Анализ открытого урока



Бобов Николай Алексеевич

учитель физкультуры

МКОУ СОШ № 19 г. Пятигорска, Ставропольско края





Анализ открытого урока

Реdsovеt.su (физическая культура, уроки)

В практику проведения методических объ­единений вошли открытые уроки. В нашем городе Пятигорске Ставропольского края наблю­дения за ними, их анализ осуществляется так, чтобы, в конечном счете, открытые уроки обогащали педагогический опыт присутствующих учителей, способствовали повышению их ква­лификации. С этой целью определено содер­жание анализа урока с соответствующей оцен­кой методической подготовленности учителя, проводящего открытый урок.

Содержание анализа включает в себя следующие компоненты.

Составление плана-конспекта урока: правиль­ность и конкретность постановки учебно-воспитательных задач; связь содержания данного занятия с задачами предыдущего и последующе­го; соблюдение структуры урока и правильность распределения времени; подбор средств и их соответствие намеченным задачам; правильность записи упражнений; конкретность и полнота организационно-методических указа­ний; дифференциация физической нагрузки и запись способов ее регулирования; отражение в плане-конспекте методики работы учителя, командиров отделений и действий остальных учащихся; указания о применении учебных по­собий, наглядной агитации и технических средств обучения (ТСО); оформление и полнота плана-конспекта.

Объяснение и показ упражнений: четкость и правильность объяснения содержания и задач урока; знание терминологии физических упражнений, краткость, доходчивость, убедительность и эмоциональность объяснения; последовательность, образность и полнота анализа техники выполнения; сочетание объяснения с демонстрацией схем, кинограмм, таблиц и применением технических средств обучения; четкость и качество показа (может быть исполь­зован учащийся); целенаправленность показа, подчеркивающая наиболее характерное в технике выполнения упражнений, акцентированная демонстрация отдельных трудных элементов упражнений; разнообразие показа — по разделениям, в целом, в разных плоскостях и т. д.

Применение методов и методических приемов: разнообразие методов и методических приемов, используемых в уроке; правильность выбора и применения методов и методических приемов в уроке в целом и при обучении намеченным двигательным действиям; соответствие методов и методических приемов подго­товленности учащихся и условиям урока; индивидуальный подход в выборе методов; организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Оказание помощи и страховки: правильность и своевременность оказания помощи и страховки; выбор места для страховки с учетом определения наиболее сложных движений; последовательность оказания помощи и страховки; умение учеников оказывать помощь и страховать.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок: своевременное объяснение причин ошибок и устранение этих причин; своевременность и последовательность выявления и исправления ошибок; правильность определения ошибок; методика исправления их.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения: плотность урока и физическая нагрузка, их соответствие типу урока; методика дозировки физических упражнений; применение соревновательного и игрового методов, круговой тренировки; применение методических приемов для активизации учащихся.

Внешний вид, действия и поведение учителя: костюм учителя; умение держаться перед строем, жесты, правильность и четкость подачи команд и отдачи распоряжений; отношение к за­нимающимся, тон обращения к учащимся, педагогический такт; уверенность при проведении занятия, умение учитывать конкретную обстановку, сосредоточивать и рассредоточивать внимание в зависимости от задач урока, учебных ситуаций, делать указания по ходу выполнения заданий; требовательность учителя, умение поддерживать дисциплину учащихся, умение сочетать обучение с воспитанием, меры воздействия на занимающихся; умение выбирать место для наблюдения за учащимися.

Материальное обеспечение урока: подготовленность мест занятий; количество и качество оборудования и спортивного инвентаря; эффективность использования его в уроке; форма одежды занимающихся, ее соответствие содержанию урока; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий и спортивного инвентаря.

Соответственно качеству всех компонентов проведенного открытого урока определяется уровень (по пятибалльной системе) методической подготовленности учителя физической культуры.

Составление плана-конспекта урока. Отлично. Составлен четко, ясно, с подробным указа­нием содержания вводной, основной и заключительной частей урока. Задачи урока определены четко и детально. Организационно-методические указания раскрыты подробно и отражают организацию и методику проведения уро­ка. Содержание урока записано правильно, с соблюдением принятой терминологии.

Хорошо. Составлен четко и ясно. Но замечаются отдельные неточности в терминологии, не полностью раскрыты организационно-методические указания, содержание вводной части урока схематично, дозировка выполнения упражнений не указана, не отражен порядок установки снарядов, размещения отделений, групп, их перемещения.

Удовлетворительно. Составлен кратко, с ука­занием перечня упражнений основной части урока. Организационно-методические указания не конкретны, не раскрывают организации и методики проведения урока.

Неудовлетворительно. Составлен формально, без организационно-методических указаний. Содержание плана расходится с основными по­ложениями дидактических принципов обучения.

Объяснение и показ упражнений. Отлично. Объяснение ясное, краткое, образное, эмоциональное, обоснованное и убедительное. Терминология правильная. При объяснении исполь­зуются знания анатомо-физиологических основ физической подготовки, объясняются и подчеркиваются основные элементы техники выполнения упражнений. Объяснение упражнений соче­тается с показом. Показ подчеркивает наиболее характерное в выполнении упражнения. Учитель методически разнообразит показ, предваряя ему вопросы к занимающимся, что способствует более четкому, правильному представлению о технике упражнений. Используются кинограммы и схемы, таблицы и ТСО. Показ осуществляется с учетом восприятия учащихся.

Хорошо. Объяснение ясное, но длинное, с незначительными ошибками, которые не вызывают искажения общей структуры упражнения в представлении учащихся. При показе выполняются вышеперечисленные требования, но не в полном объеме. Внимание уделяется мелким деталям техники, недостаточно четко определяется главное в выполнении упражнений.

Удовлетворительно. Объяснение нечеткое, длинное, с продолжительными паузами. В терминологии допускаются ошибки. Вместо объяснения техники упражнения раскрывается его содержание. Упражнение показывается в целом без ориентирования учеников на правильное выполнение основных движений.

Неудовлетворительно. Объяснение вообще отсутствует. В терминологии допускаются грубые ошибки. Показ подменяется рассказом или выполняется с грубыми ошибками в технике.

Применение методов и методических приемов. Отлично. Свободно и правильно используется многообразие методов и методических приемов. Хорошо. Применяются разнообразные мето­ды, но не во всех случаях рациональны Удовлетворительно. Применяются однообразные методы, недостаточно эффективные. Обучение иногда начинается с второстепенных элементов. Не обеспечивается активность и сознательность учащихся на уроке.

Неудовлетворительно. Обнаруживается незнание способов разучивания упражнений. Урок в основном сводится к выполнению упражнений, предложенных учителем произвольно.

Оказание помощи и страховки. Отлично. Оказывается правильно и своевременно. Учитель легко и уверенно владеет приемами оказания помощи и страховки, умеет быстро и точно остановить учащегося, вовремя подсказать момент главного усилия и т.п. Четко определяет­ся, когда необходимо оказать помощь, а когда страховку. Правильно выбирается место для страховки с учетом характера выполняемого упражнения.

Хорошо. При оказании помощи, при страховке допускаются незначительные ошибки (например, помощь оказывается, несмотря на то что ученик уже овладел упражнением, и т. п.).

Удовлетворительно. Помощь оказывается эпизодически. Страховка превращается в постоянную опеку и затрудняет самостоятельное выполнение упражнения, страховка осуществляется неправильно, неэффективно.

Неудовлетворительно. Помощь и страховка почти не оказываются.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок. Отлично. Ошибки подмечаются и уст­раняются своевременно. Исправляются в первую очередь существенные, а затем незначительные; объясняются причины возникновения и способы устранения ошибок; индивидуальные ошибки устраняются по ходу упражнения, общие — с остановкой выполнения задания.

Хорошо. Используются разнообразные приемы устранения ошибок, но с некоторыми неточностями, затруднениями в классификации отдельных ошибок.

Удовлетворительно. Устраняя ошибки, учи­тель нечетко реализует приемы, что снижает эффективность исправления ошибок.

Неудовлетворительно. Ошибки не исправляются или исправляются неуверенно, с грубыми нарушениями. Не делается анализа ошибок, вместо устранения ошибки лишь констатируются.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения. Отлично. На уроке широко используются соревновательный и игровой ме­тоды, круговая тренировка. Учитель внимательно следит за каждым школьником, обращая внимание на координацию движений и внешние признаки утомления. Дифференцированно под­бираются подготовительные и подводящие упражнения. При высокой плотности урока уме­ло используются паузы для отдыха.

Хорошо. Не всегда правильно осуществляет­ся принцип постепенного наращивания на­грузки.

Удовлетворительно. Дозировка рассчитана на среднего ученика, слабо подготовленные школьники ощущают перегрузку, хорошо под­готовленным скучно на уроке.

Неудовлетворительно. При низкой плотности урока совершенно отсутствует дифференциро­вание нагрузки. Принципы последовательности и доступности не учитываются.

Внешний вид, действия и поведение учителя Отлично. Учитель аккуратен, собран, хорошо подготовлен физически, уверенно владеет ма­териалом урока, требователен, четко органи­зует и проводит все части урока. Методически правильно руководит командирами групп (от­делений) и постоянно оказывает им помощь. На уроке поддерживается мажорный тон, что способствует проявлению со стороны учащихся активности при овладении упражнениями.

Хорошо. Урок проводится достаточно четко, уверенно, с соблюдением всех требований.

Но отмечаются затруднения в указаниях по хо­ду упражнений и распределении внимания на всех учащихся.

Удовлетворительно. Учитель старается де­лать все сам, не используя помощников-учени­ков, недостаточно внимательно следит за вы­полнением строевых приемов, не требует чет­кости в выполнении физических упражнений, не активизирует класс. Урок проходит стандарт­но, скучно, что не вызывает к нему интереса у школьников.

Неудовлетворительно. Учитель выступает в роли пассивного наблюдателя, отдает лишь команды для смены мест занятий и выполнения упражнений. Ученики не проявляют никакого интереса к ним, пассивны. Наблюдаются случаи недисциплинированности, которые учитель не устраняет.

Материальное обеспечение урока. Отлично. Места занятий подготовлены хорошо, снаряды исправны. На протяжении всего урока каждый школьник имеет возможность пользоваться ин­дивидуальным спортивным инвентарем (гимна­стическая палка, гантели разного урока.







Литература.

Кольцов Ю.А., Березин А.В., пособие Физическая культура в школе.-Просвещение,2007г

Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н. Учебно-методическое пособие для педагогов школьных учреждений, 2006 г.

Курамшин Ю.В., Попов В.И.,Теория и методика физической культуры, М.2000г

3



Полный текст материала Анализ открытого урока смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бобов Николай Алексеевич  Valebob
16.11.2012 0 10112 1301

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК