Конспект урока русского языка «Письмо Деду Морозу»; 4 класс




Урок по русскому языку на тему: «Письмо Деду Морозу»



Автор: Иванова Оксана Павловна



Тема. «ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ»



Цели:

  • познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки;

  • помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;

  • способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.

  • содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу.

Оборудование. Конверты, открытки; почтовый ящик, карточки с правилами переписки «Проверь себя», таблица «Схема текста письма»; проектор.



Ход урока.

1) Организационный момент.

2) Вводная беседа.

Стук в дверь.

- Кто это?

Почтальон.

- Здравствуйте, дети!

Я почтальон!

Всем детям на свете

Давно я знаком.

Письма, свежие газеты,

Разноцветные конверты,

Телеграммы, поздравленья

Вам доставлю без сомненья!

Почтальон.

- Это школа №..? Класс … точно здесь?

- Значит, вам письмо. Распишитесь.

- До свидания, ребята! Я спешу. У меня в сумке очень много писем – ведь скоро Новый год!

Почтальон уходит.

У. Ребята, а как почтальон узнал, что это письмо предназначено нам?

Кто имеет право распечатать письмо?

Дети отвечают.

Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки:



Правило 1.

Чужое письмо – тайна за семью печатями. Письмо распечатать и прочитать может только его адресат.

Адресат – от немецкого слова «адрес». Получателя письма называют адресатом.



У. Давайте посмотрим, от кого письмо.

Читает: «От Деда Мороза».

Текст письма:

«Здравствуйте, мои дорогие ребята!

Приветствует вас Российский дед Мороз с родины своей славной – города Великий Устюг, что стоит на берегу реки Сухоны.

Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда – огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы сможете преодолеть все напасти, а я помогу вам в этом.

Дорогие мои друзья! Уже скоро наступит мой день рождения, а затем и Новый год.

Желаю вам здоровья такого крепкого, как мои февральские морозы.

Пусть у вас будет столько друзей, сколько у меня в лесу елочек да сосенок.

Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.

До свидания.

Любящий вас всем сердцем, ваш Дедушка Мороз».



3) Сообщение темы и целей урока.

У. Будем ли мы отвечать на полученное письмо?

Вспомните следующее правило переписки.



Правило 2.

Невежливо не ответить на письмо. Необходимо это сделать не позднее 3-5 дней со дня получения.



У. Сегодня мы постараемся написать письмо Деду Морозу.

Между отправителем письма и получателем соблюдается выработанный веками порядок.



4) Актуализация знаний детей об истории письма и правилах переписки.



У. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое и вспомним историю появления почтовой службы.

Творческая группа подготовила устный журнал «Из истории почтовой службы» На экране проецируются соответствующие слайды.

Презентация

Эпистолярное искусство – искусство написания письма существовало с древних времен.

История обмена известиями начинается с каменного века.

Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев.

Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны – там - тамы и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни.

Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.

И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение).

Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата.

С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге.

Такая почта работала через гонцов.

Употребляемую в наше время форму письма так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 века в Англии.



У. С какой целью люди пишут письма?

«Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому»

В. Даль.

У. В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?

Д. Деловые, поздравительные, личные.

У. У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем.

О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?

  • о себе, о школьных делах;

  • о своих увлечениях и занятиях;

  • можно поздравить с праздником, днём рождения.



У. Прежде, чем написать занятому человеку письмо с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись.

У. Какие принадлежности вам понадобятся в работе?

Дети отвечают.

У. Какие правила письма в связи с этим вспомнили?



Правило 3.

Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.



Правило 4.

Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.



У. Какие еще правила написания писем знаете?



Правило 5.

Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении.

Письмо – фотография души.



Правило 6.

Не употребляй шаблонных выражений.



5) Актуализация знаний детей о структуре письма.



У. Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях.

Искусство общения всегда предполагает умение ясно, четко, грамотно обмениваться полезной информацией о том, что хочется сообщить, и о своем отношении к сообщаемому.

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 129 и прочитайте письмо девочки Лизы.

- Кому писала письмо девочка?

- Почему оно самое «важное» за весь год?

- Почему Дед Мороз улыбнулся?

Физкультминутка

У. С чего начать письмо?

Как лучше обратиться к Деду Морозу?

О чем можно рассказать в основной части?

Подумайте, как вы будете прощаться?

По ходу беседы на экране проецируется таблица:



Возможные части текста письма

Примеры


1

Обращение

Дорогой Дедушка Мороз!

Уважаемый Дед Мороз!

2

Начальная фраза о состоянии переписки

Получил(а) Ваше письмо, сразу хочу ответить.

3

Основное содержание письма, сообщение о новостях

Я хочу рассказать Вам…

У нас много новостей, расскажу обо все по порядку.

4

Вопросы адресату

Как Вы живете?

Как Ваше здоровье?

Какие у Вас новости?

5

Просьба писать письма

Я прошу Вас ответить на мое письмо.

6

Передача привета, прощание

Передайте большой привет…

До свидания.

7

Концовка и подпись

С уважением к Вам…

8

Дата и место написания

2 декабря 20__ года

г. Москва



7) Творческая работа.

Дети пишут письмо на выбранную тему, используя карточку-помощь и справочные материалы.

8) Проверка работы.

После написания письма дети проверяют свою работу по плану-памятке.

Памятка.

Проверь!

  1. Сохранена ли тема?

  2. Не пропустил ли что-нибудь важное?

  3. Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?

Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?

  1. Хорошо ли связаны предложения между собою?

  2. За что можно похвалить?

Помни: если не знаешь, как пишется слово, спроси у учителя, посмотри в словаре.



9) Подведение итогов творческой работы.

Дети читают по желанию письма (среди обычной прозы были и стихи)

10) Оформление конверта.

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

У. Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Д. Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его отпусти-

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(С. Маршак)

Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. Индексе 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Укажите индекс на конверте (456780).



11) Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами написали письма Дедушке Морозу.

Сейчас письма вытеснены сотовым телефоном, скайпом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.




Полный текст материала Конспект урока русского языка «Письмо Деду Морозу»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Оксана Павловна  Публикатор
08.01.2019 0 145 3

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0