Элементы множеств. Взаимное расположение множеств.


Слайд 1

Учитель читает стихотворение

Ленивая кошка Старушка пошла на охоту -

Не ловит мышей. За кошку!

Ленивый мальчишка Привыкла и ловит

Не моет ушей. Мышей понемножку!

Ленивая мышка За мышку под бревнами

Не выроет норку. Вырыла норку.

Ленивая мушка Мешочек пшена

Не хочет летать. притащила

И корку.

Ленивый мальчишка

Не хочет читать! Потом за мальчишку! -

Затеяв уборку

Что делать, скажите, И быстренько уши

промыв

Добрейшей старушке, За мальчишку,

Когда завелись Старушка взяла

У старушки в избушке: Интересную книжку,

Ленивая кошка, Которую залпом прочла -

Ленивая мышка, За мальчишку!

А также ленивая

Сонная мушка Теперь -

А с ними в придачу За ленивую сонную

мушку

Ленивый мальчишка? Старушка расправила

Слайд 2

Нежные крылья Как жили бы в этой

И вдаль полетела Ленивой избушке,

Проведать подружку! Не будь на земле

Неленивой старушки?

Ах, завтра старушке

Придется опять

За мушку – летать,

За мальчишку – читать,

За кошку – мышей на охоте

Хватать,

З мышку в норе

Под бревном хлопотать.

Слайд 3

Учитель предлагает ученикам составить три пары множеств, элементами которых должны быть жители избушки.

Слайд 4

Для каждого примера учащиеся составляют схемы на листах и точками отмечают жителей избушки.

Затем результат сверяется с 4 слайдом.

Слайд 5

Как можно назвать множество на экране?

Какие подмножества в нем можно выделить?

Что можно сказать о расположении этих множеств?

Слайд 6

Какие множества вы видите на экране?

Какие множества не пересекаются?

Какие множества расположены внутри других?

Какие множества пересекаются?


Приложение

Технологическая карта

урока информатики в 4 классе

Тема урока


План урока

Возможная личностно

значимая проблема

«Элементы множеств. Взаимное расположение

множеств»

1. Организационный момент

Стихотворная разминка. Стихотворение

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»

Иллюстрация на экране компьютера.

Выделение учащимися пар множеств, элементами которых должны быть жители избушки.

Проверка правильности ответов с помощью слайда на экране компьютера.

Повторение основных схем расположения множеств:

множества не пересекаются, множество подмножество, множества пересекаются.

Для каждого примера составить утверждения со словами ВСЕ, НЕ ВСЕ, НЕКОТОРЫЕ, НИКАКИЕ.

Для каждого примера рисуется схема и точками отмечаются жители избушки. Проверяется задание с помощью следующего слайда на экране компьютера.

2. Повторение и закрепление темы «Множества»

На экране отображается слайд «Множество желтых», следующий слайд «Множество животных», выделяются их подмножества. Составляются схемы.

З. Физкультминутка.

4. Работа с графическим редактором Раint.

На экране изображение «Колючие множества». Раскрашиваются только те фигуры, где живут «колючие».

5. Творческая работа на компьютере — конкурс на создание самого красивого домика для «трудолюбивой старушки» из первой части урока.

6. Подведение итогов. Призы самым трудолюбивым, которые чаще других отвечали правильно и за самые красивые домики.

Компьютерная грамотность в современном мире имеет такое же значение как умение читать и писать. Искусственный интеллект тесно связан с теоретической информатикой. Проблемы распознавания образов и речи, представление, накопление знаний, моделирование рассуждений, творческая работа — все возможно разрешить с использованием компьютера.

Планируемые результаты

изучения материала

Научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству. Упражнение в анализе групп

предметов, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы от другой. Закрепление знаний с помощью практической работы на компьютере. Воспитывать интерес к предмету, к изучению компьютера, как инструмента творчества.

Методы обучения и формы

организации учебной деятельности


Итоговый урок по теме «Множества». Повторение, закрепление знаний. Использование компьютера как инструмента обучения, для создания индивидуальных творческих работ. Коррекция ошибок. Дружеская беседа на тему как важно быть трудолюбивым, для того чтобы все получалось. Оценка знаний уч-ся, поощрение хороших результатов.

Развитие умений учащихся


Формирование у детей представления об окружающем их мире, о множестве различных предметов в нем. Формирование классифицирующей деятельности. Развитие художественного воображения, внимания и наблюдательности. Закрепление символики.

Основные понятия и

термины


Множества, элементы множества, составление схем пересечения множеств и утверждений с помощью специальных терминов. Использование графического редактора.

Источники информации


Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс.

Часть З. Демонстрация слайдов с помощью программы Power Point. Графический редактор Paint.



Учитель Криворотова Л.Н.


Тема: «Элементы множеств. Взаимное

расположение множеств».


Открытый урок информатики в 4 классе.

Учитель информатики Криворотова Л.Н.


Цели:

  1. Закрепление знаний по теме: «Элементы множества»;

  2. Графическое расположение множеств. Определение области пересечения множеств;

  3. Развитие творческого мышления учащихся. Отработка навыков использования инструментария и цветовой палитры в среде графического редактора;

  4. Воспитывать интерес к изучению компьютера, как к инструменту творчества.


Оборудование:


  1. Горячев А.В. «Информатика в уроках и задачах» 4 класс. Часть 3 – М.: Баласс, 2000.

  2. Демонстрация слайдов с помощью приложения MS PowerPoint. (pril2.ppt)

  3. Графический редактор Paint. (pril1.bmp)

  4. «Призы» - любые, например, картинки, красивые медальки.


Ход урока


1. Организационный момент.


2. Стихотворная разминка. Учитель читает стихотворение Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». На экране 1-й слайд.


Учитель предлагает ученикам составить пары множеств, элементами которых должны быть жители избушки. Все жители избушки выписаны на 2-м слайде.


3-й слайд. – Дети, давайте составим пары множеств, элементами которых будут жители избушки. Задание: (на экране) (2-й щелчок.)


1-й способ расположения множеств - «Множества не пересекаются».


Подумайте, на какие два множества можно разделить всех жителей избушки, между которыми нет ничего общего?

Правильно, «Лентяи» ­– «Трудолюбивые жители». (3-й щелчок)


2-й способ расположения множеств – «Множество – подмножество»

(4-й щелчок).

На какие два множества можно разделить всех жителей избушки, так чтобы одно множество полностью находилось внутри другого?

Правильный ответ: «Жители избушки» - «Люди». (5-й щелчок)


3-й способ расположения множеств – «Множества пересекаются».

На какие два множества делятся все жители избушки так, что некоторые из них принадлежат первому и второму множеству, но часть из них принадлежит только первому или только второму множеству? (6-й щелчок)

Трудный вопрос, если нет правильного ответа, то подсказка: «Некоторые жители умеют летать, среди них есть лентяи».

Правильно, «Лентяи» - «Жители, умеющие летать». (7-й щелчок).

А теперь для каждого примера составьте утверждения со словами ВСЕ, НЕ ВСЕ, НЕКОТОРЫЕ, НИКАКИЕ.


Например, 1) Никакие лентяи не трудолюбивы, никакие трудолюбивые не лентяи.

2) Все люди на картине – жители избушки. Некоторые жители избушки – не люди.

3) Некоторые лентяи – умеют летать. Некоторые жители, умеющие летать – не лентяи.


Возьмите чистые листочки бумаги и нарисуйте схему для каждого примера, точками отметьте жителей избушки.

Подсказку можно увидеть, щелкнув клавишей мыши на 4-м слайде. Поднимите руку, у кого рисунок похож на тот, что вы видите на экране?


Получите Приз от трудолюбивой старушки! (Призы в виде картинок, готовятся учителем заранее).


3. Щелкнув клавишей мыши, рассмотрите следующий слайд.


5-й слайд.


Вопросы:


  1. Как вы назовете множество на экране? – «Желтые предметы».

  2. Какие подмножества среди них можно выделить? – Игрушки, фрукты, машины, …

  3. Что вы скажете о расположении этих множеств? – Все они подмножества множества «Желтые».


Щелкните клавишей мыши, рассмотрите следующий слайд.


6-й слайд.


Вопросы:


  1. Какие множества вы видите на экране? – Звери, кошки, домашние животные, дикие животные, плавающие в воде и др.

  2. Схема 1: – Не пересекаются множества «Умеют плавать» – «Не умеют плавать».

  3. Схема 2: – Все они внутри множества «Животные».

  4. Схема 3: – Пересекаются множества «Семейство кошек» – «Домашние животные». (или «Дикие животные»)


4. Физкультминутка:


Давайте немного отдохнем. Даже такие трудолюбивые дети, как вы нуждаются в отдыхе.

Все ребята дружно встали и на месте

Зашагали.

На носочках потянулись и друг к дружке

Повернулись.

Плечи шире развернем! Сядем, рисовать

Начнем.


5. Сейчас с помощью графического редактора Paint мы сможем проверить, все ли хорошо усвоили тему «Множества».


На экране изображены «Колючие множества» (Приложение 1). Раскрашивать надо только те фигуры, где живут «Колючие».


Задание на Карточке 1.


Вопросы и задания:


  1. Сколько фигур надо будет раскрасить? (6 фигур)

  2. Каждую фигуру раскрасьте своим цветом. Например, «роза» – красная и т.д.

  3. Найдите точно такую же фигуру внутри квадрата-мозаики, ее тоже раскрасьте красным цветом.


Проверка выполненных заданий. За правильные ответы – Призы!


6. Если останется время, все рисуют элементы любого множества или провести конкурс на самый красивый домик для трудолюбивой старушки. Лучшие работы получают Призы.


7. Спасибо, вы очень хорошо работали, но кто-то был особенно трудолюбив и получил больше всех Призов. На следующем уроке, я думаю, что все смогут быть не хуже.


Заключение: Итак, на уроке мы говорили о множествах. Мы вспомнили, что множества состоят из различного числа элементов. Мы вспомнили также, что существуют три схемы расположения множеств:


«Множества не пересекаются»;


«Одно множество является подмножеством другого»;


«Множества пересекаются».


Домашнее задание:

  1. рабочая тетрадь: №21 стр.20, №28 стр.24;

  2. Карточка 2.




Карточка 1


Раскрась в разные цвета только те фигуры, в которых живут «колючие множества». А теперь найди и раскрась те же фигуры внутри квадрата-мозаики. Одинаковые фигуры раскрашивай одним цветом.





Карточка 2


Сколько множеств можно образовать из перечисленных слов? Какие схемы можно по ним составить?

Лимон, бананы, сливы, яблоко, мандарин, морковь, картофель, помидор, репа, лук, баклажан, тюльпан, роза, ромашка, василек, гвоздика, арбуз, клубника, малина, крыжовник, смородина, барбарис, шиповник.






Приложение 1



Полный текст материала Элементы множеств. Взаимное расположение множеств. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Криворотова Лариса Николаевна  klarisa
02.11.2009 0 4530 945

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0