Факультативы, элективы, кружки


Курс рассчитан на 34 часа,предназначен для учащихся 10 профильного класса. В программе предусмотрено решение расчетных и экспериментальных задач, а так же задач высокого уровня сложности из ЕГЭ.

Сценарий может быть интересен тем, кто хочет оценить результативность педагогической работы по подготовке обучающихся к студенчеству и далее к успешной работе на производстве. Для занятия потребуется не менее полутора часов. Целесообразнее проводить на элективе, семинаре, дне отрытых дверей.

Программа кружка «Живая химия» рассчитана на 14 дней обучения. Программа ориентирована на учащихся 8-10 классов средней общеобразовательной школы. В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в ходе полевой практики в эколого-химическом летнем лагере члены кружка не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе химии, биологии и экологии, но и смогут овладеть навыками лабораторных и полевых исследований растений.
Программа экологического кружка рассчитана на возрастную категорию учащихся 14-17 лет. Срок реализации программы три года.В результате проведения курса кружка учащиеся должны овладеть навыками химического анализа, умением собирать и обрабатывать данные, создавать презентации.
Курс предпрофильной подготовки «Многоликая химия» расширяет у учащихся представления о значимости химических знаний, воспитывает устойчивый интерес к предмету, поможет в выборе жизненного пути.
На занятиях курса «Химия в задачах» учащиеся решают различные по типам и сложности теоретические, расчётные и комплексные расчётные задачи, приобретают навыки исследовательской деятельности, готовятся сдать экзамен по химии в формате ЕГЭ.
Авторская программа летнего предметного лагеря, рассчитана на учащихся 5-8 классов, предполагает выполнение многочисленных лабораторных и практических работ, реализуется на базе кабинетов биологии и химии.
Цель исследования: провести мониторинг качества воды в водоёмах города Димитровграда.
Задачи:
1. Ознакомиться с правилами тестирования воды;
2. Выбрать несколько водоёмов города для забора проб воды;
3. Протестировать пробы воды на:
растворённый кислород (РК);
кислотность (pH);
мутность (прозрачность);
температуру.
4. Проанализировать результаты мониторинга воды.
Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы экологии, химии и биологии, учитывает психологические закономерности формирования специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.
Рабочая программа по органической химии для профильного (химико-биологического) класса. Апробированна в течении 5 лет, прошла городскую экспертизу. В прошлом учебном году заняла призовое место на конкурсе рабочих программ, проводимом Кировским институтом повышения квалификации педагогических работников.
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-­11 классов, проявляющих повышенный интерес к изуче­нию химии, имеющих хорошие базовые знания общей и неорганической химии. А так же для учащихся, собирающихся продолжить об­разование в высших учебных заведениях естественнона­учного профиля, и которым необходимо сдавать ЕГЭ по химии.
Цель курса: систематизация и углубление знаний учащихся о фундаментальных законах общей и неоргани­ческой химии; предоставить учащимся возможность при­менить химические знания на практике.
Это разработка элективного курса для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии (преимущественно заданий части С). Данный элективный курс предназначен для учащихся 11-ых классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Элективный курс может быть реализован за счёт часов школьного компонента учебного плана и может быть использован с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии.
Многие педагоги испытывают недостаток времени на проведение исследовательских работ с учащимися. Предложенный элективный курс поможет решить данную проблему заинтересованным учителям и их воспитанникам в ходе научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся начальных классов на уроках Окружающего мира знакомятся с названиями различных элементов и простых веществ, например металлами и в результате имеют представления о достаточно большом круге веществ. Поэтому кажется возможным привести эти знания в определенную систему, начать формирование у учащихся таких понятий как «химический элемент» и «простое вещество». С этими понятиями ученики встретятся уже в 5 кассе на уроках природоведения.
Урок позволяет обобщить и систематизировать материал, изученный учащимися за весь курс предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Так же материал, представленный на уроке подготавливает учащихся к изучению предмета «Природоведение» в 5 классе, знакомит их с кабинетом химии, правилами техники безопасности работы в кабинете химии. В течение урока учащиеся вспоминают различные понятия, изученные за четыре года. Задача учителя в этих условиях выстроить определенную систему из уже знакомых детям понятий и подготовить их к дальнейшему более глубокому изучению.
Элективный курс «Исследование свойств органических веществ», предназначен для обучающихся 11 класса, является предметно-ориентированным, рассчитан на 34 ч.

Данный курс способствует развитию познавательной деятельности обучающихся, даёт возможность реализовать свои творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
Программа элективного курса «Химический анализ. Теория и практика» по химии рассчитана для учащихся 9 класса.
Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе, а также к участию в химических олимпиадах, развивает интерес к изучению предмета. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Курс разработан для учащихся 10-ых классов, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данный курс предусматривает углубленное изучение теоретических основ органической химии. В нём на более высоком уровне рассматриваются вопросы гибридизации, электронного и пространственного строения органических соединений и их химические свойства, стереохимические понятия.
Данный факультативный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Эти занятия позволяют помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе, а также к участию в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Внеклассное мероприятие "Страшная тайна, или влияние табачного дыма на организм человека"
Методическую разработку можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, посвященных Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября) и Всемирному дню без табачного дыма (31 мая) для обучающихся старшего звена.
Цель данного курса показать учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни. К традиционно задаваемым целям обучения добавляются такие, достижения которых без компьютера затруднено или невозможно. Для решения поставленных целей и задач использую ИКТ, метод проектов, ведь изучаемый в школе предмет химии может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам.
При составлении программы были использованы элективные курсы: «Химия в быту» (автор Г.Ю. Запольских, Лебяжская СШ, Кировская область), «Химия вокруг нас» (автор О.А. Соколова, СШ № 1 г. Кострома).
Программа курса «Основы химического анализа» составлена с использованием пособия «Аналитическая химия: Учеб. для сред, спец. учеб, заведений» авторов Пискаревой С.К., Барашкова К.М., Ольшанова К.М. Программа курса включает учебно-тематический план, предлагаемые пути реализации курса, в которых определены элементы содержания, а также деятельность учителя и ученика. Продолжительность курса составляет 17 часов.
Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова. Программа курса включает учебно-тематический план, предлагаемые пути реализации курса, в которых определены элементы содержания, а также деятельность учителя и ученика. Продолжительность курса составляет 17 часов.
Автор: Генералова Тамара Яковлевна

Программа построена по модульному принципу, ее реализация осуществляется через имитацию работы химической лаборатории. Программа является гибкой и мобильной, так как каждый модуль может быть использован как самостоятельный цикл занятий, что позволяет варьировать последовательность изложения отдельных блоков, использовать программу для обобщающего повторения при подготовке к экзаменам и предпрофильной подготовки для разных групп школьников. В рамках данного элективного курса в виде презентаций представлены результаты учебных исследований учащихся Марунько А. "Прохладительные напитки. Вред или польза?", Самоделкина В. и Шадрина К. "pH жидкостей, необходимых для человека", Шестакова А. и Лебедевой Л. "Химические вещества в архитектуре г. Минусинска".
Автор: Серебрянская Нелля Александровна, учитель биологии и химии высшей категории

Презентация поможет руководителям экологического и туристического кружков при ознакомлении обучающихся со способами выживания в природе в условиях вынужденной автономии
Автор: Серебрянская Нелля Александровна, учитель биологии и химии высшей категории

Презентация содержит полезные советы по способам ориентации в природе, предсказанию погоды по состоянию растений
Автор: Серебрянская Нелля Александровна

Программа курса по выбору (16 часов) имеет общеобразовательный межпредметный химико-математический характер и предназначена для изучения учащимися, проявившими ко времени обучения химии в 9 классе повышений интерес к решению расчетных задач. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний математики при решении расчетных задач.
Курс позволяет систематизировать знания об основных типах расчетных задач, углубить знания о способах решения задач и его изучение способствует расширению предметных знаний по химии, сознательному выбору пути дальнейшего профильного обучения, самоопределению в отношении собственной деятельности на естественно-математическом профиле. Курс формирует осознанные и математически обоснованные умения и навыки выполнения вычислительных операций и решения задач. Кроме того, курс позволяет систематизировать и собрать в единое целое знания о стехиометрических законах, способах решения химических задач и их стехиометрическом обосновании, так как данный материал в базовом курсе химии рассеян по различным темам.