Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к изучаемому предмету.


Обобщение опыта учителя начальных классов I категории Гончаровской Галины Иосифовны МОУСОШ №1, пгт Серышево, Амурской области по теме: Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к изучаемому предмету.

В современных условиях бурного развития начальной школы, появление альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески. Это значит, что систематически пополняю свои знания, уроки провожу разнообразно и увлекательно. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к изучаемому предмету».
В научной литературе этот вопрос рассматривается у Л.С. Выготского.
Его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития ( к ним относятся овладением письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающие сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.
Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что мне необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие предметы.
Работу в своем классе я вместе с психологом школы решила начать с исследования уровня внимательности и умственной деятельности учащихся. С этой целью в сентябре-ноябре 2006 года было проведено психодиагностическое обследование моего класса. Был использован тест Тулуз-Пьерона.
До коррекции

Динамика умственной деятельности Коэффициент внимания

До коррекции у большинства учащихся класса скорость переработки информации достаточно высокая, т.е. высокий уровень умственной деятельности наблюдался у 62,5%, в норме данный показатель у 25%, низкий уровень-12,5%. Однако, данный факт неблагоприятно сказывается на уровне внимательности. Низкий уровень внимательности наблюдался у 62,5%, т.е. у большинства, в норме данный показатель был у 33%, хорошо развит у 1 человека, что составило 4%
После коррекции картина несколько изменилась, а именно:

Динамика умственной деятельности Коэффициент внимания

1. Увеличилась динамика умственной деятельности (детей с низким уровнем по этому показателю не выявлено)
2. Сократилось число учащихся с низким уровнем внимания до 45% (до коррекции 62,5%)
3. На 22% увеличилось число детей, имеющих высокий уровень внимания .
Индивидуальный рост наблюдается у 15 человек, что составило 71%
После психологодиагностического обследования я пришла к выводу, что
младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И мне в этом помогают нетрадиционные уроки: урок – КВН, урок – сказка, урок – путешествия, урок – игра, урок – лекция, урок – исследования, урок – деловая игра, урок соревнования ит. д.
Провожу нетрадиционные уроки не чаще одного - два раза в четверть, обычно при завершении, какого либо раздела, поэтому обычно ставлю их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них ( путешествие, интегрированный, лекция) использую при изучении нового материала.
К данному виду урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс, а иногда родители. Мои дети готовят наглядные пособия, подготавливают доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформляют кабинет, приглашают и встречают гостей.
Примером такого урока можно привести урок математики, который проведен в 4 классе по теме: « Деление на числа, оканчивающиеся нулями». Путешествие по Москве. (См. приложение №1)
Этапами урока являются остановки по пути следования ( Кремль, Царь – Пушка, Царь – Колокол, Соборная площадь, Спасская башня). Экскурсоводом была я. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, небольших выступлений ребят, инсценировки стихотворения о Москве.
Исследовательская работа - это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.
Предлагаю в качестве примера использования исследовательского метода фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Приставки и суффиксы».

1. Выдели корень в однокоренных словах:
Ходули, переход, ходоки, выход, ходики, переход,

2. Раздели эти слова на 2 группы по наличию суффиксов..
С суффиксами. Без суффиксов.
---------------------- --------------------
---------------------- --------------------
---------------------- --------------------
Выдели в словах 1-го столбика суффиксы.
Вспомни их значение
3 В словах 2-го столбика выдели корень. Что ты заметил? ________________________
4.Новая часть слова называется приставкой. Выдели ее. Какие приставки тебе встретились? _______
5.Где в слове стоит приставка?
6Составь предложения со словами из 2-го столбика.
___________________________________________________
7.Сделай вывод: для чего нужны приставки?
8.Заполни таблицу.
Суффиксы. Приставки
Сходство
Отличие

9.Устно дай определение приставки.
Приставка – это…

Следующий вид нетрадиционного урока это экскурсии. Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей.
Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Целью таких уроков является формирование у ребят понятий и представлений об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных и организационных умений, которые объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.
Часто на данных уроках использую исследовательский метод.
Например, урок-экскурсия по окружающему миру по теме «В гости к осени» (изменения, происходящие в природе осенью), 2 класс.
В начале урока объявляется тема «научного» исследования, ее цели и задачи. В классе образуется четыре группы, каждая из которых получает карточку с названием объекта наблюдения и план действий:
1.- почва 2- растения 3- животные 4- погода
По намеченному плану ученики начинают исследование данных предметов. В результате получаем решение проблемы, узнаем, какие изменения произошли в природе осенью.
На уроках мы учимся работать в парах постоянного и сменного состава. Дети в своей паре самостоятельно изучают тему по алгоритму:
- самостоятельно прочитайте первую часть, перескажи своему партнеру содержание этой части, ответьте на поставленные вопросы;
- самостоятельно прочитай вторую часть, перескажи содержание второй части, ответь на вопросы:
- прочитай, и перескажите близко к тексту друг другу вывод по теме.
Как правило, дети не одновременно заканчивают работу, поэтому готовлю дополнительный материал по темам, справочный материал. После этой работы провожу тестирование или собеседование, где проверяю понимание изученного материала.
Другой тип нетрадиционного урока - это уроки – сказки, которые обычно использую при обобщении и систематизации знаний учащихся. (См. приложение № 2)
Как и в любой сказке, на моем уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т. е. развития сюжета, где идет борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей ит.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием, Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением, я ставлю оценки, вручаю призы.
Я считаю, что, если сегодня мои учащиеся смогли выручить из беды сказочного героя Деда Мороза, то завтра, встав перед нравственным выбором в жизни, они смогут откликнуться на чужую беду, прийти на помощь людям.
Другой формой проведения уроков являются урок - КВН. Этапами такого урока являются разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки. Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашаются жюри (родители). Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Уроки – лекции провожу обычно в 3-4 классах, так как дети должны иметь навыки быстрого письма Материал лекции подбираю интересный, сопровождаю показом наглядных пособий, привожу много примеров из своего опыта и опыта самих школьников. Лекцию провожу в течении 30 минут, а остальное время отвожу на самостоятельную работу по проверке усвоения материала. Данный этап нетрадиционного урока использую
при изучении темы природоведения 3 класса «Организм человека и охрана здоровья».
На уроках внеклассного чтения использую уроки-обсуждения книг, конференции, конкурсы, концерты, устные журналы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует большая и кропотливая работа.
Подбор материала одна из самых главных задач подготовки. Книги или материал из периодики должны быть в достаточном количестве (один экземпляр на 1-2 человека). На уроке мы проводим выставку-обзор книг, представляем справочную литературу. И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому и нравственному воспитанию. А это благотворно влияет на технику чтения учащихся, о чем свидетельствуют следующие результаты.

. Из приведенных данных мы видим, что техника чтения у детей высокая, идет рост по годам.
Следующий тип нетрадиционного урока – это урок – деловая игра. (См. приложение № 3). Урок математики в 3 классе по теме « Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления»
На данном уроке ребята строили дом: закладывали фундамент, возводили стены, ставили оконные проемы, двери, крышу, обставляли мебелью. Ребята работали в группах, сами себя оценивали при помощи карты успешности и своего товарища через взаимоконтроль тетрадей. Активность детей была высокая 100 %, каждый получил оценку. На таком же традиционном уроке активность детей не превышала 45 %.

В традиционные уроки я тоже вношу элементы занимательности - это кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Работать с ними можно с первого класса.
Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, объясняю учащимся, как их нужно решать. Делаю это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставляю ребятам большую самостоятельность. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные с помощью загадок, требующие от ребенка сообразительности.
Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработки у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления . Вот, что писал по этому поводу К.Д. Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные»
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;
также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;
эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;
в классе меняются отношения между детьми и учителем ( мы партнеры);
ребята с удовольствием идут на такие уроки.
Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.
Я считаю, что данная тема помогла мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание. А это привело к тому, что успеваемость в моем классе на протяжении пяти лет 100 %. Качество знаний в 2003 – 2004 г. – 51 %, в 2004 – 2005 г. – 57 %, в 2006 – 2007 г. – 61 %, в 2007г. – 65 %.
В 2005 – 2006 г. дети обучались в первом классе, знания не оценивались.
Мониторинг успеваемости и качества знаний

Учитель начальных классов Гончаровская Галина Иосифовна МОУСОШ №1, пгт Серышево, Амурской области.[i]


Полный текст материала Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к изучаемому предмету. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончаровская Галина Иосифовна  gal7830
-, МОУСОШ №1,пгт Серышево, Амурской области
17.08.2009 0 12907 1550
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0