Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку в начальной школе


Автор: методическое объединение начальных классов

Место работы: МОУ «Куйбышевская СОШ» Среднеахтубинского района Волгоградской области

Должность: учителя начальных классов

Дополнительные сведения: Памятка была утверждена на заседании МО учителей начальных классов. Руководитель Колесникова Элла Анатольевна


Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.


1. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели.

2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

3. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

4. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Раздели его на слоги. Делай так: при-леж-ный, при-леж-ные.

5. Большая буква в именах людей, кличках животных.

Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша.

6. Слово из словаря.

Напиши слово три раза.

Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.

7. Ь в конце и середине слова.

Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, учитель, морковь, коньки.

8. Разделительные Ъ и Ь знаки.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

Запомни! Разделительный ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

9. Приставки в словах.

Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, уехал.

Запомни! Приставка - часть слова. Она пишется слитно.

10. Предлоги со словами.

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) дома, у большого дома.

Запомни! Предлог - это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно.

11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая - горка. Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.

12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово грамотно.

Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный - честь. Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.

13. Ь знак после шипящих.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); жечь, печь, стеречь ( гл., неопр. ф.); пишешь, читаешь, решаешь (гл., 2 л.)

Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2-го лица после шипящих пишется Ь.

14. Правописание слов с шипящим на конце.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога - сущ., 1 скл, ,предл .п.

Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.

16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?), дальнему ( м.р., дат ,п.).

Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

17. Гласные е – и в окончаниях глаголов.

Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) - е; смотрит - смотреть (2 спр) - и (исключение).

Запомни! Гласные е - и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.

18. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Делай так: грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края.

19. Разбор слова по составу. Делай так: пришкольный.

20. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.

21. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи. Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.

22. Разбор по членам предложения.

Выпиши предложение. Делай так: С гор побежали звонкие ручейки, ручейки (какие?) звонкие; побежали (откуда?) с гор.


1. Большая буква в начале предложения.


Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.


Выпал снег. Дети рады.

Пропуск буквы.


Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.


Звонок- звонок

Перенос слова.


Раздели слово на слоги для переноса.


Оси-на


При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

Мягкий знак, обозначающий мягкость.


Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.


Ель, тень, пень.

Гласные после шипящих.


Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.


Малыши, карандаши

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.


Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.


Дочка, речка, мощный

Ударение.


Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.


Алфав`ит, `азбука, портф`ель

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.


Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.


Сады – сад; волна - волны.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.


Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.


Ягода, ягода, ягода.


Хоккей, хоккей, хоккей.

Парные звонкие и глухие согласные.


Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.


Мороз – морозы;


Ягодка – ягода.

Большая буква в имени собственном.


Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.


Илья, Соловьев, Омск

Разделительный Ь.


Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.


Вьюга, листья, соловьи


Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне.


Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.


Звездный – звезда;


Честный – честь


14. Гласные и согласные в приставках.


Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.


Полетели, побежали, потянули.

Правописание предлога.


Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.


К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу


Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.


Лодка отплыла от берега

Разделительный Ъ.


Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.


Съест, объявления, объем.


Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

Ь на конце существительных после шипящих.


Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.


Луч (м.р.), шалаш (м.р.)


Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)


Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

Соединительные гласные в сложных словах.


Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.


Водовоз, самолет.

НЕ с глаголом.


Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.


Гл. гл.


Не_пришел, не_выучил.


Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.


Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.


На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение


Родительный падеж

–и (–ы)

–и


Дательный падеж

–е

–и


Предложный падеж

–е

–е

–и


Правописание безударных окончаний имен прилагательных.


Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.


К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.


Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.


Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)


Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.


Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И


Спряжение глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение


Все глаголы НЕ на – ИТЬ


+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все глаголы на – ИТЬ


+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,


ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,


СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,


И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,


И ТЕРПЕТЬ.



Личные окончания глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение


–ЕШЬ


–ЕМ


–ЕТЕ


–УТ, – ЮТ

–ИШЬ


–ИМ


–ИТЕ


–АТ, – ЯТ



Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

Ь в неопределенной форме глагола.


Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.


Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.


Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.


Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.


Пунктуация

Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).


Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.


Слава нашей Родине ! Слава труду !

Однородные члены предложения.


Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.


Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О


О, а О

О да (=и) О


О, но О


О, да (= но) О


О и О,и О,и О



Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

Обобщающее слово при однородных членах.


Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.


Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.


О, О, О – О.



На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.

Знаки препинания при обращении.


Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.


Знаки препинания при обращении

О!

О,


,О,




Ребята, берегите учебники! О,

Сложное предложение.


Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.


Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

Предложения с прямой речью.


Запиши правильно предложение. Составь схему.


“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а.


Полный текст материала Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку в начальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесникова Элла Анатольевна  ehlla
18.01.2011 10 23069 3460

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 9
avatar
9 k2806 • 18:05, 26.06.2012
Спасибо за Ваш материал.
avatar
8 tolcnjva40 • 11:29, 14.04.2011
Давно скачала Ваш материал, теперь нет проблем у детей с выполнением РНО
avatar
7 коллега4368 • 22:39, 11.04.2011
Спасибо за проделанную работу. Очень полезный материал.
avatar
6 Тёмка • 02:26, 08.03.2011
Интересный материал. У нас в 3 классе орфограмм уже побольше и добавлена запись: напиши своих 3 примера на данную орфограмму.
avatar
5 Кулик • 20:59, 24.02.2011
Спасибо большое за памятку. У меня есть похожая, но некоторые моменты подкорректирую.
avatar
4 Naidena • 10:08, 20.02.2011
Спасибо за подсказку. Некоторые моменты обязательно использую.
avatar
2 Солнечная9331 • 09:36, 30.01.2011
Элла Анатольевна!
Хорошая памятка, но я бы оформила её в виде книжки-малышки. Тогда детям интереснее было бы к ней обращаться и эта памятка находилась бы у них всегда под рукой..
avatar
3 ehlla • 08:17, 04.02.2011
Спасибо большое за совет! Мы оформляем в небольших фотоальбомах. К этому материалу дети потом обращаются даже в среднем звене.Обычно мы проходим тему, и на закреплении на альбомном листке пишем это правило и вставляем в альбомчик. Некоторые дети, которые не очень ответственно относятся к учёбе, теряли эти альбомы. Но позже, увидев преимущества этого материала, переписывали у ребят-одноклассников заново!
avatar
1 заня • 14:09, 21.01.2011
Интересный материал. Некоторые моменты буду использовать на уроке.