Программа по физическому воспитанию «Путь к здоровью»


Эта программа направлена на создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.   В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, нарушением осанки, росте количества близоруких детей. 

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педагогический коллектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся. В школе  имеются квалифицированные педагогические кадры, материальная база для организации и осуществления комплексной программы физкультурно-оздоровительной работы.

В школе разработана программа «Здоровье», которая основана на:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Конвенции ООН о Правах ребенка;
  3. Законе Российской Федерации «Об образовании»;
  4. Национальной Доктрине образования Российской Федерации.

2. Концептуальные положения программы
Программа опирается на понятия, являющиеся ключевыми для понимания подходов к оздоровлению и физическому воспитанию. Это понятия: «здоровье», «здоровый образ жизни», «воспитание здорового образа жизни», «физическое воспитание».

В уставе ВОЗ здоровье определяется как «полное психическое, физическое, биологическое, социальное благополучие, а не только отсутствие болезни или дефекта».

В современном понимании здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Синонимом здоровья выступает жизнеспособность, а болезнь рассматривается как негативная часть здоровья в целостной его интерпретации. Таким образом, здоровье можно рассматривать как одну из составляющих организма, наряду с такими составляющими, как нравственность и интеллектуальность.

Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Понятие «здоровый образ жизни» отражает взаимосвязь базисных категорий: здоровье и образ жизни. Образ жизни в его ценностном значении выступает в качестве идеала, модели, образца жизнедеятельности. В структуре образа жизни выделяются: уровень жизни, уклад жизни, качество жизни, стиль жизни. При равнозначном участии каждой составляющей именно стиль жизни определяет здоровый образ жизни, носит персонифицированный характер и в значительной мере зависит от воспитания и личностных наклонностей человека.

Воспитание здорового образа жизни – целенаправленный процесс содействия ребенку в осознании им здоровья как высшей ценности, в воспитании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Процесс воспитания строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья, что позволяет ребенку обогатить его личностный опыт.

3. Цель программы
Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

4. Задачи программы

  1. Сохранение и поддержание здоровья детей.
  2. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей и родителей.
  3. Обучение основам здорового образа жизни.
  4. Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
  5. Мониторинг уровня развития физических качеств обучающихся.
  6. Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

5. Критерии и показатели эффективности реализации программы

5.1. Критерии эффективности системы охраны здоровья и физического воспитания

  • хорошее санитарное состояние мест  для учебной, физкультурно-оздоровительной работы по физической культуре;
  • высокий уровень познавательной, социальной и физической активности учащихся;
  • развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
  • рост спортивных достижений;
  • повышение уровня развития физических качеств обучающихся;
  • ведение детьми и подростками здорового образа жизни и успешность их в учебно-познавательной и учебно-трудовой деятельности;
  • успешность социальной адаптации и социализации воспитанников

5.2 . Критерии сформированности здорового образа жизни:

  • представление детей о здоровье и здоровом образе жизни;
  • отношение детей к здоровому образу жизни;
  • опыт ребенка в овладении навыками здорового образа жизни;

     5.3. Показатели  физической подготовленности учащихся:

  • скоростные;
  • координационные;
  • силовые;
  • выносливость;
  • гибкость;
  • количество призеров и участников различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и их положительная динамика.

5.4. Критерии валеологической культуры учащихся:

  • развитие традиций гуманного отношения к людям и окружающей среде;
  • стремление сохранить и улучшить экологию школы;
  • отсутствие чрезвычайных происшествий, наносящих вред здоровью.       

Теоретические знания:

  • о здоровье как ценности;
  • о режиме дня;
  • о рациональном питании;
  • о влиянии эмоций на здоровье;
  • о негативном влиянии вредных привычек;
  • об отношении к физической культуре;
  • о психическом здоровье;
  • о профилактике близорукости;
  • о способах формирования правильной осанки;
  • о методах развития физических качеств человека;
  • об основах самоконтроля.

5.5. Критерии воспитанности:
•  отношение к жизненно важным ценностям:

  • здоровье;
  • любовь;
  • дружная семья и уют;
  • уверенность в себе;
  • верные друзья;
  • оптимальные возможности для отдыха и развлечений

6. Основные направления деятельности

  1. Повышение квалификации педагогов общеобразовательного учреждения.
  2. Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей.
  3. Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
  4. Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала  в контексте сохранения здоровья детей.
  5. Корректировка школьного банка информации о состоянии физического здоровья детей.
  6. Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
  7. Комплексное (ресурсное, информационное, научное, организационное и методическое) обеспечение деятельности по оздоровлению и физическому воспитанию детей и подростков.

7. Этапы реализации программы
1. Этап проектно-организационный 

  • формирование рабочей группы;
  • анализ исходной ситуации;
  • разработка концепции программы;
  • проектирование предстоящей деятельности;
  • персональное распределение функций и ролей.

2.            Этап апробации и коррекции программы 

  • внедрение новых идей и методов деятельности;
  • апробация и освоение форм и методик работы, анализ их эффективности;
  • обобщение и анализ первичного опыта реализации программы;
  • коррекция программы и планов дальнейшего ее осуществления.

3.            Этап осуществления программы 

  • осуществление намеченных мероприятий;
  • наработка и анализ опыта реализации программы;
  • создание системы оздоровления и физического воспитания обучающихся.

4.            Этап итоговый 

  • подведение итогов реализации программы;
  • изучение результативности осуществления программы;
  • обобщение опыта реализации программы;
  • творческое описание опыта работы по программе;
  • проектирование дальнейшей деятельности по оздоровлению и физическому воспитанию обучающихся

Полный текст материала Программа по физическому воспитанию «Путь к здоровью» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Меркулова Виктория Михайловна  Публикатор
04.07.2018 0 109 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0