Урок русского языка "Правописание твёрдых согласных в сочетаниях жи - ши"


Тема: Правописание твёрдых согласных в сочетаниях Жи – Ши.
Цель: формирование навыков правописания шипящих твёрдых согласных с гласными в сочетаниях ЖИ – ШИ.
Задачи:
1. Выработать навык правописания сочетаний ЖИ – ШИ в
словах
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать чувство товарищества, осторожности в опасных ситуациях.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.
2. Чистописание
- Начнём работу с отгадывания загадки
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)
- Посмотрите, какие узоры нанёс мороз на нашей доске. (Слайд 2)
Ш@ Ж@
- Какие буквы вы здесь видите? (Ш, Ж)
- Какие они? (согласные, шипящие, твёрдые)
- Помогите морозу дорисовать эти буквы, пропишите их у себя в тетради.
- Пока вы писали в тетрадях, к нам в гости пришёл Дед Мороз, принес с собой ёлочку, но не успел её нарядить. Помочь Деду Морозу мы с вами сможем, выполнив все задания на уроке правильно. Будьте внимательны и активны, тогда в конце урока вас ждёт сюрприз.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Итак, первое задание, на доске написана пословица, прочтите её.
(слайд 3)
Жизнь дана на добрые дела.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Вы были близки к ответу. Послушайте, как описывается пояснение в словаре пословиц и поговорок. (словарь)
- Посмотрите внимательно на пословицу и объясните какие орфограммы вы здесь видите. (за правильный ответ дети вешают игрушку на ёлку)
- Запишите красиво пословицу в тетрадь.
- Произнесите ещё раз слово жизнь и скажите, какой гласный звук слышится в этом слове? (Ы)
- А почему написана И, что это ошибка? Как мы проверим написание ЖИ? (слайд 4)

- Проверить мы не можем. После шипящих Ж и Ш слышим (Ы), а пишем мы (И), а вот почему вы сейчас узнаете, послушав сказку о буквах.
«Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, а неподалеку жили гласные И, Ы. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, гласные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли гласную И. Вот только никак не могут найти гласную Ы. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходя мимо соседнего домика они увидели, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеётся, телевизор смотрит.
Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят шипящие Ж и Ш рядом с Ы. Именно с того самого момента шипящие Ш и Ж отвердели и стали дружить только с И»
- Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться находить слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, правильно их писать. (слайд 4)

4. Новый материал
1) - Сейчас мы разгадаем кроссворд. Отгадайте и запишите слово в кроссворд, подчеркните сочетание жи - ши:
(слайд 5)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)
**********
Кот живёт у нас на крыше,
А чулане живут… (мыши)
**********
Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (шишки)
**********
Красива она и кружевна.
На руку ложится и тает она. ()снежинка)
*********
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)
*********
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются
(кувшинки)
*********
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют!
(лыжи)
- Какие орфограммы вам встретились в этих словах? (наряжаем ёлочку)
ФИЗМИНУТКА (слайд 6)
2) – Следующее задание будет очень трудное. Из длинного слова надо найти и записать слова, с изучаемой орфограммой. Но помните, что последний слог предыдущего слова является началом второго слова. (слайд 7)
С Н Е Ж И Н К А Р А Н Д А Ш И П О В Н И К
(снежинка, карандаши, шиповник)
- Какое правило вам встретилось в этих словах? Подчеркните его.
3) Работа с учебником с. 121 У 157
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Объясните правописание пропущенных букв.
- Запишите отгадку, подчеркните изученную орфограмму.
- Так слова, с какой орфограммой вам встретились?.
- Прочитаем правило на с. 122
4) Работа в парах
- У каждого из вас на столе лежат конверты. Достаньте из них карточки, на которых записаны предложения и составьте из них рассказ.
- Прочитайте, что у вас получилось. (слайд 8)
Наступила зима.
Выпал пушистый снег.
Дети пошли кататься на лыжах.
- Запишите предложение, в котором есть слово на изучаемое правило.
- Какое предложение вы записали?
Выпал пушистый снег.
- В каком слове изучаемая орфограмма?
- Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?
5) Проверочная работа – взаимопроверка
- Возьмите ёлочную игрушку, которая лежит у вас на столе. Сверните её пополам, а затем ещё раз пополам. Теперь разверните, у вас получилось 4 окошечка. Я буду диктовать слова, на изученное правило, а вы должны записать их в два столбика. Подумайте, на какие группы разделим эти слова?
ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ, ШИШКА
- Прочитайте слова первого столбика. Второго столбика.
- Проверьте написание слов с записанными на доске. ШИЛО УЖИ
ШИШКА ЛЫЖИ
- Мы справились и с этим заданием и на ёлочку повесили ещё одну игрушку. Таким образом, наша ёлочка стала очень нарядная и красивая.
5. Итог урока
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие шипящие согласные всегда твёрдые?
- Что мы знаем об их написании?
6. Домашнее задание.
У 156 с. 121
7. Рефлексия
- Елка наряжена и очень красива. Она нам напоминает, что скоро будет новый год. Вы должны соблюдать правила безопасного обращения с гирляндами, бенгальскими огнями, петардами. Дед Мороз поздравляет вас с этим праздником и на память за хорошую работу дарит небольшие сувениры.
Спасибо за урок!
Полный текст материала Урок русского языка "Правописание твёрдых согласных в сочетаниях жи - ши" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярополова Светлана Вадимовна  Svet@
31.12.2010 8 10476 1653

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».

 (4)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 8
avatar
8 Таня1961 • 17:16, 06.03.2011
Многое из разработки урока взяла себе на заметку и использовала. Спасибо!
avatar
7 angelikakuzenka • 18:26, 01.03.2011
Спасибо за материал, мне, как начинающему педагогу, просто необходим!
avatar
6 Кулик • 21:07, 24.02.2011
Мне понравился урок, очень восхищает презентация. Есть чему поучиться. Большое спасибо.
avatar
5 Поляша • 09:42, 06.02.2011
Замечательный урок, большое спасибо!
avatar
4 shnuro4ek • 00:06, 14.01.2011
967
avatar
3 фотинья8732 • 20:22, 11.01.2011
Интересные моменты! Возьму на вооружение.
avatar
2 Педагог_25 • 15:14, 06.01.2011
Светлана, скачала вашу работу - очень хороший материал! Понравилась физминутка со снеговичком))))))) СПАСИБО!
avatar
1 korolevairin • 19:13, 04.01.2011
Спасибо за работу всегда нужный материал