Обобщение педагогического опыта "Экологическое воспитание младших школьников"


Кузнецова Ирина Александровна работает учителем начальных классов в Александровской средней общеобразовательной школе 24 года Закончила  МГПИ им.М.Е..Евсевьева, факультет начальных классов, специальность «Педагогика и методика начального обучения».

Ирина Александровна осуществляет постоянный поиск эффективных форм обучения и воспитания учащихся. Это талантливый педагог, наделенный высокими душевными качествами, скромностью, работающий с неиссякаемым увлечением и самоотдачей. Ее отличает ответственное отношение к своим обязанностям, неустанный творческий поиск.

Учительница работает над проблемой экологического воспитания младших школьников, которое она осуществляет на уроках и во внеклассной работе.  Актуальность данной проблемы заключается в том, что культура взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы, науки от культуры. В погоне за утилитарными ценностями, богатствами и роскошью человек нарушил хрупкую стабильность  биосферы, компенсаторные возможности природы. Поэтому необходимо формирование человека с новой культурой.

Воплощая идею в жизнь, перед учителем встали следующие задачи:

-    формирование человека – гуманиста, находящегося в гармонии с самим собой и с обществом, а для этого необходимо расширение педагогически организованных контактов детей с природой;
-    расширение рамок общения между собой и со взрослыми в условиях обучающих и воспитывающих ситуаций;
-    чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с начальных классов, так как младшим школьникам присуща эмоциональная отзывчивость, любознательность, более ответственное отношение к природе.
Педагогический девиз учителя: «Люби, береги, создавай». Она твердо верит в силу воспитания, которое складывается из очень простых компонентов:
-    любовь к детям и природе;
-    слово учителя, сила личного примера;
-    учитель – ученик - природа- единая духовная общность;
-    бережное отношение к душе ребенка – бережное отношение ко всему живому;
-    создать богатый внутренний мир ребенка- создать живой мир вокруг нас.

    Она увлечена работой с детьми. Новые, передовые технологии преломляет по-своему, корректирует и применяет в своей работе, исходя из целесообразности, состава класса и своей личности, своих убеждений. Ею проводятся экологически и природоведческие викторины, конкурсы знатоков тайн природы, экскурсии, предусматривающие развитие внутреннего мира ребенка, спектакли, сезонные праздники, пантомимы, лепка. Подобная организация работы является эффективной формой для достижения цели экологического воспитания – формирования ответственного отношения к природе. Традиционными делами в классе стали «Праздник осени», «День урожая», которые организуются и проводятся как КТД. Ни один ученик не остаётся в стороне, исполняя определённую роль в подготовке, проведении и анализе этого дела. Школьники охотно воспринимают эту форму работы. Духу соперничества, активизации познавательной активности, расширению кругозора способствуют различные конкурсы знатоков природы, КВНы, викторины. Ее ученики участвуют в разведке экологических троп, в экологических акциях  «Родничок» (облагораживание и уход за родником, находящегося рядом со школой), «Первоцвет» (наблюдения за первоцветами и их  охрана), «Зеленый наряд» (озеленение территории школы). В зависимости от возраста учащихся классные часы  посвящает знакомству  с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. Также изучают своё село, совершают заочные путешествия по заповедным уголкам России, «Вокруг света с фотоаппаратом». Одной из эффективных форм воспитания считает  проведение комплексных экскурсий. Воспитанники Ирины Александровны  участвуют в выставках рисунков, экологических плакатов, таких как «Береги природу – наш общий дом», «Мой край», а зимой участвуют в акции «Покормите птиц зимой». Серию классных часов посвящает и формированию навыков санитарно-гигиенической культуры: «Как ты сидишь», «Твой режим дня», «Нет глаз в запасе лишних», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Здоровый сон».

Во внеклассной работе экологического характера старается придать краеведческую направленность, которая позволяет установить связь школы с жизнью, формировать и развивать у учащихся приемы работы исследовательского характера, творческую инициативу, самостоятельность, подготовку с общественно-полезн6ому труду.

Родители учащихся – активные помощники классного руководителя. Вместе с детьми мастерят кормушки и гнездовья, подкармливают птиц, выращивают для школы и класса комнатные цветы, сажают деревья, кустарники и ухаживают за ними; ходят с детьми в походы, на экскурсии, заботятся о содержащихся дома животных, организовывают экскурсии в музеи г. Саранска, Ичалковский конезавод. На родительских собраниях обсуждают вопросы экологического воспитании в семье, о здоровье детей, о здоровом образе жизни.
Учеников Ирины Александровны отличает высокий уровень воспитанности. Они приветливы, вежливы, доброжелательны, подтянуты, дружны, добры по отношению друг к другу и окружающим. Своими методическими находками учительница делится с коллегами, выступает на педсоветах, дает открытые уроки. Много внимания уделяет тому, чтобы ученики занимались в системе дополнительного образования. Большинство учащихся ее класса посещают ДШИ, что очень помогает в воспитательной  работе.

Неуспокоенность, желание каждый день работать лучше, чем вчера, - вот что подчеркивают коллеги  в характере учителя. Ирина Александровна пользуется большим авторитетом у родителей учащихся и педагогов школы.

Полный текст материала Обобщение педагогического опыта "Экологическое воспитание младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Ирина Александровна  kusnezowa
07.03.2011 0 6047 630

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК