Риторика. Тихо-громко, 1класс.
















Урок по риторике.

Тема: «Тихо-громко. »













ГОУ СОШ №139

Учитель начальных классов

Галкина О.А.









Санк-Петербург

2011





Громко – тихо.

Цель: познакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания.

Основные виды учебной деятельности: оценивать уместность использования громкости в устной речи в разных ситуациях.

Ход урока

1.Постановка цели урока

-Напомните мне , пожалуйста, тему прошлого урока.

(Речь устная и письменная).

-Когда мы пользуемся устной речью, письменной речью?

-Сегодня мы поговорим об одной из особенности устной речи.

-А о какой, вы мне скажите потом сами .

2. Анализ речевых ситуаций.

.Девочка заблудилась в лесу. Как она должна звать на помощь?

(Громко. В такой ситуации нужно даже кричать .)

-Назовите сказки , где заблудились главные герои? (Маша и медведь …)

-Как звала на помощь Маша? Продемонстрируйте.

.Спортивные соревнования. Как болельщики подбадривают любимых спортсменов?

(Громко кричат речевки и т. п.)

-Назовите футбольную команду нашего города?

-Что вы будете кричать в поддержку нашей команде?

"Зенит" это скорость,
"Зенит" это класс!
"Зенит" побеждает и радует нас!

.Вы в театре. Как должен говорить актер, чтобы его услышали в последнем ряду? А если зрителю хочется взглянуть в программку, как он попросит ее у соседа?

(Актер должен говорить громко, а зритель- тихо.)

.Мама укладывает ребенка спать .Как она поет ему песенку?

(Ученица поет колыбельную песенку)

***

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Стал Ванюша засыпать.

-К какому творчеству относится колыбельная песня?Почему?

Обобщение

-Кто догадался, о какой особенности устной речи сегодня пойдет речь?

(Говорить можно тихо и громко).

- Правильно. Сегодня мы посвятим урок громкости чтения.

3.Анализ художественных произведений с точки зрения громкости чтения.

Звучат три стихотворения с различной степенью громкости: громко, нормально, тихо.

(Выступают заранее подготовленные ученики).

*** Слайды № 1,2,3.

Ночь. Уснули улицы.

Тише, туча, тише.

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям,

Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер,

В окна не стучись.

(Андрей Яхнин)

Слайды № 4,5.

Осенние стихи

В лесу такая тишина,

Как будто лес пустой.

Чтоб тишина была слышна,

Тихонечко постой.

( Александр Алексеевич Кондратьев)



-Автора пока не называем.

Слониха

Стало тихо, тихо, тихо.

Спит в углу моя слониха.

Двое маленьких слонят

Спать давным-давно хотят.

-Что общего у этих стихов? Что их объединяет?

( Тема – тишина.)

-Да, в этих стихотворениях говорится о тишине. Как надо было прочитать их?

Почему вы так считаете? Объясните.

А кто автор произведения «Слониха» ?

Слайд № 6.

Показ книги «Игрушки». Всем вам знакома эта книга. Мама неоднократно вам читала эту книжку тихим спокойным голосом, а вы сидели рядышком или на коленках и внимательно слушали. Теперь вы уже первоклассники и можете сами спокойно прочитать книги маме, папе или брату с сестрой.

-Можно вспомнить несколько стишков А.Л. Барто.

Мы выяснили:

-Чтобы передать ощущение тишины , чтобы услышать тишину, следует читать стихотворение тихим, спокойным голосом. Иначе может произойти вот что:

Частушка (исполняется ученицей)

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели,

Мы сказали: «Ти-ши-на».

В школе треснула стена.

-Очень важно уметь правильно определять силу голоса в различных жизненных ситуациях.

-Что сейчас вам пропела ….? К какому творчеству относится частушка?

- А вы можете спеть нам какую-нибудь частушку?



Слайд №7.

-Кто узнал писателя? Давайте прочитаем его И.Ф.О. С какой буквы они написаны? Кто-нибудь знает его произведения?

-Кто изображен на картинке? Что они делают?

-Как их можно назвать?

Чтение наизусть стих. « Оруны» одним из учеников.



-Чтобы вы посоветовали героям стихотворения Г. Сапгира «Оруны»?

Обобщение

-Наша речь может звучать тише и громче, в зависимости от ситуации общения или содержания читаемого произведения (высказывания).



.Инсценировка сказки «Сказка о глупом мышонке» С .Я .Маршака

.

5. Подведение итогов урока.

-Как вы думаете, мы справились с поставленной целью на уроке?

-Что понравилось?

-А что не понравилось?

-К следующему уроку вспомните чистоговорки и пословицы.





Литература:

1.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская ,Р.И.Никольская,Г.И.Сорокина.

Детская риторика в рассказах и рисунках.1 класс .Часть 1.

-М.: «БАЛААСС», 2011.

2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.

Уроки риторики в школе.

-М.: «БАЛААСС», 2011.

3.http://stadartem.ucoz.ru/index/0-9

4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5&p=115&img_url=www.edu54.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimages%2F2010%2F09%2F7ec18b9fe01ff2de2c596c568f91d9fffdfe60cf.prehttp://images.yandex.ru/yandsearch?p=24&text=%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8&rpt=image&img_url=rebenokweb.ru%2F_pu%2F1%2F36627011.jpg&ed=1view.jpg&rpt=simage

5. http://www.orel-story.ru/gallery/thumbnails.php?album=5&page=4&sort=nd

6. http://belorechka.narod.ru/nochnoi-gorod.htm

7. http://rebenokweb.ru/publ/videostati/22

8. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=24&text=%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8&rpt=image&img_url=rebenokweb.ru%2F_pu%2F1%2F36627011.jpg&ed=1

9.http://nnm.ru/blogs/ctt40/samuil_yakovlevich_marshak_-_sbornik_proizvedeniy/

10. http://www.wwww4.com/w3736/64256.htm

11. http://lib.rus.ec/a/19711

12.http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&p=2&img_url=forfemale.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fu212%2Fchastuchki222.jpg&rpt=simage









.















Частушки

Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.

Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.

Я цветочек вышила,
"Жу-жу-жу" услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица - наутек.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.

На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Буренушка!
- Выхожу, матренушка!


Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрешку.

Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.

Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?"

Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.

Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.



Слайд 1
Урок по риторике. 1класс. Тема: «Тихо- громко.» Галкина Ольга Александровна Учитель начальных классов ГОУ СОШ №139
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Агния Львовна Барто
Слайд 8
"Оруны" Генрих Вениаминович Сапгир
Слайд 9
Самуил Яковлевич Маршак
Слайд 10
Используемые материалы: 1.http://stadartem.ucoz.ru/index/0-9 2.http://images.yandex.ru/ 3. http://www.orel-story.ru/gallery/thumbnails.php? album=5&page=4&sort=nd 4. http://belorechka.narod.ru/nochnoi-gorod.htm 5. http://rebenokweb.ru/publ/videostati/22 6.http://images.yandex.ru/ 7.http://nnm.ru/blogs/ctt40/samuil_yakovlevich_mar shak_-_sbornik_proizvedeniy/ 8. http://www.wwww4.com/w3736/64256.htm 9. http://lib.rus.ec/a/19711 10.http://images.yandex.ru/

Полный текст материала Риторика. Тихо-громко, 1класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галкина Ольга Александровна  olyagalka
22.12.2011 0 9032 1146

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК