Электронное учебное пособие по программированию на языке Pascal. 9-11 класс

Электронное учебное пособие по программированию на языке Pascal. 9-11 класс

Доронина Екатерина Валерьевна.

Учитель информатики высшей категории

МКОУ СОШ № 1 г. Коркино Челябинской области

Описание электронного учебного пособия

Введение

Алгоритмизация и программирование – неотъемлемая часть школьного курса информатики и ИКТ, играющая важную роль в развитии логического, алгоритмического, наглядно-образного мышления обучающихся.

В базовом курсе информатики и ИКТ время на изучение алгоритмизации и программирования весьма ограничено, что, соответственно, ограничивает и возможности глубокого изучения темы. Наблюдается тенденция к его сокращению вплоть до полного вытеснения. В то же время редкий учитель информатики (независимо от профиля школы) не озадачен проблемой подготовки ребят к поступлению в ВУЗ, а значит, к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ, ряд заданий которого относится именно к алгоритмизации и программированию. А также головной болью является и олимпиада по информатики, которая сводится к составлению программ для решения задач.

Каждому учителю понятно, что, изучая информатику в старшей школе на базовом уровне (1 час в неделю), хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ, а также к олимпиаде невозможно. В профильном курсе (4 часа в неделю) выделяются часы на изучение программирования. Но, например, по программе Угриновича Н.Д. рассматривается сразу объектно-ориентированное программирование, что без получения «базы знаний» в виде структурного программирования очень трудно дается ученикам. Из отчета ФИПИ по ЕГЭ за последние годы видно, что процент выполнения заданий, связанных с программированием очень низок.

Поэтому перед учителем информатики и ИКТ стоит непростая задача – продуктивно организовать обучение алгоритмизации и программированию в современных условиях, качественно подготовить к ЕГЭ по информатике и олимпиаде по вопросам программирования. Остро стоит вопрос с выбором языка программирования. Во многих школах России изучаются языки Паскаль, Бейсик, Си. Причем к языку Паскаль склоняется большая часть учителей. Большинство учителей страдают недостаточным методическим обеспечением и учебными материалами. Теорию и задачи приходится собирать по «крупинкам» и выдавать под запись или на карточках.

Поэтому возникла необходимость создания электронного по разделу программирование, которое можно использовать для подготовки к урокам, непосредственно на уроке, для самостоятельного изучения материала, в качестве дистанционного курса, на факультативном и элективном курсе. Учебное электронное пособие разработано для учащихся 10-11 классов, но может быть использовано при изучении темы «Алгоритмика» в 9 классе.

Настоящее электронное пособие по программированию предназначено для учителей информатики общеобразовательных учреждений профильных и общеобразовательных классов, учеников, занимающихся дистанционно или самостоятельно по предмету. Необходимость разработки пособия продиктована необходимостью повышения качества преподавания по предмету, доступности методических материалов по разделам программирования, а также повышения результатов ЕГЭ по информатике.

Разработанное электронное пособие представлено в виде web-сайта, состоящего из большого количества страниц с текстовым, графическим материалом, интерактивных элементов, флеш-роликов, объединенных гиперссылками. Для просмотра данного электронного пособия необходим браузер в любой операционной системе. Пособие разработано по разделу «Программирование на языке Паскаль». Установка продукта не требуется. Достаточно скопировать всю папку на локальный диск. Запуск пособия производится по открытию файла index.htm. Так как данное пособие содержит активные элементы – кнопки и текстовые поля, то необходимо в браузере разрешить выполнение скриптов, иначе не будет результата проверки.

Титульная страница электронного учебного пособия:


Ссылка «Программирование на языке Паскаль» открывает список тем курса с гиперссылками на соответствующие уроки:



Содержание раздела «Программирование на языке Паскаль».

Урок 1

Введение в программирование.

Урок 2

Знакомство с языком Паскаль.

Урок 3, 4

Операторы ввода и вывода данных. Оператор присваивания. (2 часа)

Урок 5

Лабораторно-практическая работа №1 (1 час)

Урок 6, 7

 Арифметические выражения. Стандартные функции Pascal (2 часа)

Урок 8

Лабораторно-практическая работа №2. (1 час)

Урок 9

Лабораторно-практическая работа №3. (1 час)

Урок 10, 11

Условный оператор. Логические выражения. (2 часа)

Урок 12

Лабораторно-практическая работа №4. (1 час)

Урок 13

Вложенные и последовательные условные операторы. (1 час)

Урок 14

Лабораторно-практическая работа №5. (1 час)

Урок 15

Решение задач на принадлежность точки части координатной плоскости. Задача С1 ЕГЭ. (1 час)

Урок 16

Лабораторно-практическая работа №6. (1 час)

Урок 17

Оператор выбора. (1 час)

Урок 18

Лабораторно-практическая работа №7. (1 час)

Урок 19, 20

Цикл с параметром. (2 часа)

Урок 21

Лабораторно-практическая работа №8. (1 час)

Урок 22, 23

Цикл с предусловием. (2 часа)

Урок 24

Лабораторно-практическая работа №9. (1 час)

Урок 25

Цикл с постусловием. (1 час)

Урок 26

Лабораторно-практическая работа №10. (1 час)

Урок 27

Составление программ для решения задач с целыми числами. (1 час)

Урок 28

Лабораторно-практическая работа №11. (1 час)

Урок 29, 30

Символьный тип данных. (2 часа)

Урок 31

Лабораторно-практическая работа №12. (1 час)

Урок 32, 33

Понятие о массивах. Одномерный массив. (2 часа)

Урок 34

Лабораторно-практическая работа №13. (1 час)

Урок 35

Обработка одномерных массивов. Методы сортировки. (1 час)

Урок 36

Лабораторно-практическая работа №14. (1 час)

Урок 37, 38

Двумерный массив. (2 часа)

Урок 39

Лабораторно-практическая работа №15. (1 час)

Урок 40, 41

Строковый тип данных. (2 часа)

Урок 42

Лабораторно-практическая работа №16. (1 час)

Урок 43

Обработка одномерных и двумерных массивов, состоящих из строк (1 час)

Урок 44

Лабораторно-практическая работа №17. (1 час)

Урок 45, 46

Понятие подпрограммы. Функции в Паскале. (2 часа)

Урок 47

Лабораторно-практическая работа №18. (1 час)

Урок 48, 49

Процедуры. (2 часа)

Урок 50

Лабораторно-практическая работа №19. (1 час)

Урок 51,52

Создание индивидуальных проектов. (2 часа)


Содержание модулей пособия:

Урок по каждой теме строится из следующих модулей: Повторение изученного, теоретический материал, первичное закрепление изученного, разбор задач, практическая работа на компьютере по созданию программ для решения определенных заданий, итоги урока с вопросами для повторения, домашнее задание. После каждого изученного модуля предлагается лабораторно-практическая работа, состоящая из трех задач: 1 задача – базового уровня, 2 задача – среднего уровня сложности, 3 задача – повышенного уровня, дополнительные задачи – высокого уровня, для учеников, быстро справляющихся с работой. Лабораторная работа составлена из 8 вариантов для исключения списывания на уроках.

Содержание одного из уроков:


Раздел «Повторение».

Раздел «Повторение» содержит устные задания с интерактивными элементами: кнопками, текстовыми полями для записи ответов, и результатов вычислений. Позволяет повторить изученное и подготовить к изучению нового материала.


Теория. Теоретический материал помимо описания содержит схемы, таблицы, рисунки, флеш-ролики. Задачи для закрепления с разбором и составленной программой.



Флэш-ролик, поясняющий принцип работы циклического алгоритма:



Раздел «Практика» содержит задания без разбора для самостоятельного выполнения. Здесь учащийся сам может составить программу или учитель разбирает ее на доске.


Раздел «Вопросы» предназначен для подведения итогов на уроке:


Раздел «Домашнее задание»:


Пример Лабораторно-практической работы, состоящей из восьми вариантов и дополнительных задач:


Урок Создание индивидуальных проектов содержит примеры тем проектов в 8 вариантах, а также олимпиадные задачи для способных учеников.


Все задания в электронных пособиях несут практический характер, задачи подобраны из разных областей, что показывает межпредметную связь. Такие задания не скучны ученикам и повышают их интерес к предмету, познавательную активность.

Электронное пособие создано в программе Microsoft FrontPage и по желанию учителя может редактироваться с помощью этой программы. Пособие построено таким образом, что некоторые лабораторные работы или практические задания могут не изучаться, если времени недостаточно.


Апробация электронного учебного пособия

После первичного внедрения первой части электронного пособия в 10-11 классах информационно-технологического профиля в 2010-2012 учебном году были выявлены следующие результаты:

  • Учащиеся активно работали с пособием, работа их была комфортной.

  • Каждый работал в своем темпе, и выполнял те задания, с которыми мог справиться.

  • Некоторые учащиеся самостоятельно изучали темы раздела дома по причине болезни.

  • Усвоение материала этих учащихся прошло на хорошем уровне. Результаты итогового тестирования показали, что все учащиеся усвоили материал базового уровня, многие – повышенного уровня и некоторые – высокого (оценка 2 – 0%, оценка 3 – 20%, оценка 4 – 53%, оценка 5 – 27%).

  • Один учащийся досрочно самостоятельно изучил все темы раздела, выполняя задания высокого уровня. В оставшееся время разбирал задачи олимпиадного уровня. Данный ученик в 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах выступал на муниципальной олимпиаде по программированию и занимал 1 места. В 2010-2011 учебном году выступил на региональной олимпиаде по программированию с рейтингом 7 из 23. В 2011-2012 учебном году выступил на региональной олимпиаде по программированию, результат – диплом 3 степени. В 2010-2011 уч. году выступил на Всероссийской открытой олимпиаде по информатике, проводимой Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики. Получил диплом призера (диплом 3 степени).

  • Результаты ЕГЭ 2012 года среди учащихся информационного профиля – средний балл 81,1. Сдавало 10 учеников, баллы от 65 до 94.


Литература, используемая при создании пособия:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 класса. Профильный уровень – М.: БИНОМ, 2007-2010г

  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 класса. Профильный уровень – М.: БИНОМ, 2007-2010г

  3. Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков с.В. и др. Информатика и ИКТ. 9 класс. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010.

  4. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1, ч 2. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010.

  5. Л. А. Татарникова. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal, Томск – 2007

  6. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач. Крылов С.С, Ушаков Д.М_2010 -152с

  7. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. – М.: БИНОМ, 2004.

  8. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: БИНОМ, 2004.

  9. Ф. Меньшиков. Олимпиадные задачи по программированию. -Питер. 2006

  10. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 кл.» и А.Г.Гейна, А.И.Сенокосова, Н.А.Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М.В.Кошелев. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  11. Демоверсии ЕГЭ по информатике за 2008-2012 учебный годы.

  12. Сборник типовых задач по информатике. – М.: Образование и Информатика, 2005. – Библиотека журнала «Информатика и образование».

  13. Интернет-сайты:

  • http://acmp.ru  - "Школа программиста",

  • http://ipc.susu.ac.ru – сайт механико-математического факультета ЮУРГУ – организатора муниципальной и областной олимпиады по программированию

  • Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru

  • Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» http://www.chel_edu.ru



Полный текст материала Электронное учебное пособие по программированию на языке Pascal. 9-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Доронина Екатерина Валерьевна  Doronina-ek
18.10.2012 7 15048 5460

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 6
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 1569023 • 16:34, 02.12.2014
Очень гениальная вещь! Попробую со своими учениками. Большое спасибо!
avatar
5 Лена7962 • 23:54, 07.07.2014
Электронное учебное пособие-полезная вещь. Спасибо вам.
avatar
4 Doronina-ek • 17:55, 25.10.2012
Уважаемые коллеги. Прошу оставить отзыв о данной разработке. Если кто-то уже пробовал его использовать на своих уроках - напишите результаты.
avatar
Екатерина Валерьевна, спасибо, полезная вещь. Скажите, пожалуйста, как вы объясняете детям необходимость изучения программирования. Как быть в ситуации, когда ребенок говорит: "Мне не интересно, я это изучать не хочу", как быть в ситуации, когда некоторые ученики не могут понять программирование даже на простейшем уровне.
avatar
2 Doronina-ek • 06:35, 19.10.2012
Согласна, программировать может не каждый. Данный раздел на серьезном уровне я даю только в 10-11 классах информационно-технологического профиля. Туда идут ребята осознано, зная, что им сдавать ЕГЭ по информатике, участвовать в олимпиадах, а далее учиться в ВУЗе. Почти все мои ребята, поступив в ВУЗ, так или иначе, сталкиваются с программированием. И я постоянно слышу от них слова благодарности за то, что научила их азам. Для ребят 9 классов и 10-11 классов базового профиля вместо программирования даю алгоритмику, например, КУМИР. Все структуры разбираем на исполнителях. Это не так сложно, и интересно. Обычно все ребята справляются, либо предлагаю им дифференцированные задания.
avatar
Спасибо! Ясно.