Элективный курс "Создание знимательных задач на компьютере"; 7 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: в наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников, учащиеся испытывают затруднения, нехватку времени. И для инновационных уроков, с точки зрения включения занимательности, места не находится, поэтому постепенно угасает интерес к учению. Для решения этой проблемы считаю необходимым применять в учебном процессе задания в занимательной форме (ребусы, крос¬сворды, сканворды, занимательные задачи) корректируя их количество и направленность, с учетом психологических и физиологических особенностей школьников. Решение таких задач связано с формированием определенной гибкости мышления, умению и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные учебные ситуации. Требует достаточно развитой культуры умственного труда.
Однако, очевидна тенденция использования элементов занимательности только с учащимися начальной школы. Хотя элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять и для школьников старшего звена. Данный элективный курс имеет главное направление: если в младших и средних классах при применении занимательных элементов учащиеся выступали объектами, на которые был направлен образовательный процесс, то теперь у них имеется реальная возможность выступить полноправными субъектами деятельности, когда они самостоятельно смогут разрабатывать занимательные материалы и апроби¬ровать их на окружающих. Подобный навык пригодится ученикам в дальнейшем обучении, а выработать его предлагается на элективном курсе «Со¬здание занимательных задач на компьютере».

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при со¬здании занимательных материалов. При изучении курса обучаемые узнают, что понимается под тем или иным занимательным элементом, каким образом его создать и как оформить на компьютере.
Учителю из большого количества видов занимательных элементов необходимо выбрать те, которые вызвали бы наибольшую заинтересованность у учащихся. Материал следует выдавать небольшими порциями, детально прорабатывая его, иначе велика вероятность потери у обуча¬емых интереса к курсу. Прикладные навыки отрабатываются учениками в ходе разработки и оформления занимательных заданий. Учитель, ведущий данный элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками. Самостоятельная работа учеников сводится к подбору занимательных материалов по различным темам и разработке заданий, которые они оформляют на занятиях курса или в домашних условиях (для тех учащихся, которые имеют компьютер дома).
Для создания и оформления материалов применяются текстовый процессор Word, графические редакторы Paint, программа составления кроссвордов Decalion электронные энциклопедии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Цель:
 заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для создания задач в занимательной форме;
 сформировать понятие безграничных возможностей разработки и создания занимательных материалов.

Задачи:
 Формирование умений создания и оформления занимательных материалов с применением различных прикладных программных средств компьютера;
 выработка знаний о занимательных элементах, специфике того или иного элемента;
 формирование умений грамотно подавать занимательный материал окружающим;
 демонстрация возможностей типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала;
 овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми
в базовом курсе информатики;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятия курса проводятся в виде лекций и компьютерного практику¬ма. В лекционной части учитель рассказывает о занимательных элементах и их специфике, подкрепляя рассказ примерами и разбором заданий, в которых присутствуют рассматриваемые занимательные элементы. Особое внимание уделяется способам создания и оформления занима¬тельного материала на компьютере. Учитель, работая в тесном контакте с учителями, ведущими занятия по другим предметам, должен подбирать и предлагать к испол¬нению задания из школьных дисциплин. Сами задания выполняются на практических занятиях. При изучении курса рассматривается работа с программой составления кроссвордов Decalion, которая не изучается в базовом курсе информатики.
Вступительное занятие курса обязательно начинается мотивацией важности курса. Курс ведется блоками; каждый из которых охватывает материал по одному из занимательных элементов. Блок начинается с лекции. Отводи¬мое на нее время зависит от вида занимательного элемента, програм¬мных средств, используемых для его создания и оформления. Фор¬мирование соответствующих первичных умений оперирования програм¬мным средством реализуется в рамках практических занятий. На практике отраба¬тываются навыки создания и оформления занимательных материалов. Каждый блок завершается творческим заданием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные и оформленные заниматель¬ные материалы.
Итогом курса является создание системы занимательных материалов по определенному разделу одной из школьных дисциплин. Ученикам, под¬готовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам младших классов, проведя мини-урок. Данное предложение предварительно согласуется с учителем начальных классов.
Разработанные материалы могут найти применение на предметных КВН и вечерах, в кружковой и факультативной работе, где авторы будут доводить их до окружающих, выступая в роли ведущих или консультантов.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса
Учащиеся должны:
 иметь представление о способах обработки различных видов ин¬формации;
 владеть навыками работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint;
 знать роль программного обеспечения в работе компьютера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

В результате изучения курса «Со¬здание занимательных задач на компьютере»:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 о понятии занимательности,
 о элементах занимательности и их классификации,
 видах занимательных задач,
 правилах составления кроссвордов, ребусов.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

 создавать и оформлять занимательные материалы с применением различных прикладных программных средств компьютера;
 грамотно подавать занимательный материал окружающим,
 демонстрировать возможности типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала,
 научиться составлять кроссворды в программе Decalion.

Автор: Разваляева Нелли Викторовна  nelly
учитель информатики, МОУ "Новонадеждинская СОШ"
05.03.2011 1 3864 1231

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Нелли Викторовна, пожалуйста, загрузите на свой ПК файл с сайта - вверху я указала сведения об авторе. Эти сведения нужно обязательно указывать во всех публикуемых работах на нашем сайте. Также необходимо архивировать файлы в ZIP перед загрузкой.

Новости образования и науки: