Урок + презентация по русскому языку "Общее понятие о приставке и суффиксе" 3 класс


МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1» Илюшкина Нэля Юрьевна





Урок русского языка в 3 классе

по теме:



«Общие понятия о приставке и суффиксе»

(УМК «Школа России)




Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Илюшкина Нэля Юрьевна




























Цели урока:

  1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;

  2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;

  3. Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова;

  4. Совершенствование каллиграфического навыка













































  1. Организационный момент.

  2. Минутка чистописания


1. Повторить правила посадки при письме





2. Показ учителем написания элементов



3. Самостоятельное прописывание.


  1. Словарная работа (Слайд2)

1 ученик работает у доски



Учитель: Запишите отгадку, подчеркните букву, написание которой надо запомнить, поставьте ударение.

- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)

- В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

- За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус как сахар сладкая. (морковь)

- Дремучий лес к стеклу прирос,

Нарисовал его …… . (мороз)


  1. Повторение пройденного материала



Учитель: Какие слова называют однокоренные? (слова, у которых общее значение и общая часть, называют однокоренными или родственными.)

Учитель: Подберите (устно) однокоренные слова к записанным.

Учитель: Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём содержится значение слова)


  1. Изучение нового материала


Учитель: Спишите слова (слайд 3)

Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег

Ход – приход, поход, выход, вход, переход.


- Выделите корень.(проверка слайд)

- Сравните однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, Одинаковые по смыслу)

- Есть ли разница между словами?

- Отчего она зависит?(ответы детей)

- Что помогло нам образовать новые слова? (ПРИСТАВКА)

- Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

Ведь при помощи приставок

Образуются слова.

- Приставка обозначается значком


Выделите в словах приставку.(слайд )


Учитель: Что же такое приставка? (ЧАСТЬ СЛОВА)

- Где она стоит? (она стоит ПЕРЕД КОРНЕМ)

- Для чего служит в нашем языке? (служит ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ)


Учитель: Делаем вывод: что такое приставка (план ответа на слайде 4)


  1. Что такое приставка

  2. Где стоит в слове?

  3. Для чего служит в нашем языке?


Дети делают вывод:


ПРИСТАВКА _ ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.



Учитель: Сравните наш вывод с правилом на стр. 57.


  1. Упражнения для закрепления


Упражнение 146 (с комментированием)

- От слов ходить, летать образовать однокоренные слова с помощью приставок у-, в-, до-, от-, под-. Записать слова. Выделить корень и приставку.


  1. Физминутка (см.приложение) Слайд 5.

  2. Продолжение изучения нового материала.


Учитель: Есть ещё одна часть слова, которая помогает образовывать новые слова – это СУФФИКС.

- Запишите слова. Слайд 6.


Дом, домишко, домик, домище.


Учитель: Выделите корень.(проверка)

- Сравните слова по смыслу.

- Есть ли разница, отчего она зависит? (ответы детей)

- Что помогло образовать новые слова? (суффикс)

Учитель: Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА)

- Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ)

-Суффикс обозначается значком


- Выделите суффикс в словах.

- Что же такое суффикс? (дети отвечают, пользуясь планом на слайде 7)


СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.


- Сравните ваш вывод с правилом на стр.57


VIII.Упражнения для закрепления


Упражнение стр. 147

(с комментированием по цепочке)

- Образовать новые слова, используя суффиксы – ок или – ик. Написать слова. Выделить суффиксы.

Сравнить слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?


  1. Закрепление.


Учитель: Итак, мы узнали ещё две части слова: приставку и суффикс.

- Что такое приставка? Для чего она служит в русском языке?

- Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке?

- На прошлых уроках мы с вами говорили, что каждое слово обязательно что-то обозначает. Где скрыто значение слова?(в корне. Каждое слово обязательно имеет корень).

Учитель: отдели от дерева ствол, ветки, а корень оставь – через некоторое время вырастет новое дерево. Оторви от дерева корень и дерево погибнет, потому что корень – самая главная часть. Так и в языке – отними у слова все части, а корень оставь, значит, слово живо, оно «обрастает» новыми приставками и суффиксами. Отнимем у него корень и слово перестанет существовать.


А давайте попробуем вырастить дерево. Открывается слайд 8 .

- Внизу даны корни слов. Ваша задача «обрастить» их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.

Должны получиться слова:

Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверюшка, зверёк, озвереть.


Учитель: Какие части слова помогли нам образовать новые слова?

  1. Итог урока

- С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

- Для чего служит окончание?

- Для чего служит корень?

- Может ли быть слово без корня?

XI. Домашнее задание.



Упражнение 149. образовать от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов – ик или –к. Написать, выделить части слова.

Правила стр. 57, 58.


  1. Выставление оценок.







Приложение


Физкультминутка


Музыкальная тучка



- Вы старались, вы писали

И немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки.

(дети поднимают руки и потягиваются)

- Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас детей.

(дети машут руками, прогоняя тучку)

- Вот к нам солнышко пришло

Стало весело, светло

(дети поворачивают голову влево-вправо, вверх-вниз)

- Громче, музыка, играй

Нас на танец приглашай!

(играет музыка, дети танцуют)

Слайд 1
Подготовила Учитель начальных классов МОУ»ЖСОШ №1» Илюшкина Нэля Юрьевна
Слайд 2
- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус как сахар сладкая - Дремучий лес к стеклу прирос, Нарисовал его ……
Слайд 3
Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег Ход – приход, поход, выход, вход, переход
Слайд 4
1.Что такое приставка? 2.Где стоит в слове? ПРИСТАВКА 3.Для чего служит в _ ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ нашем СТОИТ языке?ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ
Слайд 5
Музыкальная тучка - Вы старались, вы писали И немножечко устали. Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки. - Уходи от нас скорей, Не пугай ты нас детей. - Вот к нам солнышко пришло Стало весело, светло - Громче, музыка, играй Нас на танец приглашай!
Слайд 6
Дом, домишко, домик, домище.
Слайд 7
1. Что такое суффикс? СУФФИКС - ЭТО 2. Где стоит в слове? ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ 3. Для чегоКОРНЯ служит И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ в нашем языке? НОВЫХ СЛОВ.
Слайд 8
… ..О К … Ь ..И Т Е Н … Ы ЗА Й …..ЕК О…ЕТЬ … ..Ю Ш КА …..ИНЫЙ ШУМ ЗВЕР Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверюшка, зверёк, озвереть
Слайд 9
Используемая литература и ресурсы интернета 1. С.В.Савинова «Русский язык в начальной школе(поурочное планирование) Волгоград «Учитель» 2000 год 2. «Занимательная грамматика» Москва «Омега» 1996 год 3. «Орфографический словарь русского языка» Москва «Русский язык»1991год 4. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=дом&p=44&img_url http://images.yandex.ru/yandsearch? rpt=simage&ed=1&text=домишко&p=22&img_url http://images.yandex.ru/yandsearch? rpt=simage&ed=1&text=домик&p=26&img_url http://images.yandex.ru/yandsearch? rpt=simage&ed=1&text=домище&p=39&img_url http://images.yandex.ru/yandsearch?text=помидор&rpt=image&img_url http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=s49.radikal.r

Полный текст материала Урок + презентация по русскому языку "Общее понятие о приставке и суффиксе" 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Илюшкина Нэля Юрьевна  Рыбка6948
05.02.2011 3 50096 7033

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 shnuro4ek • 18:08, 14.02.2011
1213
avatar
2 0472 • 17:02, 08.02.2011
Отличная разработка! Используются и загадки и метод сравнения. Детям будет проще понять тему "Состав слова". Спасибо!
avatar
1 Ерлик • 14:18, 08.02.2011
Спасибо, урок обучающий, ничего лишнего