Разработка урока трудового обучения "Основы бионики в проектировании"; 9 класс


Суха, мой друг, теория,


А древо жизни вечно зеленеет.


Гете


Тема: Основы бионики в проектировании.


Цель: обучающая: актуализировать знание о биосфере и понимание того, что зоо-, био- и антропоморфные формы тесно связаны ввиду природосообразного мышления человека в общем и дизайнеров современных промышленных и арт- объектов в часности, содействовать развитию учащихся способности проектировать изделие, применяя принципы бионики.


воспитательная: воспитывать чувство прекрассного;


развивающая: содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент), навыки комбинирования и проектирования;


Тип урока: урок открытых мыслей;


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации учащихся, материалы для изготовления эскиза.


Обьем работы: представить проект о бионике, создать и презентовать эскиз обьекта арт- или промышленной деятельности с применением принципов бионики.


Межпредметные связи: изо, биология.

По окончанию изучения темы:


ученица:

- называет и использует в работе над проектом основные элементы бионики;

- имеет представление о процессе создания образа проектируемого изделия.



Ход урока:


І. Организация учащихся:

Приветствие.

Проверка явки учащихся, подготовки к уроку.

Организация рабочего места.

Инструктаж по ПТБ.

ІІ. Актуализация опорних знаний.



Мотивация необходимости изучения применения бионики в промышленности, архитектуре, дизайне…

Размышления на тему: « Бионика вокруг нас», «Я, растение, животное, неживая природа - что между нами общего».


ІІІ. Изучение нового материала.

Демонстрация учащимися проектов объектов с применением принципов бионики, обоснование возникшей идеи, мотивация применения в быту (в родном городе, стране…), способов ее реализации такого проекта.


Темы проектов:

Запатентовано природой,

Бионика и ботаника,

Бионики и зоология,

Бионика и открытия.


ІV. Закрепление изучаемого материала

Обращение с просьбой придумать варианты дизайна изделий с применением принципов бионики на основе моделей – аналогов.

Обсуждение возможных способов изготовления и избежания ошибок.


меня удивило…

меня заинтересовало…

мне захотелось…

я почувствовал, что…

наверное, будет трудно реализовать…

в моем городе можно было бы создать…


V. Практическая часть

1. Вводный инструктаж.Ознакомление с обьемом работы, критериями оценивания, правилами техники безопасности, организации рабочего места.

Задание:создать эскиз объекта с применением принципов бионики, презентовать и обосновать идею.

Метод фокальних обьектов.

Внимание! Фокальный объект должен начинаться на заглавную букву фамилии учащегося!

Например, Иванова Иванна.

Биообьекты: ива, ирис, изюбр, игуана, иволга….

Выбран биобъект - ива.

Промышленный обьект- эскиз платья, в дизайне которого использовались принципы бионики, в основе формообразования силуэта, орнамента или отделки- элементы биобъекта-ивы.

2. Текущий инструктаж. Самостоятельная работа уч- ся.Само-, взаимоконтроль. Целевые обходы. Консультирование.


3. Заключительный инструктаж.Прекращение работы. Оценивание. Анализ ошибок. Уборка рабочих мест. Подведение итогов.

Итоговая рефлексия: мне понравился такой вариант … мне захотелось сделать…для этого понадобилось.. я сделал.. горжусь, что у меня получилось..мне не удалось..в будущем я планирую…


Выдача д.з: подготовить материалы для изучения тем: «Автоматизация промышленных процессов» (видеоработы машин, автоматов, презентации о компьютеризации производства, сообщения об интересных фактах и истории развития автоматизации производства).



Слайд 1
ЧЕЛОВЕК подглядывает за всем, что его окружает. Не любопытства ради, а пользы для. У мудрой природы есть чему поучиться и эти знания могут пригодиться в строительстве и архитектуре, создании Немчина Д.Е. техники и дизайне одежды. Гимназия общественногуманитарного профиля г.Торез. Учитель трудового обучения. Урок трудового обучения. 9
Слайд 2
Биоо́ ника (от греч. biō - жизнь) - прикладная наука о создании новых объектов, когда идея и основные элементы устройства заимствуются из живой природы.
Слайд 3
В 1960 г. в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум, который официально закрепил рождение новой науки. Бионика - «наукаперекресток», т.к.тесно связана с биологией, физикой, химией, электроникой….
Слайд 4
Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц: орнитоптер.
Слайд 5
Пионером использования бионики при сооружении зданий стал великий архитектор конца XIX начала XX веков Антонио Гауди. Шедевр архитектуры - парк Гуэль( Барселона). Колоннада, представляющая из себя подобие
Слайд 6
Бионику в архитектуре, в начале 1920-х годов развил Рудольф Штайнер. Он ввел моду на применение биоформ при дизайне зданий.
Слайд 7
Эйфелева кость Эйфелева башня была построена в конце ХIХ века. Она поразила всех своей оригинальной конструкцией. Лишь спустя годы инженеры обратили внимание на то, что башня — по очертаниям, даже размерам углов между несущими поверхностями — повторяет строение большой берцовой кости человека, на
Слайд 8
Чикагский шпиль. США Чтобы современные небоскребы могли выдерживать сильные порывы ветра, их строят в форме стебля злаков, которые при ветре гнутся, но не ломаются и быстро восстанавливают положение.
Слайд 9
Отели в форме яйца. Дубаи.
Слайд 10
Любима дизайнерами форма, смоделированная с крыльев бабочки. В архитектуре…
Слайд 11
В авиации… Природа дает советы по созданию современных летательных аппаратов.
Слайд 12
В навигации… Изучение особенностей строения китов и дельфинов помогло создать обтекаемую форму кораблей.
Слайд 13
Заключение Мы рассмотрели понятие бионики, ее краткую историю в архитектуре и современные возможности применения биоформ не только в теории, но и на практике. Как стало известно, бионика имеет богатые исторические предпосылки и сегодня играет значительную роль в дизайне. Изучение природы человечеством ещё далеко не закончено, но мы уже получили у природы бесценные знания о формообразовании, что, безусловно,
Слайд 14
Источники материалов 1.http://design.uol.ua/text/1030717/domtsvetok/ 2. http://techvesti.ru/node/1319 3. http://www.stroymart.com.ua/ru/publication s/16244/ 4. http://moikompas.ru/compas/bionic 5. http://www.vashdom.ru/articles/bionika.htm 6. http://www.luxurynet.ru/architecture/3634. html 7. http://architecture-styles.com/node/12

Полный текст материала Разработка урока трудового обучения "Основы бионики в проектировании"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Немчина Дарья Евгеньевна  Немчина
14.03.2012 0 9947 1107

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК