Разработка урока русского языка по теме "Роль суффиксов в слове. Развитие умения находить суффиксы в словах"; 2 класс


Тема

Роль суффиксов в слове. Развитие умения находить суффиксы в словах.

Цели

 

Формирование умения  выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, находить суффиксы в словах, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

 

Формирование УУД:

познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации;

регулятивные УУД: умение прогнозировать предстоящую работу на уроке (составлять план); обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника; находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; осуществлять познавательную и личностную рефлексию: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и в группе;

личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основные понятия

Суффикс, значение суффикса.

Ресурсы и оборудование:

– основные

 

 

–дополнительные

 

 

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 78-79.

 

– презентация к уроку;

– тетрадь, доска, мел;

– маркер, лист бумаги формата А3 (по 1 шт. на группу);

– листы самооценки (по количеству учеников);

– цветные карандаши;

– карточки со словами для групповой работы;

– плакат с изображением героя «Суффикс»;

– знаки суффикса для рефлексии ( по количеству учеников).

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Использованная литература и интернет-источники:

  1. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык», 2 класс. – М. : Баласс, 2014.
  2. Презентация - сайт Образовательной системы «Школа 2100» .

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

 
 

 

Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.

 

Проговорить правила общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговорить последовательность действий на уроке.

 

 

 

 

Проговорить правила орфографического режима.

Слайд 1.

– Вспомним правила поведения на уроке.

– Для чего нужно соблюдать эти правила?

 

Слайд 2.

– Нам сегодня предстоит поработать в парах и в группах. Давайте вспомним правила общения.

 

Слайд 3.

– Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

– Значит, …

– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?  

Слайд 4.

– Откройте тетради, запишите дату и слова «Классная работа».

– Какие правила ведения записей в тетради нужно соблюдать? Для чего их нужно соблюдать?

– Аккуратность письменной работы передает ваше уважение к родному языку. Старайтесь!

 

Рассказывают  правила поведения на уроке.

– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.

 

Проговаривают правила общения.

 

 

Читают девиз урока.

 

– Значит, мы открываем что-то новое.

– Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания.

Записывают дату, слова «Классная работа».

– Писать аккуратно, буквы и их соединения писать правильно. Ошибки исправлять аккуратно, зачеркивать карандашом.

 

Работа с иллюстрацией в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определить основной вопрос урока.

– Откройте учебник на стр. 89. Рассмотрите центральный кадр фотоплёнки.

– Кого вы видите на центральном кадре? Чем заняты ребята?

– Когда мы видели такой кадр, где Петя выдернул пень из земли?

 

– А что такое корень в слове и для чего он нужен?

 

 

 

– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

– Что же такое -ок? Вспомните, как называется эта часть слова после корня?

– Сформулируйте основной вопрос урока.

Слайд 5.

Рассматривают иллюстрацию.

 

– На кадре изображены Петя Зайцев и Вова Колесников.

– Когда изучали тему «Корень слова». Значит, этот пень обозначает слово «корень».

– Это главная часть слова, от которой можно образовать другие слова с похожим значением –однокоренные слова.

– Буквы ок.

– Это суффикс.

 

– Что такое суффикс?

 

 

Сформулировать тему, цель урока.

 

 

 

 

Проговорить последовательность действий на уроке.

 

– Значит, какая тема нашего урока сегодня?

– Какую цель ставим?

– Какие вопросы можно рассмотреть в этой теме? Составим план работы. Рассмотрите таблицу, которую будем заполнять на уроке. В ней отражены все пункты нашего плана.

Слайд 6.

 

 

 

– Вы назвали много вопросов. Я думаю, что теперь тему урока нужно уточнить. Звучать она будет так: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса в слове».Слайд 7.

– Вы готовы работать? Тогда начнем!

– Суффикс.

– Наблюдать над суффиксами в словах.

– Что такое суффикс?

– Где его место в слове?

– Зачем нужны суффиксы в словах?

– Как найти суффикс в слове?

– Как его обозначать в слове?

– Какие бывают суффиксы?

– Изменяется ли значение слова с разными суффиксами?

 

 

 

 

 

 

Воспользоваться уже имеющимся опытом и знаниями.

Заполнение таблицы новыми сведениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. Обсуждение вопроса, высказывание предположений.

 

 

 

Работа с иллюстрацией в учебнике.

 

 

 

Составление слова из частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение однокоренных слов «корень» и «корешок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для физминутки.

 

 

 

Деление слов на группы, определение способа выделения суффикса в однокоренных и неоднокоренных словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговорить правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговорить критерии оценки работы группы, каждого члена группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для физминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр. 124, стр. 89.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщить полученные на уроке знания о суффиксе с опорой на таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

– Итак, мы определили основной вопрос урока, тему и цель урока. Какой наш следующий шаг?

Слайд 8.

– Новое знание мы будем записывать в таблицу. Одно слово уже можно поместить на схему. Это слово «суффикс». Впишите его в верхнюю строку таблицы.

Слайд 9.

– Работаем по следующему пункту плана. Можете ли вы уже дать определение, что такое суффикс?

– Что можно вписать в схему?

– Впишите их в свою таблицу.

Слайд10.

– Переходим к следующему пункту плана: «Место суффикса в слове». Кто может ответить на вопрос, где в слове располагается суффикс?

– Дополните свою таблицу информацией.

Слайд 11.

– Движемся к следующему пункту плана «Роль суффикса в словах». Зачем же нужны суффиксы в словах? Может у вас есть какие-либо предположения на этот счет? Обсудите в своих парах.

– Обратимся снова к иллюстрации - кадру фотопленки к нашему уроку.

– Запишите слово корень.

Слайд 12.

– Какую часть слова подставил Петя после корня?

– Что же получится? Составьте слово из частей на доске.

 

 

– Встречалось ли вам такое слово раньше? Можете вы объяснить его значение? Может, оно должно звучать и писаться как-то по-другому?

– Запишите слово корешок во второй столбик.

– Сравните слова корень и корешок. Что вы о них можете сказать?

 

 

 

– Что помогло Пете образовать новое однокоренное слово?

– Какое новое знание дополнит нашу таблицу?

 

– Запишите это в таблицу.

 

– Проверим, можно ли таким же способом образовать слова от других корней. Прочитайте слова на слайде.

Слайд 13.

– Поставьте после корня суффикс –ок. Запишите парами эти слова.

–  Какие слова получатся?

– Какое слово образовалось с помощью суффикса?

 

– А сейчас немного отдохнем. У нас физминутка для глаз!

 

– Следующий пункт плана «Как найти суффикс в слове?» Обсудите в паре. Вспомните правила общения в паре. Следуйте этим правилам во время обсуждения. Есть предположения, как нужно действовать, чтобы найти в словах суффиксы?

– Попробуйте выполнить задание в паре. Задание в конвертах на ваших столах.

– Прочитайте слова на карточках.

– На какие две группы их можно разделить?

– Расположите слова в два столбика: в один столбик однокоренные слова, а в другой не однокоренные слова.

– Проверим, как вы выполнили это задание.

 

 

 

 

– А теперь обсудите в паре, в какой группе слов –однокоренных или не однокоренных, проще найти суффиксы? Попробуйте найти способ, как нужно действовать, чтобы определить в слове суффикс.

– Сформулируйте правило, какие действия нужно выполнить, чтобы определить суффикс в однокоренных словах.

 

 

 

 

 

– Внесите запись в таблицу новых знаний в виде схемы.

Слайд 14.

– В нашем плане есть пункт «Знак для обозначения суффикса». Вспомните, каким знаком мы его обозначали в 1 классе. Дополните запись в таблице.

Слайд 15.

– Запишите группу однокоренных слов. Найдите в словах суффиксы, действуя по этому алгоритму.

 

Поработайте в группах. Подумайте и обсудите, как определить суффикс  в словах, которые не являются однокоренными. Выполните это задание в группах. Каждая группа будет работать с одним из тех слов, что вы определили в группу не однокоренных. Выберите себе  слово и приступайте к работе. Работайте на листе бумаги формата А3 маркером.

– Проверим работу групп.

– Оцените работу группы в целом, отметьте свое мнение в лист самооценки работы группы.

– Дайте в группе оценку работы каждого ученика. Каждый ученик должен отметить эту оценку в личном листе самооценки работы на уроке.

 

 

 

 

 

– Думаю, что вы устали сидеть. Ножки ваши очень хотят побегать по дорожке. Выполним физминутку для ног.

– Следующий пункт плана : «Какие бывают суффиксы?» Какие суффиксы сегодня встречались на уроке?

Слайд 16.

– Запишите разные суффиксы в нужную строку таблицы.

– В последнем пункте нашего плана вопрос «Зачем нужны разные суффиксы?» Ответить на него нам поможет задание в учебнике. Это упр. 124. Прочитайте задание.

– Запишите пары слов. Как определить суффикс в слове?

– Обозначьте корень в словах, выделите суффикс.

– В каком слове какой суффикс вы нашли?

– Как изменилось значение слова при подстановке суффикса?

– Какой вывод о значении суффикса в словах можно сделать?

 

 

 

 

 

– Добавим это знание в таблицу в нужную строку.

Слайд 17.

 

– Ну что же, мы выполнили работу по всем пунктам плана. Вы активно поработали, молодцы! А теперь нужно собрать новые знания по теме урока воедино.

– Воспользуемся нашей таблицей и расскажем то, что сегодня вспомнили и узнали нового о суффиксе.

Слайд 18 (вся таблица).

– Сравним свои выводы с правилом в учебнике на стр. 90.

 

– Открываем новое знание.

 

 

 

 

Вписывают слово «Суффикс» в таблицу.

 

– Суффикс-это часть слова.

 

– Слова «часть слова».

Вписывают слова «часть слова» в следующую строку таблицы.

 

 

– Суффикс стоит в слове после корня.

Вписывают слова «после корня» в таблицу.

 

 

Высказывают предложения (гипотезы).

Представление гипотез парами.

 

 

Записывают в тетради слово «корень».

 

– Суффикс -ок.

– Слово с корнем «корень» и частью ок.

Пытаются составить слово. Получается «кореньок».

– Такого слова нет в русском языке. Есть слово корешок.

 

 

 

Записывают в тетради слово «корешок» под словом «корень».

– Это однокоренные слова, только в слове корешок чередование согласной на конце корня.

– Суффикс - ок.

 

- Суффиксы образуют новые однокоренные слова.

Записывают в таблицу «образуют однокоренные слова».

Читают слова: лед, мед, зуб, глаз.

 

 

Записывают слова парами.

 

Называют пары слов.

 

 

Выполняют движения по образцу в интерактивной  физминутке.

Формулируют правила общения в паре.

 

Дети высказывают предположения.

 

 

 

 

 

Читают слова.

–На однокоренные и не однокоренные.

Располагают слова в два столбика.

 

 

Одна из групп, которая раньше других правильно выполнила задание, называет слова в каждом столбике. Другие пары проверяют свое выполнение задания, исправляют ошибки.

Представитель от одной из групп высказывает предположение группы, приводит доказательство.

 

Формулируют правило: «Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренное слово, желательно состоящее из одного корня, выделить в словах корень, сравнить написание слов, найти часть слова после корня, которая изменяет значение слова. Это и будет суффикс.»

Записывают в таблицу: «однокоренные слова      корень         суффикс».

 

В нужной строке рисуют знак обозначения суффикса.

 

 

Выполняют работу.

 

 

Проговаривают правила работы в группе.

 

Выполняют работу в группе.

 

Один представитель от каждой группы вывешивает на доске лист со словами и объясняет, как они рассуждали, чтобы определить суффикс в этом слове. Высказывают предположение, что действовать нужно тем же способом, только подбирать однокоренные слова самостоятельно.

Оценивают работу в группе по критериям на листе оценки работы группы.

Оценивают свою работу в группе с учетом мнения товарищей по группе.

 

Выполняют движения для ног по образцу.

 

Называют суффиксы, которые встретились в словах.

 

Записывают суффиксы в таблицу.

 

 

 

 

Читают задания.

 

Записывают пары слов в один столбик.

Обозначают корень и суффикс.

 

По одному ученику объясняют, что в паре - однокоренные слова, корень…, в слове… суффикс …, как изменилось значение слова.

– Суффикс изменяет значение слова. Суффикс –ок, -ик имеет значение уменьшительно-ласкательное. Суффиксы –онок, -ёнок образуют слова-названия детенышей животных.

В строке назначения суффиксов добавляют: «изменяет значение слова».

 

Фронтально. Дети составляют рассказ о суффиксе.

 

 

 

 

Читают правило, сравнивают с теми знаниями, которые получили на уроке.

 

 «Дидактический материал», упр. 107.

Прочитать предложение, Списать. Обозначить суффиксы в однокоренных словах. Понаблюдать, как суффиксы изменяют смысл слова. Подобрать слова с такими же суффиксами.

 

 

Самопроверка.

Самооценка.

 

 

 

 

– Какой наш следующий шаг?

Слайд 19 .

Организует выполнение самостоятельной работы.

Организует фронтальную работу по проверке выполнения задания по каждому предложению последовательно. После ответа ученика - проверка по образцу на слайде, самооценка.

Примечание: договориться о критериях оценивания.

– Какие однокоренные слова нашел в этом предложении?

– Какой суффикс ты обозначил в каждом из этих слов?

– Как изменилось значение слова?

– Какие еще слова с такими же суффиксами ты записал?

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Вопросы ко всему классу:

– Кому удалось выполнить работу самостоятельно и правильно?

– Кто нашел и исправил ошибки во время проверки?

– Кто испытывал затруднения, в чем они заключались?

– Оцените свою самостоятельную работу в листе самооценки.

– Применяем новые знания.

 

Самостоятельно выполняют задание в тетради (6 мин).

 

 

 

 

По одному человеку каждое предложение объясняют.

 

Проверяют, исправляют ошибки.

 

 

 

Выполняют самооценку. Несколько человек рассказывают, как оценили свою работу.

 

Определить, какое новое знание открыли.

Упр. 123, с. 78.

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

– Какой вопрос задали в начале урока?

– Какое новое знание открыли?

 

 

– Расскажите, какие умения формировали на уроке?

–О чём урок заставил задуматься?

–Что хорошо получилось?

–Над чем надо ещё поработать?

–За что можете себя похвалить?

– Какую оценку вы бы себе поставили за работу на уроке? Почему?

– Каждый оцените свою работу в листе самооценки. Поставьте отметку в виде цветного кружка.

(«5»-зеленый, «4»-желтый, «3»-красный. Критерии известны.)

– Раскрасьте знак суффикса таким же карандашом, прикрепите его к плакату на доске. Мы увидим оценку работы всего класса.

– Я довольна вашей работой на уроке. Вы сумели открыть для себя новые знания. За работу на уроке получают отметки следующие ученики: … (называет фамилии учеников и их отметки). Вложите все свои листы самооценки в тетрадь.

–  Но на этом знакомство с суффиксами не закончено. Например, на следующем уроке мы выясним, есть ли суффикс в слове поток, и есть ли другие значения суффиксов?

– Что такое суффикс?

– Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

– Планировать работу на уроке. Добывать информацию по иллюстрации, из текста. Работать самостоятельно, в паре, в группе. Наблюдать над значением слов, находить в словах суффикс и корень. Оценивать свою работу.

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух, объясняют, что оценивали, какую отметку поставили себе, почему.

Ставят себе отметку за работу на уроке в виде цветных кружков: «5»-зеленый, «4»-желтый, «3»-красный.

Раскрашивают знаки.

Прикрепляют свои знаки на доске, оценивают работу класса в целом.

 

Дидактический материал, упр. 106.

 

Выучить правило на стр. 90, повторить информацию о суффиксе по таблице, составленной в классе.

 

По желанию:

Сочинить сказку про суффиксы.

Подобрать группы слов для игры «Третье лишнее».

 

 

 

 

 

 

 

– Прочитайте задание.

– Что вы будете делать сначала, что потом?

 

- По желанию предлагаю выполнить творческую работу:  сочинить сказку про суффиксы или

подобрать группы слов для игры «Третье лишнее».

Например,   послушайте  сказку про ещё один суффикс. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.

Ласковый и добрый.

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .

 

– Запишите задание в дневник.

– Наш урок окончен, спасибо за работу!

Читают задание самостоятельно.

– Прочитаем, сравним слова, определим, чем они похожи. Спишем слова и выделим суффиксы. Запишем несколько слов в каждую группу с такими же суффиксами.

 

Слушают сказку. Угадывают, о каком суффиксе идет речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают задание в дневник.

Предоставляют дневники учителю для выставления отметок.

 

Полный текст материала Разработка урока русского языка по теме "Роль суффиксов в слове. Развитие умения находить суффиксы в словах"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корниенко Елена Евгеньевна  Публикатор
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №33 г. Новороссийск
29.12.2015 0 1826 208
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0