Статья "Методы и приёмы формирования осознанного чтения у младших школьников"Корлыхан



 


 


 


 


 

Статья на тему

«Методы и приёмы формирования осознанного чтения

у младших школьников»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Автор: Кудрявцева Елена Владимировна

учитель начальных классов

МКОУ «Гимназия»,

 


 


 


 


 


 


 

г.Ефремов

С первых шагов обучения чтению важно формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить младших школьников думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

Подготовить младших школьников к восприятию художественного произведения еще до его прочтения (подготовительный этап урока) можно с помощью следующих приемов:

1) компенсирующих несформированность типа правильной читательской деятельности;

2) формирующих тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов можно отнести:

- беседу учителя с детьми,

- рассказ учителя,

- словарную работу.

Ко второй группе приемов относятся:

- предварительное рассматривание иллюстраций,

- работа с названием произведения,

- вычленение из текста ориентирующих слов.

Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей (например, предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся).

Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения совсем незнакома детям или мало знакома. При подготовке к чтению исторических тем разумнее обратиться к рассказу учителя, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, скорее всего, будут носить фрагментарный характер.

Иногда необходимо сочетание беседы и рассказа учителя.

Словарная работа – это вид деятельности, который обязательно присутствует на современном уроке литературного чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Компоненты словарной работы таковы:

лексическая работа;

работа по предупреждению ошибочного чтения;

работа над изобразительно-выразительными средствами произведения.

Для подготовительного этапа урока отбираются:

  1. трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных;

  2. слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.

Для объяснения лексического значения слов могут быть использованы следующие приемы:

- объяснение значения слова путем подбора синонимов;

- объяснение значения слова через антоним;

- объяснение значения слова через развернутое описание;

- объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;

- объяснение значения слова через его словообразовательный или этимологический анализ;

- выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю

На подготовительном этапе урока для включения детей в тему чтения целесообразно применять дополнительные средства (приемы):

1) чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме;

2) показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото;

3) прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.

Привлечение этих средств для подготовки к восприятию художественного произведения создает особую эмоциональную атмосферу на уроке, которая способствует более глубокому проникновению в текст.

В перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю, так как он предлагает вопросы для беседы, сообщает какие-либо новые сведения детям, отбирает для предварительной словарной работы слова, а также произведения изобразительного или музыкального искусства. Ученик же вовлекается в совместную с учителем деятельность, однако его роль в большей степени пассивна.

Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.

Например, работа с названием произведения.

Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?

Дети: Борис Житков.

У.: Какие его произведения вы уже читали?

Д.: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».

У.: О чем обычно пишет Борис Житков?

Д.: О необыкновенных событиях.

У.: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях, об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа.

Д.: «На льдине».

У.: О чем может идти речь в этом рассказе?

Д.: Наверное, будем читать о каком-то событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине

Среди приемов, формирующих тип правильной читательской деятельности на подготовительном этапе урока, большое значение имеет предварительное рассматривание иллюстраций, которое может помочь уточнить тему предстоящего чтения.

У.: Что изображено на иллюстрации?

Д.: Льдина, со всех сторон окруженная водой. На льдине – люди, в небе – самолет. Люди машут ему руками и что-то кричат. Наверное, хотят, чтобы их заметили. Летчик увидел их, так как с самолета сбрасывают мешок. Наверное, в нем необходимые вещи, продукты. Людям на льдине помогут.

Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии:

- разделен ли он на части,

- снабжен ли подзаголовками,

- есть ли к нему вопросы.

Следует приучать младших школьников прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой его части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят детей на диалог с текстом.

Такой вид работы задает маленькому читателю определенный тип деятельности с художественным текстом. Постепенно освоив его, ребенок сможет повторить все действия самостоятельно, без помощи учителя и сам настроиться на восприятие произведения. При такой работе формируется тип правильного читателя .

На этапе анализа произведения ведется обучение детей «думанью во время чтения». Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор каждой части произведения осуществляется по трем уровням: 1) фактическому, 2) идейному и 3) уровню собственного отношения к читаемому.

Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы:

- словесное рисование,

- постановка вопросов к тексту самими учащимися,

- перечитывание,

- составление портретной характеристики героя,

- драматизация.

Словесное рисование проводится по следующим этапам:

  1. что будет нарисовано? (содержание):

  2. как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция);

  3. какие краски используем для картины? (цветовое решение).

Такая работа обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления, «обостряет» содержание. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.

Постановка вопросов к тексту самими учащимися может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

При перечитывании предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь младшим школьникам в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

При составлении портретной характеристики героя может быть предложена определенная система:

внешний вид;

поступки;

прямая речь героя;

высказывание других персонажей о герое;

его собственные мысли

Самым трудным, но и самым интересным приемом проверки осознанности чтения является драматизация во всех ее формах:

чтение по ролям;

пантомима;

постановка живых картин;

собственно драматизация.

Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения.

Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя

На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, которые помогают ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному:

- чтение по ролям,

- пересказ,

- выразительное чтение.

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.

Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить:

1) выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям;

2) затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям;

3) найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению.

Пересказ текста позволяет учителю увидеть, насколько глубоко понято детьми содержание текста. Предлагая младшим школьникам пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о целевой установке: можно предложить учащимся представить, что они хотят рассказать сказку своим младшим братьям и сестрам, или понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу, или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой, бабушкой

Чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду читательской деятельности нужно специально учить, соблюдая следующие этапы:

  1. подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

  2. определить, на сколько частей можно разделить текст;

  3. сказать, о чем будет говориться в каждой части;

  4. предложить озаглавить каждую часть;

  5. обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

После завершения работы над планом полезно обратить внимание детей на то:

зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);

чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).

В методике принято различать несколько типов пересказа:

подробный;

близкий к тексту;

выборочный;

краткий;

творческий

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.


 

Информационные источники:

  1. В.Г.Горецкий , Л.И. Тикунова Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2001г.

  2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М. ,1998.- с.336

  3. Материал статьи А. В. Шевякова «Как обучают чтению» (журнал «Родительское собрание», 2003, № 1.)

  4. Журнал «Начальная школа», 2004г. №7.

  5. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению /В.И. Яковлева //Начальная школа. — 1990. — №1 — С.20-26.


 


Полный текст материала Статья "Методы и приёмы формирования осознанного чтения у младших школьников"Корлыхан смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрявцева Елена Владимировна  Yelena4758
14.11.2018 0 430 20

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0