Как научиться общаться лучше? (Упражнения по развитию навыков общения)


Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся.

Задачи

— практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;
— освоить новые коммуникативные умения и навыки;
— выработать индивидуальный стиль общения.

Ход урока

Научиться общаться лучше — вполне реально, это можно тренировать путем выполнения упражнений, так же, как тренируют мышцы тела. Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учится, и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того, чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так — глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы — не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется — ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидив его?
— узнайте, что он сам думает о своем поступке,
— начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»),
— никогда не критикуйте человека при посторонних — это унижает его достоинство; лучше — один на один.

Следующие упражнения помогут вам стать более раскованным, общительным, понимающим и изменят ваши отношения с другими людьми к лучшему.

— Каждый день начинайте с улыбки своему отражению в зеркале, постройте рожицы, спойте себе песенку. Плохое настроение оставляйте дома, а лучше всего расставайтесь с ним, как только оно возникло, не давайте ему развиться — срочно повысьте настроение любым способом.

— Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

— Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице, поотгадывайте их на лицах товарищей.

— Изобразите различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразите это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., пусть ваши друзья поотгадывают, что вы хотели изобразить.

— Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. Затем обсудите, какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми
людьми и с незнакомыми?

— Один человек-водящий закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Пообсуждайте, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать.

— Разыгрывайте различные ситуации общения и обсуждайте, как нужно в них поступать.

— Постоянно практикуйте свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, особенно с неприветливыми (спрашивайте дорогу, время, …). Задавайте вопрос так, чтобы вам приятно было ответить.

— Попробуйте за 3 дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами,
спросить что-то). Увидите, насколько легче стало общаться.

— В группе попробуйте за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.

— Учите наизусть анекдоты, тосты, шутки, загадки, истории, чтобы блеснуть в компании. Тренируйтесь рассказывать их перед зеркалом.

— Ведите активный образ жизни: посещайте кружки, секции, клубы по интересам, соревнования, представления. Там вы найдете много друзей и не будете скучать, у вас будет о чем рассказать.

— Читайте книги по психологии общения и применяйте в жизни полученные знания.

Вывод

Можно повысить эффективность общения.

Вопросы

1. Как вам понравилось выполнять упражнения по общению?
2. Что нового вы узнали, почувствовали, поняли?
3. Какой вы можете дать совет, чтобы человек лучше общался?


Материал размещен по разрешению администратора сайта Психология в школе.

Автор: Юлия Зузенок  K@tti
23.01.2009 10 24396 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 10
avatar
10 gstvolova • 08:15, 11.05.2011
Научить общаться воспитанников детского дома очень важная и актуальная проблема, потому считаю ваш материал важным пополнением в своём арсенале.
[Материал]
avatar
9 margo68 • 15:34, 21.04.2011
Ольга Целищева
Статья помогла мне на уроке самопознания. Спасибо!!!
[Материал]
avatar
8 Лидия4207 • 20:23, 23.01.2011
Развитие коммуникативной компетенции учащихся -одна из важных задач,стоящих перед учителем,классным руководителем, психологом...по сути дела,перед любым,кто способен повысить умение учащихся налаживать эффективные коммуникации как со сверстниками. так и со взрослыми. Изложенный Вами материал хорощо преобразуется в тренинг. Спасибо за Вашу работу!
[Материал]
avatar
7 agra6505 • 18:25, 11.01.2011
Материал понравился. Спасибо.
[Материал]
avatar
6 katya_717 • 19:19, 18.11.2010
Эту информацию можно разместить на стенд "Уголок психолога" для учащихся. Спасибо.
[Материал]
avatar
5 Gulfira • 21:35, 12.11.2010
Хорошо, что рекомендации приведены в систему. Буду использовать в работе!
[Материал]
avatar
4 ТаВи • 18:53, 01.11.2010
Очень важно такую информацию держать под рукой, напоминать себе и своему окружению об ошибках не затрагивая личности и не портя взаимоотношения - это очень важно, ведь сейчас все очень ранимые.
[Материал]
avatar
3 Guli • 22:07, 11.10.2010
Хорший материал. Небольшой объем информации на уроке, который прост и доступен для усвоения учащимися. Подкрепление практическими упражнениями позволяет перенести во внутренний план.
[Материал]
avatar
2 веранда • 00:47, 21.08.2010
Мне очень понравилась разработка, обязательно использую в работе. Спасибо!
[Материал]
avatar
1 mujigqti • 20:02, 06.02.2009
Статья супер, побольше бы таких
[Материал]