Программа по физическому воспитанию «Путь к здоровью»


Эта программа направлена на создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.   В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, нарушением осанки, росте количества близоруких детей. 

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педагогический коллектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся. В школе  имеются квалифицированные педагогические кадры, материальная база для организации и осуществления комплексной программы физкультурно-оздоровительной работы.

В школе разработана программа «Здоровье», которая основана на:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Конвенции ООН о Правах ребенка;
  3. Законе Российской Федерации «Об образовании»;
  4. Национальной Доктрине образования Российской Федерации.

2. Концептуальные положения программы
Программа опирается на понятия, являющиеся ключевыми для понимания подходов к оздоровлению и физическому воспитанию. Это понятия: «здоровье», «здоровый образ жизни», «воспитание здорового образа жизни», «физическое воспитание».

В уставе ВОЗ здоровье определяется как «полное психическое, физическое, биологическое, социальное благополучие, а не только отсутствие болезни или дефекта».

В современном понимании здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Синонимом здоровья выступает жизнеспособность, а болезнь рассматривается как негативная часть здоровья в целостной его интерпретации. Таким образом, здоровье можно рассматривать как одну из составляющих организма, наряду с такими составляющими, как нравственность и интеллектуальность.

Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Понятие «здоровый образ жизни» отражает взаимосвязь базисных категорий: здоровье и образ жизни. Образ жизни в его ценностном значении выступает в качестве идеала, модели, образца жизнедеятельности. В структуре образа жизни выделяются: уровень жизни, уклад жизни, качество жизни, стиль жизни. При равнозначном участии каждой составляющей именно стиль жизни определяет здоровый образ жизни, носит персонифицированный характер и в значительной мере зависит от воспитания и личностных наклонностей человека.

Воспитание здорового образа жизни – целенаправленный процесс содействия ребенку в осознании им здоровья как высшей ценности, в воспитании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Процесс воспитания строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья, что позволяет ребенку обогатить его личностный опыт.

3. Цель программы
Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

4. Задачи программы

  1. Сохранение и поддержание здоровья детей.
  2. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей и родителей.
  3. Обучение основам здорового образа жизни.
  4. Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
  5. Мониторинг уровня развития физических качеств обучающихся.
  6. Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

5. Критерии и показатели эффективности реализации программы

5.1. Критерии эффективности системы охраны здоровья и физического воспитания

  • хорошее санитарное состояние мест  для учебной, физкультурно-оздоровительной работы по физической культуре;
  • высокий уровень познавательной, социальной и физической активности учащихся;
  • развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
  • рост спортивных достижений;
  • повышение уровня развития физических качеств обучающихся;
  • ведение детьми и подростками здорового образа жизни и успешность их в учебно-познавательной и учебно-трудовой деятельности;
  • успешность социальной адаптации и социализации воспитанников

5.2 . Критерии сформированности здорового образа жизни:

  • представление детей о здоровье и здоровом образе жизни;
  • отношение детей к здоровому образу жизни;
  • опыт ребенка в овладении навыками здорового образа жизни;

     5.3. Показатели  физической подготовленности учащихся:

  • скоростные;
  • координационные;
  • силовые;
  • выносливость;
  • гибкость;
  • количество призеров и участников различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и их положительная динамика.

5.4. Критерии валеологической культуры учащихся:

  • развитие традиций гуманного отношения к людям и окружающей среде;
  • стремление сохранить и улучшить экологию школы;
  • отсутствие чрезвычайных происшествий, наносящих вред здоровью.       

Теоретические знания:

  • о здоровье как ценности;
  • о режиме дня;
  • о рациональном питании;
  • о влиянии эмоций на здоровье;
  • о негативном влиянии вредных привычек;
  • об отношении к физической культуре;
  • о психическом здоровье;
  • о профилактике близорукости;
  • о способах формирования правильной осанки;
  • о методах развития физических качеств человека;
  • об основах самоконтроля.

5.5. Критерии воспитанности:
•  отношение к жизненно важным ценностям:

  • здоровье;
  • любовь;
  • дружная семья и уют;
  • уверенность в себе;
  • верные друзья;
  • оптимальные возможности для отдыха и развлечений

6. Основные направления деятельности

  1. Повышение квалификации педагогов общеобразовательного учреждения.
  2. Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей.
  3. Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
  4. Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала  в контексте сохранения здоровья детей.
  5. Корректировка школьного банка информации о состоянии физического здоровья детей.
  6. Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
  7. Комплексное (ресурсное, информационное, научное, организационное и методическое) обеспечение деятельности по оздоровлению и физическому воспитанию детей и подростков.

7. Этапы реализации программы
1. Этап проектно-организационный 

  • формирование рабочей группы;
  • анализ исходной ситуации;
  • разработка концепции программы;
  • проектирование предстоящей деятельности;
  • персональное распределение функций и ролей.

2.            Этап апробации и коррекции программы 

  • внедрение новых идей и методов деятельности;
  • апробация и освоение форм и методик работы, анализ их эффективности;
  • обобщение и анализ первичного опыта реализации программы;
  • коррекция программы и планов дальнейшего ее осуществления.

3.            Этап осуществления программы 

  • осуществление намеченных мероприятий;
  • наработка и анализ опыта реализации программы;
  • создание системы оздоровления и физического воспитания обучающихся.

4.            Этап итоговый 

  • подведение итогов реализации программы;
  • изучение результативности осуществления программы;
  • обобщение опыта реализации программы;
  • творческое описание опыта работы по программе;
  • проектирование дальнейшей деятельности по оздоровлению и физическому воспитанию обучающихся

Полный текст материала Программа по физическому воспитанию «Путь к здоровью» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Меркулова Виктория Михайловна  Публикатор
04.07.2018 0 1812 394

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК