Слайд 1
Урок по риторике.
1класс.
Тема: «Тихо- громко.»
Галкина Ольга
Александровна
Учитель начальных
классов
ГОУ СОШ №139
Урок по риторике.
Тема: «Тихо-громко. »
ГОУ СОШ №139
Учитель начальных классов
Галкина О.А.
Санк-Петербург
2011
Громко – тихо.
Цель: познакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания.
Основные виды учебной деятельности: оценивать уместность использования громкости в устной речи в разных ситуациях.
Ход урока
1.Постановка цели урока
-Напомните мне , пожалуйста, тему прошлого урока.
(Речь устная и письменная).
-Когда мы пользуемся устной речью, письменной речью?
-Сегодня мы поговорим об одной из особенности устной речи.
-А о какой, вы мне скажите потом сами .
2. Анализ речевых ситуаций.
.Девочка заблудилась в лесу. Как она должна звать на помощь?
(Громко. В такой ситуации нужно даже кричать .)
-Назовите сказки , где заблудились главные герои? (Маша и медведь …)
-Как звала на помощь Маша? Продемонстрируйте.
.Спортивные соревнования. Как болельщики подбадривают любимых спортсменов?
(Громко кричат речевки и т. п.)
-Назовите футбольную команду нашего города?
-Что вы будете кричать в поддержку нашей команде?
"Зенит"
это скорость,
"Зенит" это класс!
"Зенит" побеждает и радует нас!
.Вы в театре. Как должен говорить актер, чтобы его услышали в последнем ряду? А если зрителю хочется взглянуть в программку, как он попросит ее у соседа?
(Актер должен говорить громко, а зритель- тихо.)
.Мама укладывает ребенка спать .Как она поет ему песенку?
(Ученица поет колыбельную песенку)
***
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша засыпать.
-К какому творчеству относится колыбельная песня?Почему?
Обобщение
-Кто догадался, о какой особенности устной речи сегодня пойдет речь?
(Говорить можно тихо и громко).
- Правильно. Сегодня мы посвятим урок громкости чтения.
3.Анализ художественных произведений с точки зрения громкости чтения.
Звучат три стихотворения с различной степенью громкости: громко, нормально, тихо.
(Выступают заранее подготовленные ученики).
*** Слайды № 1,2,3.
Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише.
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям,
Фонари зажглись.
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.
(Андрей Яхнин)
Слайды № 4,5.
Осенние стихи
В лесу такая тишина,
Как будто лес пустой.
Чтоб тишина была слышна,
Тихонечко постой.
( Александр Алексеевич Кондратьев)
-Автора пока не называем.
Слониха
Стало тихо, тихо, тихо.
Спит в углу моя слониха.
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят.
-Что общего у этих стихов? Что их объединяет?
( Тема – тишина.)
-Да, в этих стихотворениях говорится о тишине. Как надо было прочитать их?
Почему вы так считаете? Объясните.
А кто автор произведения «Слониха» ?
Слайд № 6.
Показ книги «Игрушки». Всем вам знакома эта книга. Мама неоднократно вам читала эту книжку тихим спокойным голосом, а вы сидели рядышком или на коленках и внимательно слушали. Теперь вы уже первоклассники и можете сами спокойно прочитать книги маме, папе или брату с сестрой.
-Можно вспомнить несколько стишков А.Л. Барто.
Мы выяснили:
-Чтобы передать ощущение тишины , чтобы услышать тишину, следует читать стихотворение тихим, спокойным голосом. Иначе может произойти вот что:
Частушка (исполняется ученицей)
Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели,
Мы сказали: «Ти-ши-на».
В школе треснула стена.
-Очень важно уметь правильно определять силу голоса в различных жизненных ситуациях.
-Что сейчас вам пропела ….? К какому творчеству относится частушка?
- А вы можете спеть нам какую-нибудь частушку?
Слайд №7.
-Кто узнал писателя? Давайте прочитаем его И.Ф.О. С какой буквы они написаны? Кто-нибудь знает его произведения?
-Кто изображен на картинке? Что они делают?
-Как их можно назвать?
Чтение наизусть стих. « Оруны» одним из учеников.
-Чтобы вы посоветовали героям стихотворения Г. Сапгира «Оруны»?
Обобщение
-Наша речь может звучать тише и громче, в зависимости от ситуации общения или содержания читаемого произведения (высказывания).
.Инсценировка сказки «Сказка о глупом мышонке» С .Я .Маршака
.
5. Подведение итогов урока.
-Как вы думаете, мы справились с поставленной целью на уроке?
-Что понравилось?
-А что не понравилось?
-К следующему уроку вспомните чистоговорки и пословицы.
Литература:
1.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская ,Р.И.Никольская,Г.И.Сорокина.
Детская риторика в рассказах и рисунках.1 класс .Часть 1.
-М.: «БАЛААСС», 2011.
2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.
Уроки риторики в школе.
-М.: «БАЛААСС», 2011.
3.http://stadartem.ucoz.ru/index/0-9
5. http://www.orel-story.ru/gallery/thumbnails.php?album=5&page=4&sort=nd
6. http://belorechka.narod.ru/nochnoi-gorod.htm
7. http://rebenokweb.ru/publ/videostati/22
9.http://nnm.ru/blogs/ctt40/samuil_yakovlevich_marshak_-_sbornik_proizvedeniy/
10. http://www.wwww4.com/w3736/64256.htm
12.http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&p=2&img_url=forfemale.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fu212%2Fchastuchki222.jpg&rpt=simage
.
Частушки
Самовар
на стол несем. |
Любят
маленькие детки |
Дуйте
в дудки, бейте в ложки! |
Как
у нашей у Хохлатки |
Я
цветочек вышила, |
Весь
народ глядит в окошки: |
На
заре трубит рожок, |
Очень
любим мы, матрешки, |
Шли
подружки по дорожке, |
Ходят
куры в стороне, |
Пряники
печатные, |
Шла
по ягоду Матрешка, |
Любят
маленькие детки |
Сели
мы на карусели, |
Мышку
встретили подружки |
Автор: Галкина Ольга Александровна
→ olyagalka 22.12.2011 0 9032 1146 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.