Презентация + конспект урока технологии по теме "Дефекты тканей"; 6 класс


Цели урока:

  • Формирование представления о видах дефектов тканей и способах определения качества ткани.
  • Формирование навыков осуществления проверки качества ткани.
  • Формирование проектного и критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией.
  • Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических и экономических качеств личности.

Методическое оснащение урока:
1. Материально – техническая база: компьютер, интерактивная доска, наборы тканей с дефектами, презентация темы.
2. Дидактическое обеспечение: таблицы определения дефектов тканей, карта дефектов ткани, карточки – настроения, шляпы рефлексии.

Методы обучения: познавательные, проблемно- поисковые, исследовательские, мозгового штурма.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.

Вид урока: урок – деловая игра.

I. Организационный момент (2 слайд): (2 мин.)

• приветствие;
• знакомство;
• проверка готовности к уроку;
• настрой учащихся на урок.

- Вы готовы к занятию по технологии?

Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела.
Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе!

II. Актуализация знаний учащихся (3 слайд): (3 мин.)
Пошив швейного изделия при выполнении творческого проекта не может не включать выбор ткани. В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только красивым, но и отличного качества.
1. Что вам известно о тканях?
2. Вы покупали сами ткань? А с мамой7 Для чего?
3. На что при покупке ткани вы обращали внимание?

Очень часто при покупке ткани мы можем встретить и такую! (4 слайд)
1. Что необычного вы заметили на образцах этих тканей?
2. Можно ли использовать такую ткань при изготовлении швейных изделий?
3. Почему?
4. Что значит «качество ткани»?
5. Для чего необходимо проверять качество ткани?
6. Как можно назвать эти изменения на ткани? (5 слайд)
Тема нашего урока «Дефекты тканей». На этом занятии мы познакомимся с различными видами дефектов и научимся определять качество ткани.

III. Изучение нового материала (6 слайд): (7 мин.)
- Как вы думаете, из – за чего могут возникать дефекты при производстве тканей?
В процессе производства ткани иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если своевременно не устранять неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться дефекты. Их называют ещё – пороки. Готовая ткань, упакованная в рулоны поступает на фабрику для изготовления изделий.

- Скажите, нужно ли осуществлять проверку качества ткани поступившую на фабрику?
- Если бы вы работали на фабрике, каким способом осуществляли проверку качества ткани?
- Как бы вы называли профессию этих людей?

Качество ткани и её сортность проверяется на производстве в отделе технического контроля контролерами (7 слайд):
1. по дефектам внешнего вида ткани;
2. по показателям свойств тканей.

В настоящее время в промышленности применяют браковочно-измерительную машину марки PC, которую обслуживает один рабочий. На смотровой доске этой машины рабочий просматривает пороки, а подсчет длины и ширины ткани в куске приборы машины выполняют автоматически и записывают данные на бумажную ленту. При проверке ткани на каждый кусок составляют паспорт, в который заносят ярлычную (запись на ярлыке) и фактическую длину куска, длину условных разрезов, наличие текстильных пороков, их характер и месторасположение и ширину кусков ткани, измеренную через каждые 3 метра. По результатам проверок ткани устанавливают их сортность.
Сортность ткани определяют путем суммирования баллов различных пороков с пересчетом их на условную длину куска. Полученное число баллов сопоставляют с числом допустимых по ГОСТ на прием тканей и определяют их сортность.

- Знаете ли вы, что такое ГОСТы, для чего они существуют?

Все ткани должны проходить проверку на качество. Показатели качества определяются в соответствии с требованиями государственных стандартов – ГОСТов.
Если ткань не будет соответствовать основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и снижают сортность. У работников данного отдела очень ответственная работа, от результатов их проверки зависит репутация производства.

- Куда после изготовления поступает готовая ткань?
- Ткань может повреждаться при перевозке?
- В магазине проверяют качество ткани?
- Как называется профессия этих людей?

Вторично в магазине проверку качества ткани производят товароведы – бракеры (8 слайд):
Товароведы – бракеры!
- По названию профессии мы можем понять, чем занимаются эти люди?
- Зачем проверяют товароведы – бракеры качество ткани?

Они выбраковывают ткань и в зависимости от вида дефекта, снижают ее стоимость при продаже.
- А покупатель, приобретая ткань, должен проверять ее качество? (9 слайд):

1. Когда вы покупаете ткань, на что вы обращаете внимание?
2. Часто ли вы покупали бракованную ткань?
3. Важно при покупке ткани знать правила проверки ее качества?

Внешние дефекты (пороки) ткани на всех этапах проверки качества производится по определенному алгоритму (10 слайд):
1. Определяют лицевую и изнаночную стороны ткани.
2. Ткань просматривают с лицевой стороны.
- Как вы думаете, почему?
3. Выявляют дефекты на ткани.
- Как бы вы отметили дефекты на ткани?
- С какой стороны необходимо отмечать дефект, почему?
4. Фиксирование дефектов цветными нитками.
- Какие будут последствия, если мы не отметим дефект?
- Что будем делать, если мы купили бракованную ткань? (11 слайд)
- На что нужно обращать внимание при раскладке выкроек на ткани?

Думаю, что вы готовы проверить свои знания на практике?

IV. Инструктаж по выполнению практической работы (12 слайд): (4 мин.)
Перед началом занятия вы разделились на две группы. Сегодня вы не просто учащиеся.
Первая группа – работники отдела технического контроля производства по проверке качества тканей.
Вторая группа – товароведы – бракеры в магазине тканей.
А я – покупатель. Вы должны проверить качество ткани в том порядке, в каком она проходит проверку после ее производства до прилавков магазинов.
Задача каждой группы – изучить вид дефектов по предложенной карте дефектов тканей, определить вид дефекта на образцах тканей. (13 слайд)

Виды дефектов необходимо занести в таблицу напротив каждого номера ткани. Вместе с таблицей вы будете работать и с карточкой проверки знаний. На кармашках карточки указаны номера ткани. Определив вид дефекта, листок с дефектом вставляется в кармашек на свое место по номеру ткани.
Начинать заполнять карточку нужно с нижнего ряда.

Каждая группа на нашем занятии сможет поработать в отделе рационализаторских предложений по разработке минипроектов. (14 слайд)
Проекты у вас будут разные. Вашим главным консультантом по проектированию буду я. Ваша задача – создать банк идей и предложений для наших будущих проектов. Главное правило рационализатора – быстро записывать все на бумагу. Важна сама идея, даже если она покажется вам фантастической!
Сегодня вы познакомитесь с методом мозгового штурма, который сможете использовать не только в учебе, но и в жизни при решении важных проблем.
1 группа выполняет проект «Использование бракованной ткани».
2 группа - «Советы покупателю».

(Для каждой группы выдается лист с алгоритмом работы над минипроектом)

Алгоритм работы с проектом: Алгоритм защиты проекта:
1. Сбор идей и предложений. 1. Актуальность темы сегодня.
2. Сортировка по группам. 2. Экономическая часть проекта
3. Корректировка, уточнение. 3. Экологическая часть проекта
4. Подготовка к защите проекта. 4. Где возможно применения вашей
разработки (сегодня, в будущем)?

Обратите внимание на схему передвижения каждой группы. (15 слайд)
Эта схема в течение всей практической работы будет находится на доске.

Задайте вопросы, если вам что-то непонятно?

Вы сегодня должны работать вместе, дружно, без заминок и, тогда у нас все получится.
Я буду работать вместе с вами!
Желаю вам успехов в приобретении новых знаний! Приступайте к работе!

V. Практическая работа (16 слайд): (20 мин.)
Самостоятельная работа групп.
Текущий контроль за выполнением, консультации, рекомендации, оказание помощи в выполнении практической работы группам. Замечания, рекомендации.
Подготовка учащихся к защите творческих проектов.

VI. Подведение итогов урока (17 слайд): (5 мин.)
Молодцы! Вы отлично и дружно сработали в своих группах!
Давайте проверим, что же у вас получилось!
Проверка карточек показала, что вы отлично знаете основные дефекты тканей, научились находить их на тканях и сможете применить полученные знания и умения при выполнении творческих проектов.
Особенно хочется отметить работу………

Группы готовы к защите проектов?
Приступаем!
Я приглашаю 1 группу для защиты минипроекта «Использование бракованной ткани».
2 группу - «Советы покупателю»

- Подумайте и ответьте, что дает работа над проектами?
- Вам может пригодиться это в жизни?

Я прошу вас принять участие в подведении итогов нашего занятия. (18 слайд)
На доске только начало предложения, постарайтесь подумать и закончить предложение. (19 слайд)

VII. Домашнее задание: (2 мин.)
Домашнее задание - посетить магазин тканей, определить качество тканей по 2 – 3 образцам, используя алгоритм определения качества ткани. Составить отчет о работе.
Творческое задание – придумать рекламный лист для покупателя по определению качества ткани при покупке в магазине.
Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было сегодня общаться с вами.

Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из шляп на вашем столе: красную – очень интересно, синюю – интересно, зеленую – было неинтересно. Поднимите выбранную шляпу. (20 слайд)

Ну, вот мы и попрощаемся, как это было принято всегда на Руси. Я прощаюсь красной шляпой, мне с вами сегодня было очень интересно! (21 слайд)
Спасибо за урок!
До свидания!

VIII. Уборка класса. (2 мин.)


Полный текст материала Презентация + конспект урока технологии по теме "Дефекты тканей"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прокопенко Валентина Васильевна  Вита1496
Учитель технологии, МОУ "СОШ № 4 г. Жирновска" Волгоградской области
02.02.2011 11 18738 3222

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 11
avatar
Вы постарались, спасибо.
avatar
10 Валентина52 • 18:44, 10.07.2011
Материалы Вашего урока буду рекомендовать, как председатель методического объединения лицея ,применять на уроке
по предмету : "Товароведение непродовольственных товаров",для темы "Ткани".
avatar
9 Ирэ_на • 15:57, 01.07.2011
очень понравилась ваша разработка.
avatar
8 светланас2011 • 13:54, 02.04.2011
очень хорошая презентация!!! можно использовать в своей работе!!!
avatar
7 Хаустова • 15:21, 26.03.2011
Спасибо! Очень понравилось.
avatar
5 MAAshirova • 21:15, 25.02.2011
Очень понравилась разработка урока. Обязательно воспользуюсь, мои ученики любят нетрадиционные формы уроков, материал лучше запоминают. Презентация тоже очень интересная. Спасибо!
avatar
4 Anna76 • 21:06, 24.02.2011
класс!!!
avatar
3 добрая6091 • 22:28, 20.02.2011
очень привлекательная презентация
avatar
2 LARPROZ • 18:10, 10.02.2011
Яркая, красочная, увлекательная презентация. Очень понравилась!
Но просмотрев работу тому кто не знает, непонятно - как сопоставить фото дефекта и его название, подписать бы на фото дефекты, вместо номеров, я бы добавила определения дефектов.
avatar
6 Вита1496 • 08:31, 26.02.2011
Определения дефектов должны называть учащиеся.
avatar
1 shnuro4ek • 12:20, 04.02.2011
1125