Урок + презентация по русскому языку "Общее понятие о приставке и суффиксе" 3 класс


Цели урока:
1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;
2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;
3. Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
4. Совершенствование каллиграфического навыка
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания

1. Повторить правила посадки при письме
2. Показ учителем написания элементов
3. Самостоятельное прописывание.
III. Словарная работа (Слайд2)
1 ученик работает у доски
Учитель: Запишите отгадку, подчеркните букву, написание которой надо запомнить, поставьте ударение.
- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)
- В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)
- За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая. (морковь)
- Дремучий лес к стеклу прирос,
Нарисовал его …… . (мороз)

IV. Повторение пройденного материала

Учитель: Какие слова называют однокоренные? (слова, у которых общее значение и общая часть, называют однокоренными или родственными.)
Учитель: Подберите (устно) однокоренные слова к записанным.
Учитель: Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём содержится значение слова)

V. Изучение нового материала

Учитель: Спишите слова (слайд 3)
Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег
Ход – приход, поход, выход, вход, переход.

- Выделите корень.(проверка слайд)
- Сравните однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, Одинаковые по смыслу)
- Есть ли разница между словами?
- Отчего она зависит?(ответы детей)
- Что помогло нам образовать новые слова? (ПРИСТАВКА)
- Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
Ведь при помощи приставок
Образуются слова.
- Приставка обозначается значком

Выделите в словах приставку.(слайд )

Учитель: Что же такое приставка? (ЧАСТЬ СЛОВА)
- Где она стоит? (она стоит ПЕРЕД КОРНЕМ)
- Для чего служит в нашем языке? (служит ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ)

Учитель: Делаем вывод: что такое приставка (план ответа на слайде 4)

1. Что такое приставка
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:

ПРИСТАВКА _ ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

Учитель: Сравните наш вывод с правилом на стр. 57.

VI. Упражнения для закрепления

Упражнение 146 (с комментированием
- От слов ходить, летать образовать однокоренные слова с помощью приставок у-, в-, до-, от-, под-. Записать слова. Выделить корень и приставку.

VII. Физминутка (см.приложение) Слайд 5.
VIII. Продолжение изучения нового материала.

Учитель: Есть ещё одна часть слова, которая помогает образовывать новые слова – это СУФФИКС.
- Запишите слова. Слайд 6.

Дом, домишко, домик, домище.

Учитель: Выделите корень.(проверка)
- Сравните слова по смыслу.
- Есть ли разница, отчего она зависит? (ответы детей)
- Что помогло образовать новые слова? (суффикс)
Учитель: Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА)
- Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ)
-Суффикс обозначается значком

- Выделите суффикс в словах.
- Что же такое суффикс? (дети отвечают, пользуясь планом на слайде 7)

СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

- Сравните ваш вывод с правилом на стр.57

VIII.Упражнения для закрепления

Упражнение стр. 147
(с комментированием по цепочке)
- Образовать новые слова, используя суффиксы – ок или – ик. Написать слова. Выделить суффиксы.
Сравнить слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?

IX. Закрепление.

Учитель: Итак, мы узнали ещё две части слова: приставку и суффикс.
- Что такое приставка? Для чего она служит в русском языке?
- Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке?
- На прошлых уроках мы с вами говорили, что каждое слово обязательно что-то обозначает. Где скрыто значение слова?(в корне. Каждое слово обязательно имеет корень).
Учитель: отдели от дерева ствол, ветки, а корень оставь – через некоторое время вырастет новое дерево. Оторви от дерева корень и дерево погибнет, потому что корень – самая главная часть. Так и в языке – отними у слова все части, а корень оставь, значит, слово живо, оно «обрастает» новыми приставками и суффиксами. Отнимем у него корень и слово перестанет существовать.

А давайте попробуем вырастить дерево. Открывается слайд 8 .
- Внизу даны корни слов. Ваша задача «обрастить» их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.

Должны получиться слова:
Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверюшка, зверёк, озвереть.

Учитель: Какие части слова помогли нам образовать новые слова?
X. Итог урока
- С помощью, каких частей слова образуются новые слова?
- Для чего служит окончание?
- Для чего служит корень?
- Может ли быть слово без корня?
XI. Домашнее задание.

Упражнение 149. образовать от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов – ик или –к. Написать, выделить части слова.
Правила стр. 57, 58.

XI. Выставление оценок.

Полный текст материала Урок + презентация по русскому языку "Общее понятие о приставке и суффиксе" 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Илюшкина Нэля Юрьевна  Рыбка6948
05.02.2011 3 48965 6949

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».

 (4)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 shnuro4ek • 18:08, 14.02.2011
1213
avatar
2 0472 • 17:02, 08.02.2011
Отличная разработка! Используются и загадки и метод сравнения. Детям будет проще понять тему "Состав слова". Спасибо!
avatar
1 Ерлик • 14:18, 08.02.2011
Спасибо, урок обучающий, ничего лишнего