Урок математики по теме "Устные приёмы умножения и деления для случаев 234•2 и 468:2" для 3 класса


ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9» г. Павлодара, Казахстан

Учитель начальных классов Бакланова Инна Викторовна

Урок математики в 3 классе.


Тема: Устные приёмы умножения и деления для случаев 234·2 и 468:2


Цели:

- формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;

- развивать вычислительные навыки; умение анализировать, логически мыслить; обогащать математическую речь;

- воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе.


I. Организационный этап.

посадка;

II. Мотивационный этап.

а) - Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:)

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).


- Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. - Удачи! В добрый путь за знаниями!

б) запись даты. (7 декабря.)


III. Актуализация знаний.


1) - Запишите цифрой сегодняшнее число. (7)

- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)

- Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (6)

- Какое число у вас получилось? (746). Что вы о нем можете сказать?

(746 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры;

в нем 7 сотен 4 десятка 6 единиц)


2) Сам-но: - Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.


Самопроверка: (на доске) 746, 764, 476, 467, 674, 647

Самооценка 1 - У кого по-другому?

- Если задание выполнили верно, поставьте на полях 3 балла.

- Записали 5 чисел – 2 балла;

- Записали 4 числа – 1 балл;

Коллективная работа:

- Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит?

(от места, которое цифра занимает в записи числа)

- Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?

(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных

слагаемых; 4) «+» и «-» 3-значные числа;


3) Работа по вариантам:

- Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:

I – в. – подчеркнутые числа

II – в. – неподчеркнутые числа


Взаимопроверка:

вз/оц:2 - Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях 3 балла.

(На оценочном листе)

. - 1 ошибка - Кто выполнил работу правильно?

1 б. - 2 ошибки - У кого были ошибки? В чём?


Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания?

(раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных

слагаемых)

- Где нам могут пригодиться эти умения? (при решении примеров, для

удобства вычислений)


4) Постановка цели урока.

на доске: 800 · 3 200 · 4

234 · 2 468 : 2

600 : 2

-На какие группы можно разбить данные выражения? («·» и «:» круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные)

на доске: 800 · 3 234 · 2

200 · 4 468 : 2

600 : 2

- Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?

(1-го, умеем «·» и «:» круглые 3-значные числа)

- Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – встает.

(1-й читает ответы: 2400, 800, 300)

- У кого такие же ответы? Объясните способ решения.

с/оц:3 - Оцените свою работу 2 баллами, если с заданием справились без ошибок.

. - 1 ошибка - Кто выполнил работу правильно?

- У кого были ошибки? В чём?


- Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:

234 · 2 468 : 2

- Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?

1) мы такие не учились решать;

2) «·» и «:» 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее)

- Кто хочет научиться решать такие примеры?

- Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное)

- Поставьте цели своей деятельности. ( научиться умножать и делить 3-значное число на 1значное)


IV. Операционный этап


В группах (на черновиках)

- Подумайте, как можно найти значение этих выражений.

Коллективная проверка:

Проверим, как вы выполнили задание?
Кто хочет поделиться своими знаниями? ( 1 ученик от группы у ДОСКИ):

234·2 = (200 + 30 + 4 ) · 2 = 200 · 2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 468

- Кто рассуждал так же?

- Кто по-другому?

- Какая группа объяснит решение 2-го выражения?

( 1 ученик от группы у доски):

468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234

- Кто рассуждал так же?

- Кто по-другому?

Итог: - Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное

1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых:

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.


V. Контролирующий этап


- А сейчас вы примените полученные знания на практике.

(каз.) с. 150 №2 1 ст. (по 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение) 132·3=100·3+30·3+2·3=396 (Применяю распределительное свойство умножения)

396:3=300:3+90:3+6:3=132

- Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?

- 2 столбик выполните в паре(проговаривая алгоритм своему товарищу)

Самостоятельная работа.

c.150 N2 Iряд и IIIряд 3-й столбик

II ряд 4-й столбик.

( - Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).


Взаимопроверка:

- Если в каком-то выражении значения получились разные, то постарайтесь прийти к единому мнению.

в/оц.4 (На оценочном листе) 2б. - без ошибок

1б. - если была ошибка

- Кто выполнил работу без ошибок?

- Кто допустил ошибку? В чем?

Итог: - Чему учились, выполняя это задание? (умножать и делить 3-значное число на 1-значное)

- Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?

1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.


VI. Решение задачи


- Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?

«К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?»


- Докажите, что это задача.

- Выделите условие, вопрос.

- Определите тип задачи. (на нахождение частного)

- Какая это задача по структуре? (составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)

- Назовите числовые данные, что они обозначают?

- Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)

В парах: - Составьте графическую модель решения задачи.

Проверка: ( у доски 2 ученика: анализ - синтез)

-Какую схему вы составили?

–У кого другая схема?


1) 2)

318 + 321 ?


? : 3 ? : 3


? 318 + 321


-Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.

Проверкa: - Сколько шаров получилось?

(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))

- Кто решил другим способом?

(321:3+318:3=213(ш))

-Какой способ рациональный?


в/оц:5 - За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.

- Кто решил задачу верно?

- У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?

Вывод: - Какие знания и умения использовали?

1) умения решать текстовые задачи;

2) внетабличное умножение и деление;

3) умение составлять и решать выражения;

4) знание порядка действий в выражениях.


VII. Прочитайте задачу в карточке № 2.

« С одного поля собрали 236 кг картофеля, а с другого 252 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух полей?»

- Выделите условие, вопрос.

- Какая это задача по структуре? (простая, т.к. можно сразу ответить на главный вопрос задачи)

- Назовите числовые данные, что они обозначают?

- Назовите искомое число (Сколько кг картофеля собрали с двух полей?)

- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.


в/оц: 6 - За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.

-Кто выставил 3б., 2б.?

Итог: - Какие умения отрабатывали?

(умение делить 3-значное число на 1-значное).


VIII. Установление закономерности


- Найдите правило, по которому составлен ряд чисел, Вставьте пропущенное число.

55

110

220



( 440 и 880 )

Итог: - Какие умения отрабатывали?

(умение умножать 3-значное число на 1-значное).

IX. Рефлексия.


- Какое открытие сделали для себя на уроке?

- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?

- Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?

1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?


X. Оценочный этап

- А теперь сосчитайте все баллы, которые вы ставили себе на уроке и оцените свою работу.

-Каким будет сегодня наше «дерево успеха»?

(у детей на парте ёлочные игрушки: красные, голубые, жёлтые)

Дети выбирают красные, голубые или жёлтые, подходят к доске и приклеивают на ёлочку.


К расная – если вы набрали 14-16 баллов и вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим умножать и делить трёхзначные числа на однозначные.


Синяя игрушка – 10-13 баллов и вы считаете, что научились

умножать и делить трёхзначные числа на однозначные,

но вам ещё нужна помощь.


Ж ёлтая игрушка – менее 10 баллов  - и вы считаете,

что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый

вычислительный прием.


XI. Домашнее задание

-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Запишите по выбору 1 задание.

  1. с. 151 № 6 (по учебнику)

  2. придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему

  3. Придумать задачу, с решением на изученную тему

Лист самооценки:


Вид задания

Задание мне уда-лось выполнить

Моя цель сегодня на уроке

1

Запись трёхзначных чисел


Потренироваться в записи трёхзначных чисел

2

Представить число в виде суммы разрядных слагаемых


Потренироваться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

3

умножение и деление круглых чисел


Повторить умножение и деление круглых чисел

4

Внетабличные случаи умноже-ния и деления 3-значного числа на 1-значное


Научиться внетабличному умножению и делению 3-значного числа на 1-значное.

5

Решение составной текстовой задачи


Улучшить свои умения в решении составных текстовых задач.

6

Решение задачи с не сформули-рованным вопросом




Полный текст материала Урок математики по теме "Устные приёмы умножения и деления для случаев 234•2 и 468:2" для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бакланова Инна Викторовна(♥Инночк@♥  ♥Инночк@♥
06.08.2011 4 6494 1404

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК