Олимпиадные задания по русскому языку; 5 - 6 класс


Ганичева Светлана Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»



Русский язык

5–6 классы

Задания


Задание 1. Найдите среди приведённых слов такие, звуки которых, произнесённые в обратном порядке (от конца к началу), образуют другое слово, существующее в русском языке. В ответе запишите соответствующие пары слов.

Лог, цель,мёд,лён, лень, лёд, шёл.

Задание 2. Установите соответствие между лингвистическими терминами и языковыми единицами. В ответе напротив цифр запишите соответствующие буквы.

1.Паронимы

А.Затихатьумолкать, робкийзастенчивый

2.Синонимы

Б.Порогпарок, тушьтуш

3.Историзмы

В. Офицер,пюре

4.Архаизмы

Г.Сизифовтруд, седьмаяводана киселе

5.Омонимы (полные)

Д.Уста, перст

6. Многозначные слова

Е.Разбиратьсобирать, радостьскорбь


Ж. Зарницазаря, развитойразвитый


З.(красивый)наряднаряд(вне очереди), (заводской)брак(заключить) брак


И.Печь(сущ.)печь(гл.), три(числ.)три(гл.)


К.Мобильник, нанотехнологии


Л. Вершок, аршин


М. Глубокое(озеро)глубокое(чувство), (сосновая)иголка(швейная) иголка

Задание 3. Перед вам фрагмент страницы одного из словарей русского языка. Установите, в чём заключается особенность расположения слов в этом словаре. Предположите, для чего может использоватьсятакой словарь.

Задание 4.Запишите слова с указанными значениями, содержащие удвоенные согласные.

А. Прибор, техническое устройство. Б. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. В. Большое желание есть. Г. Острое вирусное заболевание. Д. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. Е. Дорога с твердым покрытием. Ж. Укротитель хищных животных. З. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

Задание 5. Какие из перечисленных слов когда-то были образованы от глаголов с помощью суффикса -л-? В ответе запишите к каждому найденному слову соответствующий глагол.

Дуло, рыло, чело, крыло, мало, зола, помело, кило, масло, около.

Задание 6. Определите падеж выделенных существительных.

А. Городские улицы украшают многоэтажные дома. Б. Театральное фойе заполнили зрители. В. Я написал письмо Марии. Г. Лиза очень любит своего маленького брата. Д. После концерта пятеро зрителей остались в зале.

Задание 7. Каким членом предложения может быть существительное растение? Составьте предложения, доказывающие вашу точку зрения в каждом случае.

Задание 8. В приведённых ниже текстах использовано средство художественной выразительности, которое называется полисиндетон. Проанализируйте эти примеры и дайте определение данного средства выразительности.

1. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Г. Короленко). 2. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду(А.П. Чехов). 3. Ох, лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)4. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью (Ветхий завет, Книга первая).

Задание 9.Составьте небольшой текст (5–7 предложений), использовав в нём не менее 7–8 слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова». Подчеркните их.

! Не принимаются в качестве ответа тексты, в которые заданные слова включены способом перечисления, напримерНа доске записали слова «…», «…», «…» и т.п.).




Русский язык

5–6 классы

Ответы



Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

Балл

4

3

5

4

5

3

5

3

6

38


Задание 1.Логкол, лённоль, лёдтоль, шёлложь.

По 1 баллу за каждую найденную пару. Всего 4 балла.

Задание 2. 1 – Ж; 2 – А; 3 – Л; 4 – Д; 5 – З; 6 –М.

По 0,5 баллу за каждое соответствие. Всего 3 балла.

Задание 3. В словаре, фрагмент которого приведён в задании, слова расположены в алфавитном порядке начиная с конца, а не с начала (т.е. сравнение слов начинается с последних букв, при их совпадении сравниваются предпоследние буквы и т.д. к началу слова). Словари подобного типа называются обратными (инверсионными). Они используются при изучении словообразования, морфемной структуры слова (например, для подбора слов с одним и тем же суффиксом), подборе рифм и т.п.

2 балла за определение особенности расположения слов в словаре, 3 балла за объяснение того, для чего он может применяться. Всего 5 баллов.

Задание 4. А. Аппарат. Б. Аппликация. В. Аппетит. Г. Грипп. Д. Аллея. Е. Шоссе. Ж. Дрессировщик. З. Теннис.

По 0,5 балла за слово. Всего 4 балла.

Задание 5. Дуло (<=дуть), рыло (<=рыть), крыло (<=крыть), помело (<=помести), масло (<=мазать).

По 1 баллу за слово. Всего 5 баллов.

Задание 6. Дома – им. п., фойе – вин. п., Марии – дат. п., брата – вин. п., зрителей – род. п., взале – предл. пад.

По 0,5 балла за форму. Всего 3 балла.

Задание 7. Подлежащее: Внешне эти растения похожи на кактусы. Сказуемое: Алоэ – лекарственное растение. Дополнение: Система полива позволит равномерно снабжать растение водой. Определение: Из земли торчали корни какого-то растения. Обстоятельство: Канарейки находят себе питание в диких травянистых и кустарниковых растениях.

По 1 баллу за синтаксическую роль с примером. Всего 5 баллов.

Задание 8. Полисиндетон (многосоюзие)– средство художественной выразительности, заключающееся в намеренном увеличении количества союзов в предложении.

3 баллаза объяснение. Если формулировка содержит речевые ошибки – 2 балла. Если в формулировке не используется термин «союз», а просто сказано «повтор» или перечислены повторяющиеся союзы из примеров – 1 балл.Всего 3 балла.

Задание 9. Слова с непроизносимой согласной: 7 и более слов – 2 балла, 4–6 слов – 1 балл, менее 4 слов – 0 баллов; речевое оформление: не более одной речевой ошибки – 2 балла, 2–3 речевых ошибки – 1 балл, 4 и более речевых ошибок – 0 баллов; грамотность: не более 2 орфографических и пунктуационных ошибок – 2 балла, 3–4 ошибки – 1 балл, 5 и более ошибок – 0 баллов. Всего 6 баллов.

! Если слова с непроизносимой согласной включены в текст способом перечисления (Учитель продиктовал классу слова«ненастный», «местность», «сверстник» и т.д.), работа оценивается в 0 баллов.


Полный текст материала Олимпиадные задания по русскому языку; 5 - 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганичева Светлана Алексеевна  sganicheva
21.10.2016 2 6045 707

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
1 Пелагея9521 • 21:53, 21.10.2016
Уважаемая Светлана Алексеевна! Спасибо за материал. Приятно видеть в столь молодом коллеге такую творческую жилку. Однако хотелось бы прояснить один вопрос. Я не совсем согласна, что слово "брак" ((заводской)брак – (заключить) брак) является примером полных омонимов. Полные омонимы - это слова, совпадающие ВО ВСЕХ формах. Однако "брак" в значении "супружество" имеет форму множественного числа и всю парадигму склонения (*Заключено несколько бракОВ). А вот в значении "дефект" у слова "брак" множественного числа нет: если у предмета имеется несколько дефектов, он всё-таки с бракОМ, а не с бракАМИ (с изъянами, повреждениями - да; но с браками - нет). Поэтому, мне кажется, говорить в данном случае о полных омонимах не совсем верно. Заранее прошу прощения, я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. С уважением. Ирина Викторовна.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 sganicheva • 10:07, 23.10.2016
Добрый день, Ирина Викторовна! Спасибо большое за Ваше замечание! Я с ним согласна полностью, здесь, конечно, речь идёт о частичной омонимии. Буду внимательнее:)