Статья "Применение видео-сопровождения на уроках химии"


Введение

В современной России, где происходят глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности, сформировался социальный запрос, связанный с воспитанием и развитием компетентной личности, способной действовать осмысленно, ориентируясь в постоянно меняющемся окружающем мире.
Являясь преподавателем химии, считаю, что для формирования такой личности необходимо использовать в процессе обучения современные педагогические технологии. Богатейшие возможности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях химии предоставляет использование информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ на занятиях химии позволяют интенсифицировать деятельность преподавателя и учащегося; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью; проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать ИКТ является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям я обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всех учеников).

При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся.

На протяжении ряда лет на своих занятиях и во внеурочной деятельности, я использую видео-сопровождение уроков. О преимуществах и возможностях применения этих ресурсов идет речь в моей работе.

Основное содержание

В последние годы возможность использования компьютеров на любом уроке непосредственно в кабинете химии привела к тому, что компьютеры стали использоваться системно. Это означает, что речь не идет о применении определенных технологий, приемов на каких-то отдельных этапах урока, на определенных типах урока и т.д. Компьютеры стали неотъемлемой частью всей системы преподавания химии в большинстве школе, а их использование обрело очертания системы. Тем не менее, как и любая другая система, система использования информационных технологий состоит из самых различных составляющих. Это компьютерный эксперимент и компьютерное моделирование, компьютерный контроль знаний, использование электронных учебников, в том числе электронных учебно-методических комплексов, создание собственных электронных пособий к урокам и т.д. Заметную роль в этой системе занимает применение видео-сопровождения.

Изначально я использовал готовые обучающие программы на СD и DVD дисках, но очень скоро убедился, что их применение на уроках зачастую не рационально, а во многих случаях приводит не к экономии учебного времени а его затрате. Кроме этого, я еще никогда не встречал ни одного электронного или печатного учебного пособия, полностью отвечающего личным методическим взглядам каждого учителя. А учитель, успешно может вести урок только тогда, когда он это делает в соответствии с собственными убеждениями, ориентируясь на конкретную аудиторию, экспериментируя и творя вместе со своими учениками. Впрочем, большинство обучающих программ изначально не рассчитаны для применения их на уроке, они во многом не соответствуют программному материалу, в них редко соблюдается последовательность изложения, отвечающая школьным учебникам и т.д.

В основном эти программы создаются для индивидуальных занятий. Однако каждый сюжет в отдельности, будь то видеоролик или анимация, представляют методический интерес для учителя. Со временем я пришел к тому, что стал монтировать из отдельных видео- и анимационных сюжетов небольшие учебные фильмы продолжительностью от пяти до десяти минут, которые полностью соответствуют последовательности и содержанию изучаемой темы и моим методическим подходам.

Оговорюсь сразу: в данном случае речь не идет о каком-либо авторстве с моей стороны, я только компоную готовые сюжеты, взятые из различных источников. Безусловно, я никогда не тиражирую эти фильмы и применяю их только на своих уроках, тем самым не нарушая авторских прав создателей тех сюжетов, которые я использую. То есть, это делается только  для того, чтобы получить возможность демонстрации интересующих меня роликов одновременно, в течении одного урока, что я не могу сделать технически, если они содержатся на нескольких носителях.  Подобная форма видео-сопровождения удобна еще и тем, что я, относительно легко могу изменить содержание фильма: добавить какие-то сюжеты или заменить их на другие.

В работе по монтажу фильмов я использую видео-редакторы Nero Vision и Pinnacle Studio.

Применяя такое сопровождение уроков, я,  на первый взгляд, возвращаюсь к виду наглядности  широко применяемой задолго до появления компьютера и даже самого телевидения, я имею в виду учебные кино-ролики, но, в отличии от учителя, вооруженного кинопроектором, я имею возможность в любой момент приостановить демонстрацию нажав на «паузу», вернуться к увиденному, добавить свои комментарии, акцентируя внимание класса на том или ином моменте, я могу воспроизвести ролик непрерывно, или фрагментами, включая воспроизведение, когда этого требует логика урока. И главное: я имею возможность постоянно пополнять и обновлять коллекцию видео-ресурсов.

Разумеется, основная функция, которую выполняет видео-сопровождение на уроках – иллюстративная. При этом, в процессе объяснения нового материала, имеет смысл демонстрация тех экспериментов, которые невозможно провести «в живую» по различным причинам: это опыты связанные с реактивами запрещенными к использованию в школьной практике (токсичные вещества, взрывоопасные, легковоспламеняемые и т.д.) и веществами, которых нет в школьной лаборатории. Либо, это реакции, которые требуют особых условий проведения, чаще всего из соображения безопасности. Однако, об этих реакциях идет речь в школьном учебнике, даны их описания, приведены уравнения, например: взаимодействие ртути с серой, разложение нитратов, взаимодействие металлов с хлором и бромом  и т.д. Во всех этих случаях видеоролики - это единственная возможность познакомиться с этими реакциями воочию.

Безусловно, видео-опыты не должны вытеснять реальный эксперимент на уроках химии, но вполне возможно и полезно разумное сочетание этих компонентов. Например, при повторении изученного материала физически невозможно заново провести демонстрационные опыты, показанные на предыдущих уроках, но легко осуществим показ тех же экспериментов в цифровом варианте, причем с большой экономией времени. Я даже выработал особый методический прием, который называю «видео-опросом». Он заключается в том, что на экране демонстрируются химические опыты известных классу реакций, которые прерываются в нужный момент и на экране появляются титры предлагающие составить уравнения реакций, дать объяснение происходящим процессам и т.д. В этом случае соблюдается очень важный методический принцип, который принято называть «вариативным повтором», т.е. рассмотрение уже известного материала с новых позиций и в новой ситуации. Этот прием очень эффективен т.к. в
6
процессе вариативного повтора задействуется и моторная и зрительная и логическая память.
      Особое значение играют анимационные сюжеты, позволяющие проиллюстрировать те объекты и процессы, которые, как правило, описываются вербально или с помощью достаточно приближенных схем: это касается, прежде всего, вопросов строения атома, пространственного строения молекул, механизмов реакций и т.д. Компьютерная графика позволяет рассмотреть эти объекты и процессы как бы изнутри, на уровне микромира. В этих случаях анимационные сюжеты просто незаменимы.

Не менее эффективны видео- и анимационные сюжеты при иллюстрировании вопросов связанных с различными технологическими процессами, практическим применением различных веществ, содержанием их в природе.

Но, помимо иллюстративных функций видео-сопровождение может выполнять ряд других задач, при условии его грамотного составления и применения. Чтобы планомерно управлять учебными действиями учащихся, учитель должен уметь так применять свой методический арсенал, чтобы операционная структура компонентов урока соответствовала преследуемым педагогическим целям и планируемым результатам. Нельзя забывать, что учебный фильм, каким бы эффектным, и методически точным он ни был, сам по себе не даст результата, если он не встроен в общую канву урока, если он лишен необходимых комментариев и не имеет продолжения в виде обсуждения или иного способа актуализации отраженной в нем информации.

Как известно, одна из основных задач обучения в современной школе – это формирование у учащихся приемов умственной деятельности. Как любой другой методический инструмент, видео-сопровождение должно быть подспорьем в решении этих задач.
     
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком либо объекте. Чтобы успешно развивать внимание учащихся можно применять следующие приемы:

Учитель при демонстрации фильма должен учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопрос: что особенного в данном химическом объекте? Чем отличается данный объект или процесс от того с чем они уже встречались? Если речь идет о химической реакции, то уместно каждый раз напоминать учащимся о признаках химических реакций, если делать это систематически, то ученики, предвидя вопрос, начинают анализировать увиденное уже в процессе просмотра.
      Приучать класс замечать все изменения, происходящие в реагирующей системе, желательно сразу после просмотра, потребовать краткое описание увиденного. Это превращает учащихся из пассивных наблюдателей в активных участников учебного процесса и как результат, вырабатывает привычку к концентрации внимания в нужный момент.
       Учить детей охватывать своим вниманием, как можно большее информационное пространство, например: видеть не только то, что происходит в реакционной пробирке, но и замечать детали, видеть все оборудование в целом; не просто воспринимать картинку происходящего, но и соотносить ее с комментарием учителя. То есть практиковать развитие концентрации и распределения внимания.
      Чаще менять вид деятельности: чередовать реальный эксперимент с видео, элементы лекции с беседой и обсуждением, менять темп урока - с размеренного на быстрый и наоборот. Это ведет к развитию таких свойств внимания, как переключение и сосредоточение.
     
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в памяти и мысленно манипулировать им.

Собственно, химия из всех естественнонаучных дисциплин требует в наибольшей степени наличия этого качества,  так как очень многие категории в химии требуют их абстрактного осмысления, и часто ученикам трудно соотнести электронные схемы с тем, что представляют собой реальные атомы или молекулы, уравнения химических реакций с реальными химическими процессами. Видео- и анимационные  сюжеты призваны «материализовать» в сознании учеников то, что порой невозможно увидеть или даже описать, как макрообъект.

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком различной информации.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Безусловно, наиболее прочный след в памяти ученика оставляют те химические опыты, которые он осознанно провел своими руками и та информация которую он добыл самостоятельно, поскольку в этом случае в процесс запоминания включаются все виды памяти и все формы мыслительной деятельности. Однако, качественно выполненный видео-сюжет в совокупности со всеми необходимыми методическими приемами о которых шла речь выше, также хорошо запоминается на эмоциональном уровне.

Не менее важно развитие ассоциативной памяти. Но ассоциации по смежности, сходству, контрасту, которые поневоле возникают в процессе просмотра видеороликов, требуют немедленного закрепления и становятся длительными во времени, если они подтверждаются в дальнейшем, возникая в различных учебных ситуациях по различным поводам. Поэтому очень важно на последующих уроках, как можно чаще апеллировать к увиденному или при удобном случае даже повторно демонстрировать сюжеты, что технически сделать не сложно. И только при подробном обсуждении содержания ролика вырабатываются наиболее сложные и устойчивые ассоциации – смысловые.

Мышление – высшая форма творческой активности человека, психический процесс отражения действительности.

Видео-сопровождение, при грамотном его применении, как всякая наглядность, вырабатывает, в основном, приемы репродуктивного мышления: наглядно-образного, наглядно-действенного. Но в том случае, когда видеосюжет становится  предметом обсуждения, если требуется вербальное подтверждение увиденного, или в  связи с этим происходит постановка проблемы, требующей своего решения, то при этом задействуется и словесно-логическое мышление  словесно-логическое.

Заключение

Новые информационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных  компьютеров и коммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

 

- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
- формирование личности информационного общества;
- максимальное усвоение учебного материала;
- формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.
    Использование видео-сопровождения на уроках химии решает, как одной из составных частей информационных технологий, решает более частные, оперативные задачи:
- увеличение объема учебного материала, при значительной экономии  времени;
- улучшение наглядности подачи учебного материала за счет цвета, звука и движения;
- возможность демонстрации тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей;
- ускорение темпа урока за счет эмоциональной составляющей.

Библиография
Выготский Л.С. Педагогическая технология // М.,1996
Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии // М.,1978
 Кулиев С.И., Степанова Н.А.  Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. // Химия в школе, 2005 г, № 10
 Макотрова Г.В.  Интернет на уроке химии. // Химия в школе 2009. – № 10.
 Мастер-класс учителя химии. // М. «Глобус» 2010
Первик С.П. Дети, компьютеры и коммуникации // Информатика и образование 1994
Щелканова Г.В.  Использование информационных технологий на уроках химии. //  Химия: методика преподавания. 2004, № 8.

 


Полный текст материала Статья "Применение видео-сопровождения на уроках химии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прянин Александр Кимович  Aleksandr3919
учитель химии, МОУ "Гимназия №8" г.Энгельса Саратовской области
06.09.2011 2 4675 503
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 радуга9904 • 23:18, 20.11.2011
Полностью согласна с автором о необходимости применения на уроках ИКТ. Это позволяет не только показать процессы микропревращений на уроках химии, но и активно привлекать ребят к разработке самих уроков с использованием презентаций и даже видео, сделанных учащимися. Уроки при этом получаются живые, хорошо усваиваются учащимися и дают хороший задел в изучении следующих тем.
avatar
Александр Кимович, вы сначала пишите, что не нарушаете авторских прав, а потом, что используете Nero и Pinnacle. Nero и Pinnacle - платные программы, вы их купили?