Статья «Безотметочное успешное обучение в начальной школе»


Статья для публикации
«Безотметочное успешное обучение в начальной школе»

Оценивание ЗУНов в начальной школе происходит по пятибалльной системе со 2 класса 2 полугодия. Эта система несовершенна и не создает условия для успешного обучения ребенка. Поэтому для того, чтобы дети могли учиться радостно, оптимистично, творчески, могли видеть результаты своего труда, мы применяем игровые способы контроля за успеваемостью, за переживанием каждого конкретного ученика, за успешностью его обучения.

В нашей работе мы стремимся к тому, чтобы у учеников не было страха, чтобы каждый ученик в своем темпе все - таки усваивал школьную программу. Но в тоже время важно, чтобы дети и их родители видели результаты учебного труда, да и нам нужно конкретно представлять уровень обученности учащихся.
Для определения уровня обученности (для нас) мы используем следующую систему контроля:
 проверочная работа;
 устранение пробелов и дифференцированная работа;
 контрольный срез;
 в конце четверти этот вопрос включается в контрольную работу.

Результаты контрольных точек и другого учебного труда детей фиксируются на экранах успеваемости. Такие экраны Шаталов использовал в своей работе со старшеклассниками на уроках математики и физики, а мы адаптировали их для работы в начальных классах. Вместо отметок все ребята получают одинаковые цветочки, как только тема будет ими изучена и усвоена. Все дети получают одинаковые цветочки, независимо от того, какую контрольную точку они выполнили. Из таблицы видно, что какие-то дети усваивают темы быстрее, а каким-то ребятам на это усвоение нужно больше времени.

Сами дети с удовольствием отмечают свое передвижение. С помощью этой таблицы можно нацелить ребенка: «Посмотри, ты еще не научился находить основу предложения, в этой колонке у тебя нет цветочка. Давай позанимаемся, и ты тоже усвоишь эту тему – получишь цветочек». Зная, таким образом, свои пробелы и недочеты, дети часто занимаются в группе продленного дня с воспитателем или дома с родителями по данной теме. Это облегчает работу родителям: они знают, что именно не умеет их ребенок, и стараются по возможности ему помочь. Педагоги четко знают, какие темы уже усвоены детьми, к каким темам нужно вернуться еще раз и чему уделить свое внимание при индивидуальной работе.

В 1 и во 2 классах за дополнительно решенные задания, правильно выполненную работу мы награждаем каждого ребенка «яблочком», которое малыш приклеивает на свое деревце. И ребенок сам может наблюдать за своими успехами. Аналогично «цветочки на поляне».

С помощью игрушки можно контролировать качество ведения тетрадей, приучать школьников работать аккуратно. Например, Мишутка к себе на столик берет только те тетради, в которых ему понравилась последняя работа.

Очень слабых ребят нужно хвалить и поощрять чаще. Со временем у нас появилась такая игра: Мишутка отмечает в тетрадях те элементы, упражнения, задания, которые ребенок выполнил с особой тщательностью, вложил много труда. Эта отметка очень проста – рядом с красиво написанным словом или даже буквой, цифрой Мишутка «ставит» свою лапку. У слабых детей появляется смысл, желание и интерес продолжить писать хорошо, несмотря на предыдущие неудачи. На строке у слабого ученика может стоять от двух до пяти «лапок», а у сильного – одна «лапка», но на полях. Она оценивает всю строку. Обычно такие тетради дети оставляют себе на память и подсчитывают сколько «лапок» у них накопилось.

Используя данную методику, каждый ребенок получает возможность увидеть свое продвижение вперед. Пусть маленькое, очень медленное, но все же продвижение. Вместо того, чтобы накапливать «двойки» и «тройки», ребенок постоянно видит только то, что он еще не умеет, чему еще не научился, мы предлагаем акцентировать внимание на то, что он уже умеет, чему уже научился.


Полный текст материала Статья «Безотметочное успешное обучение в начальной школе» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Елена Александровна  нш11
27.10.2010 4 3934 707
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 SemykinaS • 10:14, 28.01.2011
Спасибо, возьму себе на заметку!
avatar
2 тев777 • 18:35, 06.11.2010
А у нас в первом класс запретили всякие "звёздочки", "цветочки" и "солнышки". осталась только похвала.
avatar
1 ТВ9051 • 16:32, 28.10.2010
Статья достаточно интересна, только автор не уточнила, с какого класса, её дети переходят на оценочную систему. Я в 1 классе,детям за правильные ответы,хорошо сделанную работу, вручала жетоны(картонный кружок с яркой переводной картинкой)Детям очень нравилось получать жетоны ещё и потому, что в конце каждой четверти устраивалась ярмарка. И дети на заработанные жетоны могли приобрести себе игрушки и канцелярские товары.