Разработка и презентация "Безударные гласные в корне слова"; 3 класс УМК "Школа России"


Разработал учитель начальных классов МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Буланкина О.П. e-mail: oksana140281@mail.ru


Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,

ИКТ: презентация к уроку

Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

IV. Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

- Какое сейчас время года? (зима)

- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

- Что вы заметили? - Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

- Ребята, а какой праздник у нас скоро?

- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.

V. Словарная работа.

- Снеговик приготовил для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД.

- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.

М…роз, за…ц, ул…ца, р…бота, сев..р, …бед

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- Я вам предлагаю ответить на вопросы:

Ч то

Г де надо проверять?

Как

Чем

VII. Повторение ранее изученного материала.

- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

- Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я

- Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова

- Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

- Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением

VIII. Работа над темой урока

- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

- Итак, вот слово ЗИМА

- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

- Затем поставим ударение.

- Выделим корень

- Определим безударную гласную.

- Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.


IX. Упражнения. Работа по учебнику.

- Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 112.

Выб_гать, бл_стеть, сп_шить, пос_дить, закр_чать, засв_стеть, уд_вить, забл_стеть, дот_щить, просл_дить, зал_вать.

- Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка.

- Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.

- Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.

- Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая - стОлик

2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть


В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна


С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

- Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

XI. Работа с текстом.

- Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте.

- Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?

- Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.

Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.

XII. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

- Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

- Кто хочет ответить?

XIII. Рефлексия.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.

1. Я все понял, но у меня остались вопросы

2. Я все понял, могу работать по алгоритму

3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому

Д/З т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим с помощью нашего друга снеговика.



























ПРИЛОЖЕНИЕ

Безударные гласные в корне слова.

По горизонтали:

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали:

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят
И девчата носят.

6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?







Слайд 1
Открытый урок по русскому языку в 3 «Б» классе МАОУ «БазарноМатакская средняя общеобразовательная школа» учитель Буланкина О.П.
Слайд 2
Одиннадца тое декабря. Классная работа.
Слайд 3
Слайд 4
а е о и
Слайд 5
Что за нелепый человек Пробрался к нам в 21 век, Морковкой нос, в руке – метла, Боится солнца и тепла.
Слайд 6
О М__роз я за__ц и ул__ца а р__бота е сев__р о __бед
Слайд 7
«Приходи сегодня я вечером с мечом, сыграем» с м__чом – мяч – с мячом
Слайд 8
«Правописание безударных гласных в корне»
Слайд 9
ЧТ О ГД Е КА К ЧЕ М НАДО ПРОВЕРЯТЬ?
Слайд 10
АЛГО 1. Про читай 2. Пос т 3 . Вы Р И ТМ слово авь уд . а ре н и е д е ли корен ь 4 . Опр едели безуд а рн у ю гласн ую 5. Под бе прове ри рочно е слов о Зима зимни й
Слайд 11
Используя алгоритм выполни упражнение № 263 на стр. 112
Слайд 12
Слайд 13
А) В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова? 1)тяжелый- тЯжесть 3)столовая - стОлик 2)похвала – хвАлить 4) гостиница - гОсть В) В каком слове допущена ошибка ? 1)морской 3 )посодить 2)письмо 4) страна С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова? 1)камушки 3) стрелки 2)легкие 4) спортивный
Слайд 14
Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.
Слайд 15
ЧТ О ГД Е КА К ЧЕ М Гласные а, о, и, е, я. В корне слова НАДО ПРОВЕРЯТЬ? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне Ударением
Слайд 16
1. Я все понял, но у меня остались вопросы 2. Я все понял, могу работать по алгоритму 3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Слайд 17
Д/з Написать письмо Деду Морозу
Слайд 18
МОЛОДЦЫ!
Слайд 19
• • • • • • • • • • Ссылки на использованные графические материалы http://www.gifpark.ru/Gifs/PEOPLE/CHILDREN/anim09.gif http://www.slovo.ws/bio/rus/Dal_Vladimir_Ivanovich/245.jpg http://images.km.ru/style/2005/12/margo03.jpg http://mihajlovsk.ru/uploads/img/5762249791488.jpg http://lulka-lulka.ru/images/47fa03b46c7a0_2008-04-07-4.jpg http://www.photodom.com/new_fotos/2009/03/30/thumb_1282969.jp g http://www.xrest.ru/images/collection/00082/078/original.jpg http://www.saratovlady.ru/files/lady13/bn244074s.jpg http://prv-2005-04.photosight.ru/07/pv_821196.jpg

Полный текст материала Разработка и презентация "Безударные гласные в корне слова"; 3 класс УМК "Школа России" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буланкина Оксана Петровна  oxi140281
04.02.2011 8 34016 5003

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 8
avatar
8 NatalyS • 10:44, 08.05.2011
К Вашему уроку хорошо подойдёт электронная физминутка Масько Л.Г. http://lgmasko.ucoz.ru/blog/ehlektronnye_fizminutki/2009-09-10-4
avatar
7 rimel • 11:12, 10.04.2011
Очень интересный материал, красочные слайды. Обязательно воспользуюсь, что нибудь переделаю. Огромное спасибо! Это такая помощь учителю. Еще раз спасибо!
avatar
6 Прохлада • 15:46, 27.03.2011
Мне понравился комбинированный урок с использованием различных методов. Спасибо огромное.
avatar
5 kasana-75 • 16:44, 19.03.2011
Спасибо за урок! обязательно воспользуюсь!!
avatar
4 shnuro4ek • 22:23, 14.02.2011
1257
avatar
3 филиал • 20:02, 05.02.2011
Мне очень понравился алгоритм работы над словом при изучении темы "Безударная гласная". А ещё самооценка детей при усвоении данной темы .Спасибо!
avatar
2 nata6403 • 11:36, 05.02.2011
спасибо огромное! обязательно воспользуюсь!
avatar
1 Zilya2011 • 19:15, 04.02.2011
спасибо! урок понравился. составленный алгоритм самими учащимися полезен тем что правило запоминается более легко и осмысленно. я тоже часто на уроках вместе с детьми составляю алгоритмы к правилам.