Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"


Применение здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребёнка.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из важных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них здорового образа жизни.

«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В.А.Сухомлинский)

Задача образовательного учреждения заключается в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на сохранение здоровья, коррекцию имеющихся у учащихся нарушений. У понятия «здоровье» существует множество определений. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье ученика в норме, если:

  1. в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  2. в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  3. в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  4. в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;

  5. в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Состояние здоровья подрастающего поколения в большей степени зависит от социальных детерминант здоровья (это условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения). Поэтому действия всех людей, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья детей должны быть направлены на то, чтобы устранять неблагоприятные факторы ещё до того, как они приведут к развитию тех или иных проблем.

Наибольшее увеличение количества и видов болезней происходит во время получения школьником общего среднего образования.

Среда, в которой живёт ребёнок, во многом определяет здоровье ребёнка, его рост и развитие, социально-психологическую адаптацию.

Для детей от 6 до 17 лет такой средой является учебное заведение, т.к. более 70% времени бодрствования связано с его пребыванием в учреждениях образования. Однако, именно в это время происходит развитие и интенсивный рост ребёнка, формирование его здоровья. Ухудшение здоровья учащихся связано с увеличением напряжённости учебного процесса и перезагрузками, а также гиподинамией и переутомлением.

Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений. В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.

Здоровьесберегающие элементы инфраструктуры в школе:

  • расположение здания школы;

  • наличие транспортного обслуживания;

  • участок образовательного учреждения;

  • оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.д.);

  • водоснабжение и канализация; учебные кабинеты;

  • площадь и оснащённость: кабинеты информатики и их оснащённость;

  • наличие учебных мастерских и студий;

  • соблюдение размеров мебели;

  • воздушно-тепловой режим;

  • освещённость мест занятий;

  • отличное санитарное состояние;

  • наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений; спортивное оборудование и инвентарь;

  • оборудование спортивных площадок на пришкольной территории и межшкольного стадиона;

  • оборудование игровой площадки; наличие кабинета развивающих игр;

  • наличие тренажёрного зала.

Здоровьесберегающая деятельность школы: диспансеризация; профилактические прививки; Дни и Недели Здоровья; спортивные школьные праздники; участие в районных спортивных соревнованиях; беседы о здоровье с учащимися; Беседы о здоровье с родителями; витаминизация; оформление классных и школьных «Уголков здоровья».

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать прежде-временное утомление.

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов

  2. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития интересов, наклонностей и потребностей.

  3. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  4. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  6. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий.

  7. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

  8. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

  9. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

  10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

Подрастающее поколение необходимо нацелить на то, что добиться значимого в жизни можно благодаря крепкому здоровью – физическому и душевному. Поэтому школа, вместе с родителями должна помочь детям осознать необходимость ведения здорового образа жизни.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.


 


Полный текст материала Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильев Алексей Владимирович  Публикатор
13.01.2023 0 549 45

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК