Методическая разработка по химии "Азбука профессии"


Цель: обобщение и закрепление ранее изученного материала.

Методический комплекс занятия:

Материалы текущего контроля:

  • карточка с вопросами
  • карточка с опознаваемыми элементами
  • тесты различения
  • тесты соотнесения
  • тесты с открытыми значениями

План занятия:

  • организационный момент
  • представление жюри
  • проведение игры
  • подведение итогов

Шкала оценки:

Первый конкурс

1,0 балла за каждое несовпадающее название

Все последующие конкурсы

1,0 балл за один правильный ответ

0,1-0,9 балла за ответ с   неточностями

Досрочность подготовки

0,1 балла при условии правильности ответа

Ответы на дополнительные вопросы

0,1 балла

Дополнение к ответу

0,1 балла

Сценарий занятия:

Сегодня мы проведем урок-игру под девизом: «Так минералы становятся полезными»
Игра проводится на конкурсной основе.
Представление команд гостям и жюри:

  • Команда юношей: капитан команды
  • Команда девушек: капитан команды

В составе жюри:

  • Эксперт по вопросам минералогии и обогащения полезных ископаемых-
  • Эксперт по техническим вопросам –
  • Эксперт по вопросам организации труда и управления производством  -

Эксперт по горно-технологическим вопросам-
Председатель жюри –

В игре будет использована следующая шкала оценки:

За каждый правильный и полный ответ команда получает 1 балл

За неполный ответ или ответ с неточностями – от 0,1 до 0,9 балла

Досрочность подготовки оценивается как 0,1 балла при условии правильности ответа

Ответы на дополнительные вопросы оценивается как 0,1 балла

Дополнение к ответу соперников оценивается как 0,1 балла

Условия игры таковы:

  • Обсуждение по всем вопросам коллективное
  • Ответ дает один учащийся по решению капитана команды
  • Но, обязательное условие – каждый учащийся должен ответить несколько раз
  • Если это условие не будет выполнено, на команду налагается штраф – минус 5 баллов

1.    А теперь – внимание!

Термины, названия,
Разные их версии-
Все это. вместе взятое,
Есть азбука профессии

За одну минуту нужно написать как можно больше названий аппаратов для гравитационного обогащения.
По истечении 1 мин команды поочередно зачитывают список

Шкала оценки – 1 балл за каждое несовпадающее название

А пока жюри подводит итоги, вспомните, пожалуйста, съедобные минералы или  горные породы: мел, глина, соль (галит),…..

А теперь вспомним жидкие минералы: нефть, минеральные воды,……
Слова жюри-……….

2.    Продолжаем разминку:
Профессии секреты
Нам легче  постигать,
Когда в их постижении
Жизнь может «подсказать»!

Чаще всего такую «подсказку» Жизнь дает в названиях деталей.
В первом ряду – детали
Во втором ряду – «подсказка»
От каждой команды по два участника
Нужно найти деталь по «подсказке» - соединить их в пару
Стремитесь соединить как можно больше пар
А теперь:
Назвать каждую «опознанную» деталь и  объяснить где и для чего она используется  
При объяснении можно взять помощь команды за – минус 0,5 балла

Шкала оценки 1 балл за каждую опознанную деталь

А пока жюри подводит итоги, ответьте на вопросы:
-    Часто название минерала «говорит» о его окраске. Какого цвета: Аурипигмент, Альбит, Цитрин, Гематит, Хлорит

Слово жюри-….

3.    А теперь, настало время перед решающим конкурсом, активизировать память.
Лучшее средство для этого -  «Мозговая атака»:
Приготовьтесь отвечать на вопрос вслух как можно быстрее, после того как он прозвучит
Например:
-    Я говорю: «Транспортирование потоком воздуха – «
-    Вы добавляете – «пневмотранспорт»

Шкала оценки – 1 балл за каждый ответ
.
Приготовились:
    Транспортирование потоком воды -  гидротранспорт
    Взвесь в воде тонкодисперсных частиц – суспензия
    Несмачиваемость минералов водой – гидрофобность
    Сплав золота  и ртути – амальгама
    Насыщение пульпы воздухом – аэрация
    Вытяжная обеспыливающая вентиляция – аспирация
    Тяжелый остаток на шлюзах – шлихи
    Разделение продукта по крупности – классификация или грохочение
    Взаимопритяжение молекул разных веществ – адгезия
    Восстановление свойств суспензии – регенерация

А пока жюри подводит итоги, назовите слово из 15 букв – это один из признаков разделения продукта при подготовке руды к обогащению

1.    2.    3.    4.    5.    6.    7.    8.    9.    10.    11.    12.    13.    14.    15.
Р    а    в    н    о    п    а    д    а    е    м    о    с    т    ь

Слова жюри-………

4. А теперь конкурс: «Как минералы становятся полезными»
Постигая азбуку науки,
Учимся технологами быть,
И уже сумеем без усилий
Многие процессы отличить.

Каждая команда получает поочередно 5  рисунков с изображением различных процессов обогащения.
Нужно ответить на вопросы.
Время на подготовку по каждому рисунку – 2 мин.

Шкала оценки – 1 балл за ответ по одному рисунку

Пока жюри подводит итог – конкурс на внимательность.
Участвует вся команда
Вопрос: Вот уже почти 2 года каждое утро вы ступаете на крыльцо  нашего колледжа. А сколько же ступенек на крыльце?

Слова жюри-……………

5. Пока мы не конструкторы,
Еще мы только учимся,
Но приложить усилия
И что-нибудь получится!

Известно, что многие обогатительные процессы позаимствованы из кухонной и бытовой практики:
Например, флотация открыта при стирке
А такие процессы как дробление, измельчение, обезвоживание – настоящая кухонная практика
Поэтому, вам не составит  труда запроектировать схему переработки подсолнуха в подсолнечное масло. А вот назвать все проектируемые процессы вам нужно на языке обогащения
Исходный продукт – подсолнух
Конечный продукт – масло
Время на проектирование – 10 мин.
Запроектированную схему нужно представить. При этом нужно указать назначение всех процессов и назвать продукты.
Команда соперников имеет право выступать в роли оппонентов -  т.е. может аргументировано доказать неправильность принятых решений после представления

Шкала оценки 1 – 5 баллов

6. Пока жюри подводит итоги, мы продолжаем конкурс конструкторов: из предложенных кусочков собрать изображение аппарата и назвать его.
Шкала оценки – 1 балл за ответ

7. И продолжая конкурс, отыщите ошибку в схеме.
Шкала оценки – 1 балл за ответ
Слово жюри-……

8. Следующий конкурс «Секреты технологии»:
Каждой команде предлагается по 5 вопросов, время обсуждения – 5 мин.
Шкала оценки – 1 балл за ответ

Пока жюри подводит итоги – продолжим  конкурс на внимательность.
По одному участнику от команды к столу
Внимательно посмотрите друг на друга. Отвернитесь.
Дайте ответ на вопрос: Какого цвета глаза у соперника?
Слово жюри-……

9. Следующий конкурс пройдет под девизом: «Сомнение и Уверенность - две грани  одного Знания»
И так, я утверждаю, что все перечисленные минералы не проявляют сродства к воде. Так ли это?
Тальк
Молибденит
Графит
Магнетит

Я утверждаю, что все перечисленные вещества являются регентами – собирателями. Так ли это?
Олеиновая кислота
Ксантогенат калия
Гидроокись кальция

Сейчас каждая команда получит текст и 1 минуту на размышление над сомнительными утверждениями текста.
Через 1 мин. Я зачитываю текст, а Вы вносите поправки.  

Текст 1. Алмаз- камень необычайной красоты. Его твердость по шкале  Протодьяконова – 10. Его острые грани легко режут любые твердые вещества.
Не случайно его название на греческом звучит, как «непреодолимый». Он непреодолим как по твердости, так и по крепости…..

Текст 2. Гипс и ангидрит – минералы-родственники по химическому составу. Формула гипса СаSО4 , формула ангидрита СаSО4 2Н2О . Это небольшое различие обеспечивает ангидриту совершенную спайность, а гипсу - полное отсутствие спайности ……
Слово жюри-……

10. Конкурс - домашнее задание – «Устами специалиста»:
Каждая команда по очереди представляет свой «таинственный» рассказ об одном из методов обогащения
Команде нужно понять о каком процессе идет речь в рассказе соперника. Команда имеет право задать три таких вопроса, чтобы получить три однозначных ответа: «да» или «нет»
Слово жюри-……

11. А теперь, еще один конкурс: «Достоверная информация»
Само собой разумеется, что каждый техник может принять любую профессиональную информацию и достоверно ее изложить при передаче.
Насколько мы с вами уже этому научились – сейчас проверим.
Условия:

  • Три участника от каждой команды
  •  Два из них уходят за дверь и не слышат текст для передачи информации
  • Один участник от команды остается здесь – внимательно слушает текст, запоминает, выходит за дверь и передает информацию следующему из своей команды (другие три его не слышат – находятся  в другом кабинете)
  • Второй участник передает информацию третьему
  • Последний участник излагает трижды переданную информацию перед аудиторией

Конкурс оценивается по степени достоверности или искажения информации.
…….Из-за неоднократного нарушения условий технической эксплуатации перегрузочного конвейера № 9 произошел его аварийный останов. Сход ленты повлек за собой повреждение ходовой тележки и смещение ограждений. После устранения последствий обратного хода ленты конвейер можно запустить  в работу. Но неисправность ходовой тележки исключает возможность работы конвейера  челночном режиме. Кроме того, неисправность ограждений, а на отдельных участках и отсутствие их, может стать причиной несчастного случая…….
Слово жюри-………

12. Сегодня нам предстоит задуматься над решением самой острой проблемы горно-рудной промышлености.
Но, перед решением этой задачи, «Минута размышления» на тему: «Найти, добыть, использовать»
Рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.
Слово жюри ………
13. И так, конкурс «Наш взгляд на проблему века»- домашнее задание

…Ушли в далекое прошлое времена, когда найти минерал означало – использовать. Давно уже найдены и забыты крупные самородки, железные горы и алмазные копи. Не осталось на Земле руд, которые можно сразу использовать, минуя стадию обогащения. На долю будущего Человека остаются бедные и труднодоступные месторождения.

Так что же ожидает Землю в будущем? Минеральный голод? Есть ли выход из этого положения? А может быть есть альтернативные источники полезных ископаемых? Преложите реальные пути решения проблемы. Дайте аргументированное обоснование решению
Соперники могут выступить в роли оппонентов – имеют право задать два вопроса.
Альтернативные источники полезных ископаемых:

  • Полезные ископаемые морского и океанского дна (отдельные участки буквально «вымощены» железомарганцевыми конкрециями)
  • В морских шельфовых отложениях присутствуют многие цветные металлы
  • Отходы современного производства – вторичное минеральное сырье, нужно только освоить технологию его использования
  • Труднодоступные глубоко залегающие в земной коре руды уже сегодня можно добывать способом выщелачивания (медные и урановые – серной кислотой, железные – бактериями)

Шкала оценки – 3 балла за одно предложение

Слово жюри ………

14. А теперь –брейн-ринг.
Прослушайте вопрос и как можно быстрее дайте ответ.
«…Быстро и тяжело «дышит» отсадочная машина, частички руды, подпрыгивая в «постели», постепенно перемещаются к разгрузке….»
О какой «постели» идет речь?
Чем обеспечивается «дыхание» машины?  

Шкала оценки – 1 балл

Слово жюри ………

15. Конкурс на тему - «Мир камней»
Что делает «гадкий утенок» среди красивых и благородных камней? Он их «бедный» родственник. Он камень-труженик. В чем заключается его родственная связь?

Взгляните на эти минералы. Как непохожи они друг на друга! Но в них есть что-то общее. Что?

Слово жюри-………

16. Следующее задание даст возможность каждой команде заработать еще несколько баллов.
На рисунке – хорошо знакомый вам процесс.
Ответьте на поставленные вопросы.

Слово жюри-………

17. В заключение – «Реванш-конкурс»
Каждая команда задаст соперникам вопрос по технологии любого метода обогащения.
У каждой команды есть право задать два встречных вопроса по уточнению вопроса.

Заключительное слово жюри-………..
Поздравление команд.
Вручение призов.
В дополнение:

  1. Вспомните синонимы к терминам:«щитовой сбрасыватель» (шибер, срезной нож); «перколяция» (выщелачивание, гидрометаллургия)
  2. Назовите современный и древний оконные минералы
  3. Ответьте на вопросы по карточкам.

Впервые:
Послушайте специальный выпуск студенческих новостей.
Это интересно знать:     
Замечено, что средний рост студентов увеличился за последнее время на несколько сантиметров. Социологи объясняют это тягой к знаниям.

Ну заяц, погоди:
Студент Груздев уличен в неоднократных проездах «зайцем». Он объясняет это отвращением к любым билетам, которое возникло у него во время экзаменов.

Сенсация:
Самой умной, самой красивой и самой хорошей девушкой в мире признана восемнадцатилетняя Ниночка Егорова.
К такому решению пришел студент Саша Новиков.

На заметку:
Еще вчера об обучении во сне говорили как о чуде. Сегодня этим никого не удивишь – целые аудитории спять на занятиях.

Мини-диалог:
Экзаменатор: «Можете ли вы сказать что-нибудь о далеких химиках 19-го века?»
Студент: «Да, они все умерли».

Акселкрация:
Как показала проверка в средних учебных заведениях половина учащихся третьего курса на голову выше преподавателей.

4.    «Как минералы становятся полезными»
Какое свойство позволило графиту беззаботно подниматься на воздушном шаре на поверхность воды? Что за «посредник» облегчает «всплытие» графита?
Как называют этот процесс?

Какое свойство позволило алмазам «всплыть» и «путешествовать» на каплях масла по водной поверхности? Куда они «плывут»? Как называют этот процесс?

Кто здесь «одет в корону царскую» и царскою рукою «дарит» минералам всем заряд? А кто затем на «жадность» проверяет их? Зачем? Как называют «жадных» здесь, как называют «щедрых»? Как называют этот аппарат?

Какая сила избирательно притягивает «избранные» минералы? Какие минералы не способны «воспринять» ее? Какие с «удовольствием» воспринимают? Как называют этот аппарат?

Те минералы, что способны потонуть в воде, здесь могут «не тонуть». Что это за среда? И что собою представляет? Какие минералы может «потопить» она? Как называют этот аппарат?

Зачем неутомимо поршень «трудится»? Какая сила разделяет «дружный минеральный коллектив», и по какому признаку? Как называют этот процесс?

На первый взгляд это обычный стол, но он, как по приказу «строит» минералы в «веер». Какой же признак сделал их  «послушными»? Какие силы им «повелевают»? Как  называют этот аппарат?

Здесь минералы «беспорядочной толпою» начинают путь.  Какие силы их «выстраивают» в ряд? Кто к «финишу» приходит первым? Как называют этот аппарат?

Свет светит одинаково для каждого из минералов. Но лишь немногие способны  света «жизнь» продлить и работа заставит «оживиться». Какие это минералы? Что заставляет робота «проснуться»? И зачем? Как называют этот аппарат?

Нет проще ничего, чем этот «примитивный» способ разделенья минералов.
Два «имени» имеет он. Какие? Какие же из минералов «любят » этот «примитив»?
И почему они не «любят» механизмы? Но кое – что из механизмов все же можно применить. Скажите, что?

8.    «Секреты технологии»

  1. Назовите процесс, обратный процессу дробления
  2. При каком процессе обогащения минералы выходят «сухими из воды» ?
  3. Какой метод обогащения осуществляется только мокрым способом?
  4. В каком случае подготовительный процесс воздушной классификации может стать процессом обогащения?
  5. Закон Архимеда гласит: «На всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила».

Основой какого метода обогащения является этот закон? В чем сущность метода?
    

  1. Какое оборудование обеспечивает непрерывность обогатительных процессов и которое по праву называю артерией фабрики.
  2. При каком процессе обогащения минералы укачиваются в «постели»?
  3. Какой метод обогащения осуществляется только сухим способом?
  4. В каком случае подготовительный процесс грохочения может стать процессом обогащения?
  5. Пословица говорит: «Ломать не строить». Но мы знаем, что и ломать надо умело. Где и как реализуется принцип умелого разрушения?

Полный текст материала Методическая разработка по химии "Азбука профессии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузьмина Ирина Николаевна  Публикатор
09.02.2018 0 870 46

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0