текст материала Рабочая программа по ОРКиСЭ; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Любовь Михайловна  shk200
16.11.2018 0 219 5

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0