Программа кружка «Декоративно – оформительская работа для учащихся начальных классов».


Программа кружка «Декоративно – оформительская работа
для учащихся начальных классов».
Автор: Корышева Галина Васильевна
Название ОУ: МОУ СОШ №7 с. Пелагиада
Должность автора: учитель начальных классов, учитель изобразительного искусства
Дата добавления материала:
Описание материала.
Программа дополнительного образования для общеобразовательных учреждений.
Возраст детей: 8-10 лет.
Срок реализации: 2 года.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, графические и живописные упражнения, выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

Пояснительная записка.
Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.
Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является важной особенностью декоративно – оформительской работы.
Эта работа формирует художественный вкус, развивает чувство прекрасного, творческую инициативу.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
Кружковцы участвуют в оформлении класса и школы к различным праздникам, знаменательным датам.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.
Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
Для более успешной работы младшим школьникам помогают более старшие учащиеся – вожатые.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности
Программа рассчитана на 2 года: 1 год – 2-3 классы, 2 год – 3-4 классы.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 40 минут под руководством педагога дополнительного образования.
Первый год обучения – ознакомительный. Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности. Основная задача: помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполняются по образцу.
Второй год обучения – элементарная грамотность. Основные задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
связи теории с практикой
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
1) политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
2) общетрудовые: организаторские, конструкторские;
3) специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления: рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акриловые краски, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места)
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

1 год обучения (2 - 3 классы)
(68 часов)
1. Вводное занятие - 1ч
2. Декоративно – прикладное искусство – 4ч
3. Народный орнамент - 13ч
4. Лепка - 2ч
5. Композиция - 5ч
6. Аппликация - 15ч
7. Художественные работы из природного материала – 5ч
8. Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) – 5ч
9. Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 5ч
10. Оформительская работа – 13ч
2 год обучения (3 - 4 классы)
(68 часов)
1. Вводное занятие – 1ч
2. Народный орнамент – 8ч
3. Композиция – 5ч
4. Лепка – 2ч
5. Рисование без кисточки – 5ч
6. Художественные работы из природного материала – 5ч
7. Художественные работы из нетрадиционных материалов – 5ч
8. Художественные работы из разных материалов – 3ч
9. Аппликация – 6ч
10. Работа с бумагой и картоном – 8ч
11. Оформительская работа – 20

Литература:
1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
5. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М., 1994
6. Кузин В. С. Изобразительное искусство.1-4классы.
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
7. Каменева Е. К. Какого цвета радуга. – М., «Детская литература», 1992.
8. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987.
9. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
10. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
11. Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
12. Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997
13. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000

Полный текст материала Программа кружка «Декоративно – оформительская работа для учащихся начальных классов». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корышева Галина Васильевна  герань
29.12.2010 1 19634 1847

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК