Статья "Методика преподавания раздела "Безопасное поведение на дорогах" курса ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС"


Методика преподавания раздела
«Безопасное поведение на дорогах» курса ОБЖ в начальных классах
в соответствии с требованиями ФГОС

Курс ОБЖ в системе образования стал самостоятельной дисциплиной и на сегодняшний день не существует единой методики преподавания учебного материала. Это приводит к необходимости поиска все новых и новых подходов, которые позволили бы сформировать устойчивые знания и навыки учащихся в области личной безопасности, сформировать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах.

Существующая статистика свидетельствует о том, что ежегодно тысячи жизней наших граждан уносят дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП). При этом немалую часть пострадавших в ДТП составляют дети и подростки. Установле­н, что в половине случаев ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновре­менно. ДТП с участием детей и подростков возникают при переходе через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданном выходе на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей, в результате неосознанного появления на проезжей части из-за игры или животного. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Самыми распространенными причинами «детских» несчастных случаев являются:

  • отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым;

  • незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную об­становку;

  • по­теря бдительности, недисциплинированность.

Объяснить это можно как возрастными осо­бенностями детей, так и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы. В связи с этим раздел «безопасность на дорогах» в курсе ОБЖ сегодня приобретает особую важность. При этом успешность обучения во многом зависит от избранной методики обучения.

Рабочая программа по курсу ОБЖ для учеников 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения. Разделу «Безопасность на дорогах» в данной программе отведено 6 часов. Список рассматриваемых тем представлен в таблице 1:

Таблица 1

Содержание раздела «Безопасность на дорогах»
курса ОБЖ в 5 классе

Название темы

Содержание

1

Безопасность участников дорожного движения

Закрепление основных понятий: проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная и велосипедная дорожка. Обязанности пешехода, пассажира, водителя. Формулирование основных правил поведения пешехода на дороге.

2

Светофор, дорожные знаки

Закрепление знаний о светофоре и дорожных знаках (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные).

3

Перекресток

Закрепление представления о перекрестке, его видах, его опасности как места, где пересекаются дороги, и транспорт движется в разных направлениях; безопасность поведения на перекрестке. Регулировщик, его обязанности на перекрестке. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

4

Дорожная разметка

Знания о проезжей части дороги; представление о пешеходных переходах; дисциплинированность в соблюдении правил перехода дороги.

5

Правила поведения при езде на велосипеде

Закрепление знаний о правилах езды на велосипеде (места для движения велосипеда, права и обязанности велосипедиста), возрасте, с которого можно выезжать на дорогу. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда.

6

Осторожно, автомобиль!

Опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; понятия «остановочный путь автомобиля» и «тормозной путь автомобиля»; оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения; действия пешеходов при подаче сигналов автомобилем.


Цель преподавания раздела «Безопасность на дорогах» курса ОБЖ: формирование у учащихся культуры поведения на дорогах, ответственного и сознательного отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.

Задачи преподавания раздела «Безопасность на дорогах» курса ОБЖ:

1. Предметные:

1) формирование знаний об опасных ситуациях, возникающих на дороге, и понимания их последствий для здоровья и благополучия человека;

2) развитие умения применять правила поведения в реальных условиях.

2. Личностные:

1) формирование личной ответственности за безопасность на дороге;

2) воспитание ответственного отношения к Правилам дорожного движения.

3. Метапредметные:

1) формирование информационной компетентности воспитанников (умения воспринимать информацию, генерировать идеи, осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор и оформление информации по проблеме с использованием различных информационных источников).

2) формирование коммуникативной компетентности учащихся (развитие умения выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, формирование умения  взаимодействовать с окружающими).

Достигнуть обозначенные выше цели и задачи в рамках ФГОС можно широко используя в учебном процессе активные и интерактивные методы проведения уроков.

Активный метод – это форма взаимодействия, при которой преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом является преподаватель, то здесь он и обучающиеся находятся на равных правах.

Интерактивный метод – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Роль преподавателя в данном случае сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Значимыми составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются воспитанниками.

На основании этого в качестве основной формы проведения уроков по разделу был избран тренинг.

Тренинг, как и любая другая форма работы с учащимися, требует адаптации кадет к используемым способам работы, организации пространства и т.д. В связи с этим на первом уроке, проводимом в форме тренинга, вводились определенные нормы, а именно:

1) правила «поднятой руки» и «одного микрофона»;

2) принятие точки зрения каждого участника взаимодействия;

3) право на собственное мнение и ее аргументирование.

Базовая структура урока в форме тренинга включала в себя следующие этапы:

1. Приветствие (2 мин)

2. Разминка (3 мин)

3. Рефлексия предыдущего урока (3 мин)

4. Введение в тему текущего урока (3 мин)

5. Сообщение нового материала (10 мин)

6. Упражнения, позволяющие усвоить новый материал (15-17 мин)

7. Рефлексия текущего урока (3 мин)

8. «Мостик» в следующий урок (2 мин)

9. Прощание (2 мин)

Этапы «приветствие» и «прощание» - это так называемые «рамки» урока, границы, которые отделяют его от предыдущих и последующих частей жизнедеятельности учащихся.

Разминка – это способ влияния на эмоциональное состояние учащихся и уровень их активности. Разминка выполняла важную функцию настройки на продуктивную деятельность на уроке. Упражнения для разминки подбирались с учетом актуального состояния учащихся. Так одни разминочные упражнения позволяли активизировать учащихся, поднять их настроение, а другие наоборот были направлены на снятие чрезмерного возбуждения.

Рефлексия предыдущего урока это повторение материала предыдущего урока и домашнего задания.

Введение в тему текущего урока заключалась в мотивировании кадет на серьезную и глубокую работу и введение их в тему и основные задачи урока. Для введения в содержание урока использовались следующие приемы:

1) тема урока сообщалась преподавателем, а цель и задачи урока формулировали сами учащиеся;

2) учащимся ставился открытый вопрос, и в процессе его обсуждения устанавливалась тема урока;

3) учащимся предлагался яркий факт по теме, а далее работа велась на энергии непроизвольного интереса учащихся к нему.

Сообщение нового материала подразумевало ознакомление учащихся с содержанием рассматриваемой темы. Использовались следующие методы:

1. Рассказ – сообщение учащимся новой информации. Содержание рассказа опиралось на имеющийся личный опыт учащихся, и подразумевало расширение и обогащение его новыми элементами. Рассказ сопровождался показом фильма, иллюстраций, рисунков, схем, которые были представлены как на печатной основе, так и в виде мультимедийных презентаций, записью новых слов, понятий и определений.

В рассказе постоянно давалась установка учащимся на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными. Так, наблюдая происходящее на дороге, ученик должен был уметь выделить все основные признаки, т.е. представить всю картину, событие.

2. Беседа – метод, который позволяет формировать знания учащихся по теме, опираясь на уже имеющиеся у них знания и личный опыт. В беседе учащиеся подводились к пониманию нового учебного материала с помощью вопросов, побуждающих их вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы лежал диалог между педагогом и учеником, активизирующий мышление последних.

При организации бесед важным фактором являлось продумывание вопросов. Так, один из них мог быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой – на актуализацию знаний и личного опыта учащихся. Вопросы также подразумевали выявление связей между понятиями и явлениями в дорожной среде.

3. Доклады учащихся по теме урока. Отдельным учащимся на предыдущем уроке давалось задание составить небольшое по объему сообщение, презентацию содержащую информацию по тому или иному вопросу, рассматриваемому на текущем уроке. Важно отметить, что подготовка докладов каждый раз поручалась разным учащимся как индивидуально, так и в парах. Перед подготовкой сообщений (докладов) с учащимися проводилась беседа о том, как правильно подготовить сообщение и какие средства целесообразно при этом использовать.

Усвоение учебного материала подразумевало широкое использование следующих методов: 

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Учащиеся записывали новые слова и дорожные термины, изучали учебный материал, сюжетные картинки и рисунки в поиске ответов на поставленные преподавателем вопросы.

2. Дидактические игры. Чаще всего использовались игры-упражнения, направленные на закрепление знаний о том, как безопасно вести себя на дорогах. Учащиеся работали с карточками, составляли алгоритмы действий и т.д.

3. Тренировочные упражнения. Данные упражнения имели целью отработку усвоенных знаний. Для этого использовалась модель реальной дорожной обстановки.

4. Ролевая игра. Использование таких игр всегда носило эмоциональный характер, что способствовало более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей учащиеся проявляли воображение, учились подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.

5. Составление мини-рассказа на заданную тему. Учащимся предлагался перечень опорных слов или фраз, из которых следовало составить рассказ.

6. Виртуальная экскурсия. Во время таких «экскурсий» преподавателем обращалось внимание учащихся на: опасные места на дороге, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий, действия пешеходов, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д. На этих «экскурсиях» учащиеся приобщались к дорожной среде, осознавая значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Для организации работы учащихся на этапе усвоения теоретического материала использовались преимущественно:

  • парная работа (двое учащихся выполняли задания в сотрудничестве друг с другом);

  • работа в микрогруппах (у каждой группы были свои задания, которые подчинялись единой цели).

  • коллективное взаимодействие.

Рефлексия текущего урока подразумевала ретроспективное оценивание в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось и почему) и смысловом (учащиеся сами или при помощи преподавателя отвечают на вопросы о том, как рассматриваемый на уроке материал может пригодиться им в жизни). Кроме того, учащимся предлагались мини-тесты по теме урока.

«Мостик» в следующий урок являлся элементом домашнего задания. Наряду с заданиями, которые были направлены на закрепление изученного материала (преимущественно, ответить на вопросы по теме текущего урока), нескольким учащимся давалось задание подготовить сообщения, презентиции к следующему уроку (темы сообщений оговаривались с учащимися дополнительно).

Основными принципами обучения учащихся являлись:

1) системность и последовательность;

2) сознательность, активность и самостоятельность;

3) прочность формирования знаний, умений и навыков;

4) индивидуальные и групповые принципы обучения.

Средства обучения:

1) натуральные (реальные объекты рядом с учебным заведением, раздаточный материал и т.д.);

2) изобразительные (фотографии, рисунки, плакаты);

3) символические (чертежи, схемы);

4) компьютер и медиапроектор;

5) видео.







Полный текст материала Статья "Методика преподавания раздела "Безопасное поведение на дорогах" курса ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горбач Вячеслав Владимирович  Публикатор
28.11.2018 0 221 3

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0