Презентация для учителей начальных классов по теме "Виды исследований на уроках русского языка".


Слайд 1
Виды исследований на уроках русского языка. Шпотаковская Елена Ивановна учитель начальных классов МОУ СОШ №8 с.Спасское, Спасского района Приморского края
Слайд 2
• Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. • Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. • Дети вовлечены в интересную поисковоисследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
Слайд 3
• Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д. • На уроках русского языка организовываем три вида исследования: • - исследование словарного слова; • - исследование текста; • - исследование фразеологизма.
Слайд 4
• На уроках русского языка организовываем три вида исследования: - исследование словарного слова; - исследование текста; - исследование фразеологизма.
Слайд 5
• Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану: • Первый этап - подготовительный • - выбор темы • - формулирование целей • - составление плана исследования • Второй этап - основной • - сбор материала • - обобщение полученных данных • Третий этап - заключительный • - представление результатов исследования • - обмен мнениями
Слайд 6
• На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Слайд 7
• Исследование проводится по плану. • • • • • • • • • • • • • • 1.Знакомство со словом. Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова. 2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова. 3. Толкование лексемы. Иллюстрация. Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля) 4.Однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов. Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме. 5. Пословицы, поговорки и загадки. Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
Слайд 8
• 6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы. • Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее. • Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову. • 7. Словосочетания. • Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар. • 8. Предложения, тексты. • Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. • Учащиеся предлагают стихи, рассказы, статьи.
Слайд 9
• На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. • Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.
Слайд 10
• Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование
Слайд 11
Исследовательская работа учащихся
Слайд 12
Дорога • 1. Загадка. Неживая - а идёт, Лежит брус во всю Русь, Неподвижна - а ведёт. Встанет - так до неба достанет, А ляжет - так всю Русь обойдёт. 3 слога; второй - ударный, безударный - о
Слайд 13
• 2. Дорога - ездовая полоса; накатанное и нарочно подготовленное различным образом протяжение, для езды, для проезда, прохода; путь, стезя; направление и расстояние от места до места, сама езда или ходьба, путешествие. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка» • Дорога – 1) Полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения; 2) Направление, путь следования. 3) путешествие, пребывание в пути.
Слайд 14
• 3. Дорога - дорожка - дороженька дорожный - бездорожье - подорожник придорожное.
Слайд 15
4. • Смелые дороги ведут к победе. • Умный товарищ- половина пути. • Одному ехать - и дорога длинна. • Самая лёгкая дорога та, которую ты уже прошёл. • Самая трудная дорога та, которую не знаешь
Слайд 16
5. Синонимы: дорога - путь - тропинка; Антонимы: дорога - бездорожье.
Слайд 17
6. • Идти своей дорогой. • Дорога жизни. • Сбиться с дороги. • Дороги разошлись. • Стать поперёк дороги.
Слайд 18
• 7. Дорога (какая?) длинная, широкая, лесная, асфальтированная, мокрая, горная, трудная, извилистая, старая, шоссейная. • Идти вдоль дороги, следить за дорогой, стоять на дороге, брести по дороге, расположиться рядом с дорогой, свернуть с дороги, перевести через дорогу.
Слайд 19
Для подготовки презентации использовались интернет-ресурсы и материалы сайтов

Полный текст материала Презентация для учителей начальных классов по теме "Виды исследований на уроках русского языка". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шпотаковская Елена Ивановна  elena_09
22.03.2011 5 5532 1509

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК