Выступление "Планируемые результаты. ФГОС"


СЕКЦИОННОЕ ЗАСЕДАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ

ПО ТЕМЕ

«Требования ФГОС НОО к профессиональной компетентности

учителя начальных классов»



Тема доклада

«Планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования»


Докладчик:

Сотникова Н.К.

МОУ ЗСОШ №3


Слайд 1

Актуальность и необходимость разработки планируемых резуль­татов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Что же мы понимаем под планируемыми результатами начального общего образования? Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех эле­ментов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты отражают общую идеологию проекта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному до­говору, ориентацию на системнодеятельностный подход и др.


Слайд 2

Планируемые результаты начального образования

  1. Описывают систему учебных действий, которые осваиваются учащимися при изучении учебного материала.

  2. Они служат содержательной и критериальной основой разработки образовательных про­грамм и программ развития образовательных учреждений, учебных программ и учебно-методи­ческой литературы, системы оценки достижения требований стандарта.

  3. Планируемые результаты разрабатываются для основных междисциплинарных про­грамм начального образования и всех учебных программ, обеспечивающих реализацию инва­риантной части базисного учебного (образовательного) плана.

  4. Планируемые результаты - основа оценки достижения требований стандарта.

  5. Планируемые результаты служат нормативной основой и для различных оценочных проце­дур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.

  6. Планируемые результаты отражают общую идеологию проекта: ориентацию на резуль­таты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на сис­темно-деятельностный подход и др.

  7. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функциони­рование стандарта, — базисного (образовательного) учебного плана, Фундаменталь­ного ядра содержания общего об образования, Программы формирования универсальных учеб­ных действий, системы оценки и др.

Вывод: Можно сказать, что ПР уточняют и конкретизируют Требования стандарта к ре­зультатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрас­тной специфики учащихся.


Слайд 3

Давайте рассмотрим место планируемых результатов в общей системе федерального стандарта и сопровождающих его документов. Основными адресатами и пользователями пла­нируемых результатов являются:

лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (фе­деральном, региональном, муниципальном);

учащиеся и их родители;

профессиональное педагогическое сообщество.

В профессиональном педагогическом сообществе можно условно выделить следующие две большие группы:

работники образования, непосредственно организующие и осуществляющие образова­тельную деятельность, это прежде всего учителя и школьные психологи;

работники образования, осуществляющие общее планирование и ресурсное обеспечение образовательного процесса, надзор (контроль) за ходом и результатами образовательной дея­тельности. К ним в первую очередь можно отнести:

руководителей образовательных учреждений;

авторов программ и учебников;

разработчиков различных измерительных материалов;

сотрудников различных служб контроля и оценки качества образования.

Все эти пользователи имеют общие интересы и потребности, но в то же время у каждого из них имеются и свои приоритеты.


Слайд 4

Дело в том, что планируемые результаты разным пользователям нужны для разных целей: учителю как ориен­тиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников, ориентиры в способах и особенностях организации образовательного процесса, направленного на достижение Требований стандарта к результатам образования, для авторов программ, разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) планируемые результаты должны содержать также ориентиры в объеме изу­чаемого учебного материала и глубине его освоения учащимися.

С учетом потребностей различных пользователей планируемые результаты пред­ставлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической. Каждая из этих форм соответствует одному из уровней: нормативному или инструктивно-методическому.

Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых ре­зультатов. Она адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии сис­темы образования, авторам программ и учебников, разработчикам КИМов, руководителям об­разовательных учреждений. Эта форма служит ориентиром в их основной деятельности (на­пример, при разработке основных образовательных программ образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и учебно-методической литературы или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материа­лов). Планируемые результаты в обобщенной форме необходимы (но не доста­точны!) и учителям предметникам, и иным практическим работникам, например классным ру­ководителям, школьным психологам, а также родителям и учащимся.

Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивно-методи­ческому уровню их представления. Она адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С ее помощью возможно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например представив итоговые планируемые ре­зультаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только ло­гику развертывания учебного материала курса, но и логику формирования учебных действий. Поэтому технологическая форма планируемых результатов строится с опорой на представления о целесообразных способах организации совместной учебной деятельности учащихся и учи­теля, целесообразных формах и способах текущей и итоговой оценки, самооценки, возможно­сти и целесообразности использования различных средств обучения и т. д.


Слайд 5

Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:

1) служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);

2) являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

В содержании планируемых результатов должны быть отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в Требованиях стандарта:

- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.

Содержание планируемых результатов, таким образом, должно отражать конкретизированную применительно к ступени общего образования систему целей: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. При этом выделяемый в системе планируемых результатов учебный материал в соответствии с Требованиями стандарта должен иметь опорный характер, т. е. служить основой для последующего обучения.

В структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:

актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);

зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Наконец, планируемые результаты призваны сориентировать пользователя и в том, какими освоенными и/или перспективными учебными действиями, лежащими в зоне ближайшего развития, могут овладеть учащиеся в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.


Слайд 7

Структура планируемых результатов ориентирует пользователя в средствах решения поставленной задачи, поэтому в структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова­ния представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отне­сены:

личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформи­рованность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компе­тентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентич­ности;

метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового зна­ния, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов науч­ного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы началь­ного общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю­щемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дея­тельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв­чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы на­чального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств ее осуществления;

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата;

  2. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и спо­собности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  3. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  4. использование знаково-символических средств представления информации для созда­ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических за­дач;

  5. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникаци­онных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познаватель­ных задач;

  6. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организа­ции, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познава­тельными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с по­мощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и ана­лизировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  7. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  8. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  9. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мне­ние и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  10. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распреде­лении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;

  11. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сто­рон и сотрудничества;

  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес­сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в со­ответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра­зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального об­щего образования, в структуре отражена логика организации отдельных предметов: планируемые результаты соотносятся с ведущими содержательными линиями и разделами изучаемых курсов. Это позволяет учителю, авторам программ и учебников соотносить конечные итоговые результаты с внутренней логикой развертывания учебного процесса, реализуемого в рамках той или иной дидактической или методической схемы; целенаправленно проектировать на этой основе постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов, соотнося его как с этапами формирования учебных действий и опорного учебного материала, так и с требованиями системы оценки.


Слайд 7

На данном слайде представлены предметные результаты освоения по основным предметам начальной школы

Русский язык. Родной язык:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосозна­ния;

  1. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  1. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  2. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литератур­ного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  3. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Математика и информатика:

  1. использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  2. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  3. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  4. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  5. приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Слайд 8

На данном слайде представлена программа-образец, в которой прописаны все планируемые результаты по разделам некоторых предметов.


Слайд 9

А вот так выглядит технологическая карта отдельного урока, подробное описание карт можно посмотреть на www.prosv.ru/umk/perspektiva


Слайд 10

Структура планируемых результатов отражает также основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогов и выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трех уровней описания и соответственно, трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.

1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» Первый блок результатов описывает основной, сущностный вклад данного предмета в развитие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Таким образом, если направлением оценки являются «результаты деятельности системы образования», то предмет, содержание и критерии оценки должны соотноситься в основном с первым блоком планируемых результатов.

2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится», отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. Поэтому при разработке инструментария итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты.

3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. «Выпускник получит возможность научиться». Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися как в силу повышенной сложности учебных действий для учащихся, так и в связи с повышенной сложностью учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Основные цели такого включения - предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ.


Слайд 11

Система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов. Такое уточнение и конкретизация проводится в ходе так называемого процесса операционализации планируемых результатов.

Подводя итог сказанному, отметим, что структура и содержание планируемых результатов соотносятся с общей направленностью, целями и объектом оценки, а также процедурами оценки. Содержание оценки и ее критериальная база уточняются при разработке операционализированного перечня планируемых результатов.



Слайд 1
СЕКЦИОННОЕ ЗАСЕДАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ по теме «Требования ФГОС НОО к профессиональной компетентности учителя начальных классов» ТЕМА ДОКЛАДА ИДЕОЛОГИЯ ПРОЕКТА Ориентация на результаты образования Сотникова Н.К. МОУ 3СОШ №3 Учитель начальных классов Подход к стандарту, как к общественному договору Ориентация на системнодеятельностный подход 1
Слайд 2
Планируемые результаты начального образования        Описывают систему учебных действий, которые осваиваются учащимися при изучении учебного материала; Служат содержательной и критериальной основой разработки образовательных программ и программ развития образовательных учреждений, учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки достижения требований стандарта; Они разрабатываются для основных междисциплинарных программ начального образования и всех учебных программ, обеспечивающих реализацию инвариантной части базисного учебного (образовательного) плана; Являются основой для оценки достижения требований стандарта; Служат нормативной основой и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса. Отражают общую идеологию проекта. - ориентацию на результаты образования; - подход к стандарту как к общественному договору; - ориентацию на системно-деятельностный подход. Строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта. 2
Слайд 3
МЕСТО ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ИМЕЮТ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ У КАЖДОГО ИМЕЮТСЯ СВОИ ПРИОРИТЕТЫ 3
Слайд 4
Планируемые результаты нужны как: Направлены на достижение Требований стандарта к результатам образования 4
Слайд 5
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИИ ПР 1.Служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов 2.Являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; 2.воспитание основ умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; 3.индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции. ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ 5
Слайд 6
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; …. 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;….. включают в себя конкретные учебные предметы: планируемые результаты соотносятся с ведущими содержательными 6 линиями и разделами изучаемых курсов
Слайд 7
РУССКИЙ ЯЗЫК • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; •понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государст-венного языка Российской Феде-рации, языка межнационального общения; • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; • овладение первоначальными представлениями о нормах рус-ского и родного литературного языка (орфоэпических, лекси-ческих, грамматических) и прави-лах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успеш-ного решения коммуникативных задач; • овладение учебными действи-ями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практи-ческих и коммуникативных задач. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. МАТЕМАТИКА ИНФОРМАТИКА • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих пред-метов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; • овладение основами логичес-кого и алгоритмического мышле-ния, пространственного вообра-жения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представ-ления данных и процессов, за-писи и выполнения алгоритмов; •приобретение начального опыта применения математических зна-ний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигу-ры, работать с таблицами, схе-мами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТАМ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за нацио-нальные свершения, открытия, победы; • сформированность уважитель-ного отношения к России, род-ному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; •осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесбере-гающего поведения в природной и социальной среде; • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окру-жающих людей, в открытом информационном пространстве); • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следствен-ные связи в окружающем мире. 7
Слайд 8
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема Предметные результаты Мир Осознание процесса, форм и общения (10 ч.) способов общения Слово. Знак (8 Осмысление понятий «слово», ч.) «знак», «знак-символ». Метапредметные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Осмысление процесса, форм и Формирование конструктивных способов способов общения. Осмысление взаимодействия с окружающими людьми общения как способа получения и посредством общения. передачи информации. Осмысление связи между словом Использование знаков и символов как и знаком (в частности, их способов взаимодействия с окружающим взаимозаменяемости). миром. Личностные УУД Регулятивные УУД Освоение способов общения. Осознание восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения. Освоение способов использования знаков. Осознание важности использования знаковсимволов при взаимодействии с окружающим миром. Звуки Освоение знаний о звуках, Осмысление особенностей звуков Формирование умений слышать и слушать. (2 ч.) знаково-символической системе. и их свойств. Слово и слог (10 Освоение понятия «слог», Осмысление слоговой структуры Использование интонации для постановки ч.) способом его образования, слова. смыслового ударения во фразе. способом деления слов на слоги и постановки ударения. Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Осознание значимости мира звуков для человека. Осознание значимости правильного произношения слов. Гласные звуки и Освоение понятия «гласный Установление соответствия между Формирование умений слышать и слушать буквы (20 ч.) звук», особенности обозначения звуком и буквой, обозначающей звуки, формулировать ответ буквами. его. . Освоение способов определения гласного Осознание связей между гласными звуками и звука; закрепление способов деления слов буквами. на слоги и постановки ударения МАТЕМАТИКА Тема Предметные результаты Познавательные УУД Осмысление себя и предметов в пространстве. Метапредметные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Формирование умения использовать Освоение способов определения предметов в Осознание себя и предметов в в устной речи математических пространстве (включая порядковый счёт), пространстве (Где я? Какой я?). терминов, изучаемых в данной теме. способов сравнения предметов. Сравнение и счёт предметов (11 ч.) Освоение способов сравнения предметов: по форме, величине, цвету, ориентировка в пространстве, освоение прямого и обратного счёта в пределах 10. Множества (9 ч.) Освоение способов объединения предметов в группы по сходным признакам и выделение из группы отдельных предметов, различение геометрических фигур: точка, линии прямые, кривые. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Освоение способов образования чисел, Осмысление вышеперечисленных Формирование умения отвечать на Освоение способов установления письмо цифр, сравнение чисел и их математических понятий на предметнопоставленный вопрос, ознакомление количественных взаимосвязей между состав, счёт в прямом и обратном конкретном уровне; формирование с алгоритмом работы в парах. объектами. порядке, называние и обозначение мыслительного умения переводить устную действий сложения и вычитания. речь в письменную знаковосимволическую. Числа от 1 до 10. Освоение способов сравнения, Число 0. Сложение сложения и вычитания чисел, и вычитание (58 ч.) понимания математической сути задачи, измерения длины отрезка. Осмысление понятия Умение аргументировать свой ответ. Освоение способов объединения предметов и Осознание математических «множество» на предметно-конкретном выделения их из группы по определённым составляющих окружающего уровне; развитие умений анализировать и признакам. мира. объединять понятия. Осознание «количественности» мира. Осмысление вышеперечисленных Умение отвечать на поставленный Освоение способов вычисления и Осознание математических математических понятий на предметновопрос, ознакомление с алгоритмом установления взаимосвязи между предметами. составляющих окружающего конкретном уровне; формирование работы в парах. мира. мыслительного умения переводить устную речь в письменную знаковосимволическую. 8
Слайд 9
Технологическая карта № .. (русский язык) Тема Цели Основное содержание темы Термины и понятия Имя собственное Сформировать представление об именах собственных, их образовании и видах. Ввести правило написания имен собственных. Научить использовать приобретенные знания и умения при создании приглашения на день рождения. Изучение имен существительных, имеющих разные значения, имен собственных и нарицательных, виды имен собственных, их образование и правописание. Имя существительное (без определения), имя нарицательное, имя собственное, многозначные слова, омонимы (без определения), географические названия. Планируемый результат Личностные умения - проявление желания помочь Винтику; - проявление позитивного отношения к процессу создания приглашения на день рождения. Метапредметные умения Предметные умения Познавательные: - умение строить предложения - умение объяснять различие существительных нарицательных со словами, имеющими разные и собственных; значения; - умение строить предложения с именами собственными; - умение образовывать имена - умение применять способ образования имени собственного и собственные от нарицательных объяснять его выбор; и от собственных; - умение использовать приобретенные умения при создании - умение писать имена приглашения на день рождения. собственные и Регулятивные: нарицательные в тексте. - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известным правилом; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватное использовать речевые средства для представления результата. 9 www.prosv.ru/umk/perspektiva
Слайд 10
В СТРУКТУРЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫДЕЛЯЮТ 3 УРОВНЯ ОПИСАНИЯ = 3 БЛОКА ЦЕЛЕЙ 1.Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета: «РАДИ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ ПРЕДМЕТ» 2.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала: «ВЫПУСКНИК НАУЧИТСЯ» 3.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета: «ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ» 10
Слайд 11
Общие принципы новой системы оценивания      Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности 11
Слайд 12
Основой для построения системы оценки служат:  операционализированная система планируемых результатов (н-р: документ «Примеры операционализации планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам»).  система заданий, оценивающая достижение каждого из планируемых результатов (н-р: документ «Примеры заданий для выпускников начальной школы. Математика, русский язык, окружающий мир»). Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов 12
Слайд 13
Отличительные особенности новой системы оценки достижения планируемых результатов • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, • • • • • • • • • метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 13
Слайд 14
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ Сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов Задания базового уровня сложности Задания повышенного уровня сложности Стандартные учебнопознавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий Стандартные учебнопознавательные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения 14

Полный текст материала Выступление "Планируемые результаты. ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сотникова Наталия Константиновна  Катенок5597
31.08.2011 4 12577 2641

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК