Конспект урока и презентация "В царстве корней"; 2 класс


Открытый урок «В царстве корней».

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах».

Цели урока: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов.

Оборудование:

презентация «В царстве корней», плакаты к уроку, таблица «Состав слова», опорные слова, индивидуальные карточки учащихся, учебник «Русский язык — 2 класс» (автор: Т.Г.Рамзаева)

Литература:

Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 2 класс» «Дрофа» М. 2009 г.

Г.Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон» СПб 1998 г.

О.И.Дмитриева, О.В.Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»

М. «Вако» 2009 г.


Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  • Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно, слушаем внимательно.

  • Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

  • Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

  • Слайд № 1.

2. Чистописание (Слайд № 2)

    • Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
      Осенью питает, зимой согревает».

    • Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные

    • гласные?


Дд дд дерево берёза осина


Дерево живет корнями, а человек друзьями.


3. Работа по теме урока.

    • Слайд № 3

    • значение слова «корень»:

подземная часть растения,

часть волоса, зуба, ногтя,

начало, источник чего-либо.

«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

    • Что же такое корень? Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

    • Слайд № 4. Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными

    • Учебник стр. 155.

    • Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

    • Работа по учебнику: упр. 291.

    • Какие слова называются родственными?

    • Как называется общая часть?

    • Какие слова называются однокоренными?


р одственные слова

близкие по смыслу общая часть


корень слова


    • Слайд № 5: «Как растут слова»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

    • Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.


4. Физкультминутка.


5. Закрепление изученного материала.

    • А сейчас мы подошли к лесной речке. Слайд № 6.

    • Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».

    • Слайд № 7. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

    • Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

    • Почему гости не сразу приметили чужака?

    • Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

    • Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

  • Слайд № 8. «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

Гриб, грибок, грибной, грибница.

  • Слайд № 9. Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

Родня ли Гусеница Гусю?

  • Слайд № 10. Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

6. Итог урока.

    • Какие слова называются родственными?

    • Что такое корень слова?

    • Какие слова называются однокоренными?

    • Домашнее задание: упр. 293.



4


Слайд 1
Презентация учителя ГОУ СОШ № 169 г. Санкт-Петербург Ефимовой Анны Валерьевны
Слайд 2
Весной Дерево веселит, живет корнями, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. а человек друзьями.
Слайд 3
Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов.
Слайд 4
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).
Слайд 5
под по вы рас овод овник с а д ок а ка Корень слова – значимая часть. Над словами держит власть. Выясни умело линию родства.
Слайд 6
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбёшка.
Слайд 7
Вода, водичка, водяной, подводник, водица, водопад, водолаз, водомерка, водоросли.
Слайд 8
Какое слово «лишнее»? Лес, лесной, лестница, лесник. Гора, гореть, горный, пригорок. Тепло, теплица, тёплый , жаркий. Гриб, грибок, грибной, грибница.
Слайд 9
Тот, кто с гусятами близко знаком, Знает: гусята гуляют гуськом; Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним не рискнет подойти босиком.
Слайд 10
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
Слайд 11
Слайд 12
director.edu54.ru/node/ www.phototimes.ru/image www.free-lance.ru/users/Sandlady. vector-images.com/search.php%3Fa...ng%3Drus onlymult.ucoz.ru/load/6 http://churchofhrbg.my1.ru/news/2009-05-08 liveinternet.ru www.shutterstock.com http://planeta.rambler.ru/community/rjylhfntyrj/26721285.html http://www.photoline.ru/author/0961?rz=b http://stranamasterov.ru/node/123916 http://www.familyklub.com/nashdom/showthread. 900igr.net/kartinki/o-zhivotnykh http://blogs.mail.ru/mail/tanija-66/864FF451A38AAC3.html http://liverss.ru/cat27/page5/feed40755/ russianforum.blogspot.com/2010/0..._10.html www.ebio.ru/org03.html blogs.privet.ru/user/zeleni4elove4ek2008 http://www.sunhome.ru/cards/948/p37 http://www.webrelax.net/126229-post29.html 900igr.net/kartinki/priroda/5-Vo...oda.html http://smiles.33b.ru

Полный текст материала Конспект урока и презентация "В царстве корней"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимова Анна Валерьевна  Анютиныглазки
20.03.2011 4 8234 2640

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 19694878 • 01:24, 27.03.2011
Яркая презентация. Каждый сможет наполнить нужным материалом. Спасибо за идею!
avatar
3 1403 • 08:50, 25.03.2011
Анна Валерьевна, большое спасибо за урок. Очень яркая и на мой взгляд познавательная, увлекающая презентация.
avatar
2 верунчик0806 • 18:14, 20.03.2011
Спасибо учителю за идею...доработаю и можно пускать в ход..
avatar
1 Русичка2010 • 15:42, 20.03.2011
Красивая презентация; жаль, материала маловато. Хотя для второклашек, м.б., в самый раз.