Статья "Развитие временной перспективы у старшеклассников как фактор психологической устойчивости личности"


Методическая разработка, посвященная организации работы социально-психологической службы школы по развитию временной перспективы обучающихся как фактора повышения их психологической устойчивости. Представлены цели, задачи, основные направления работы, дан пример фрагмента элективного курса.

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Для современного общества характерен рост числа трудных и экстремальных ситуаций жизнедеятельности. Это связано как с повышением нагрузок, так и реальными ситуациями выбора наиболее эффективного шаблона поведения в условиях острого дефицита времени и высокой эмоциональной напряженности. Подобные обстоятельства, являющиеся частью жизненного опыта современного человека, провоцируют стрессовые состояния, причем подобные состояния могут фиксироваться как устойчивая негативная черта личности. Как следствие этого, растет количество лиц, страдающих от хронического стресса, длительно переживающих состояние фрустрации ведущих социогенных потребностей, лиц с невротическими реакциями. Ситуация в обществе отражается и на состоянии здоровья обучающихся. Отмечается рост обучающихся с эмоциональным неблагополучием, выраженными поведенческими проблемами, истоки которых лежат в негативном опыте межличностных отношений с взрослыми и сверстниками, не отрефлексированных негативных жизненных событиях. 

Психологические исследования показали, что значительное влияние на психологическую устойчивость человека, его работоспособность и стрессоустойчивость оказывает уровень мировоззренческой активности, степень сформированности у него системы индивидуальных представлений об окружающем мире, своем жизненном пути, людях, находящихся рядом с ним. Возможность переосмысления своего жизненного опыта  является одним из основных внутренних ресурсов личности, позволяющих человеку повысить свой толерантность к эмоциональным нагрузкам и стрессам, характерным для современной жизни (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Р.А.Ахмеров, В.И.Белопольский, Б.С.Братусь, Е.И.Исаев, Дж.А.Клаузер, А.А.Кроник, К.В.Костенко, Г.Крайг, В.Ф.Моргун, В.С.Мухина, К.Н.Поливанова, С.Л.Рубинштейн, Е.А.Сергиенко, В.И.Слободчиков, Е.И.Степанова, Н.Ю.Ткачева, В.Франкл, Э.Эриксон, К.Г.Юнг и др.). Осознание обучающимися закономерностей жизни в целом и логики своего жизненного пути в частности является залогом успешного функционирования обучающихся в условиях длительного психоэмоционального напряжения, сохранения их психологического здоровья, профилактики социально-психологической дезадаптации, а также позволяет школьникам предвидеть ряд трудностей на пути собственного развития и наметить пути их решения.

В связи с этим в рамках работы социально-психологической службы вуза актуальным является разработка системы работы, направленной на развитие у школьников временной перспективы, умения справляться с трудными жизненными ситуациями и негативными переживаниями, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, выбирать цель и добиваться её реализации. Основными задачами специалистов социально-психологической службы при этом могут выступать:

  1. Расширение представлений обучающихся, педагогов, родителей о закономерностях поведения человека в различных жизненных ситуациях, а также об основных этапах профессионального развития и жизненного самоопределения в целом.  
  2. Расширение у школьников, педагогов, родителей репертуара адаптивных стратегий совладания со стрессом, с трудной жизненной ситуацией; повышение толерантности обучающихся, педагогов, родителей к эмоциональным нагрузкам.
  3. Развитие коммуникативных навыков и стимулирование социальной активности обучающихся.
  4. Развитие временной перспективы школьников, умения позитивного конструирования будущего.
  5. Формирование жизнеутверждающих смыслов у обучающихся, умения позитивного переосмысления трудной жизненной ситуации. 
  6. Обучение обучающихся, педагогов, родителей эффективным стратегиям поведения в экстремальных ситуациях (развитие способностей к саморегуляции и саморелаксации, развитие умения принимать оперативные решения в условиях дефицита информации и времени).
  7. Создание условий для развития у родителей и педагогов мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, индивидуальных черт личности и профессионала, что будет способствовать осознанию их влияния на собственную профессиональную деятельность и формирование личностных качеств детей и подростков. 

Основными формами и методами работы при этом могут выступать родительские собрания, семинары, групповые дискуссии, практические семинары для обучающихся, педагогов, родителей с элементами тренинга, индивидуальные и групповые консультации. Актуальной представляется разработка программ элективных курсов, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки школьников в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности обучающихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Подобные занятия способствуют расширению кругозора обучающихся, акцентируют внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализируют вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. 

В данной статье представлен фрагмент программы элективного курса «Этика и психология семейной жизни для старшеклассников». Программа данного курса рассчитана на 32 учебных часа, рекомендуемый режим занятий - 2 часа в неделю. 

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы обучающихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Задачи курса:

  1. формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  2. расширить представления обучающихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям; 
  3. способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности обучающихся; 
  4. способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

В программе предусмотрено использование различных типов занятий, на которых обучающиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков. 

В качестве форм промежуточного контроля достижений обучающихся могут быть использованы: наблюдение активности на занятии, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения домашних заданий. 
Форма итогового контроля: презентация проектов. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». 


Примерное тематическое планирование:

  1. Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак.    
  2. Особенности современной семьи, ее структура, динамика.     
  3. Основные ценности семьи.    
  4. Молодая семья: начало супружества.    
  5. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат.    
  6. Развод и его последствия.    
  7. Профилактика супружеских конфликтов.    
  8. Правовое регулирование семейных отношений.    
  9. Семья и дети.     
  10. Здоровье семьи.    
  11. Профилактика нарушений семейных отношений.    

Предполагаемый результат: повышение психологической информированности обучающихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни; формирование ценностей семьи и личностного роста; первичное самоопределение в семейной сфере; повышение социально-психологической компетентности обучающихся.

На занятиях рекомендуется использовать упражнения, направленные на самоанализ качеств собственной личности, развитие навыков ведения дискуссии и презентации собственного опыта, разрешения трудных ситуаций межличностного взаимодействия. Так, например, в ходе знакомства обучающихся с динамикой семейных отношений можно использовать упражнение «Ухаживание». Ребятам необходимо разыграть и проанализировать различные ситуации, например: «Вы пригласили в кафе понравившуюся вам девушку. Как вы будете вести себя в кафе?» или «Молодой человек приводит в дом свою девушку. Как он представит её своим родителям». 

Организация групповой работы обучающихся на занятиях способствует повышению их познавательной активности, социально-психологической компетентности, способствует осмыслению собственного жизненного опыта. Например, в качестве задания к уроку на тему «Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак» можно предложить следующие задания.

Задание для 1 группы: Заполните таблицу «Система ценностей различных поколений», проанализируйте, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на систему семейных ценностей. Приведите примеры. 

Задание для 2 группы: Заполните таблицу «Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе», проанализируйте, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на структуру семейных прав и обязанностей. Приведите примеры.   

Задание для 3 группы: Заполните таблицу «Образ идеального супруга/ супруги», проанализируйте, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на представления об идеальном партнере. Приведите примеры.        

Примерный список качеств: женственность; эмоциональность; впечатлительность; слабость; таинственность; болтливость; аккуратность; интуитивность; хозяйственность; пугливость; мягкость; чувственность; жалостливость; суетливость; ответственность; кокетство; легкомыслие, мужественность; сила; ответственность; решительность; смелость; логичность; устремленность в будущее; агрессивность; активность; чувство ответственности; хозяин в доме; любовь к женщинам, злость, обидчивость, общительность, скупость щедрость, скромность, активность, хитрость, доброта, смелость, юмор, честность и др.

В качестве домашнего задания можно использовать материалы публикаций, анализ отрывков из писем, художественных произведений, биографий реальных людей. Например:
«Когда мы просто встречались, наши отношения были полны романтики. Но стоит нам зарегистрировать брак, и вся поэзия отношений куда-то улетучилась, проза жизни, быт завладевают семейными отношениями, начинаются ссоры, взаимные претензии. Неужели придется развестись? Можно ли этого избежать?» Света.
«Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться, где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение?» Анатолий.
Можно также предложить обучающимся самим составить подобные проблемные тексты. Данная работа позволяет не только выявить специфику индивидуальных представлений обучающихся о семье, но также дает информацию о психологическом состоянии школьников, что позволяет определить дальнейшие приоритеты психологической работы.   

Создание системы форм и методов развития мировоззренческой активности обучающихся в образовательном пространстве школы способствует формированию у школьников позитивной картины мира и собственной жизни, опирающихся на систему индивидуальных смыслов, что является лучшим средством профилактики социально-психологической дезадаптации школьников. Простроенная временная перспектива, высокая мировоззренческая активность и владение навыками позитивного переструктурирования своего жизненного опыта способствуют в дальнейшем выбору более адаптивных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях и могут, с учетом всего вышесказанного, рассматриваться как фактор психологической устойчивости личности обучающихся.


Полный текст материала Статья "Развитие временной перспективы у старшеклассников как фактор психологической устойчивости личности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сурикова Яна Алексеевна  ЯнаА
преподаватель, педагог-психолог, ГБПОУ "Санкт-Петербургский технический колледж"
10.12.2016 0 377 64
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0