Урок математики "Решение задач с помощью уравнений"; 3 класс




Урок математики

3класс

образовательная система «Школа 2100»

тема: «Решение задач

с помощью уравнений»









Суслова Н.М, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга



01.03.2012



Методическая разработка урока.

Цель урока: Формирование функционально грамотной личности, владеющей системной математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения жизненных задач.

Задачи урока:

1.Научиться записывать решение задачи уравнением. 2. Развивать мышление и логику. 3. Закрепить понятие корня уравнения. 4. Учить находить неизвестный компонент действий с комментированием выполняемой операции по алгоритму, называя компонент действии. 5. Отрабатывать вычислительные навыки, умение решать задачи. 6. Повторить величины и единицы измерения величин.


Содержание учебного материала урока:

На уроке проводится обучение решению задач как арифметическим, так и алгебраическим способом. Отрабатывается алгоритм решения задач.

Ученики узнают, что многие трудные арифметические задачи можно решить с помощью составления уравнений. На уроке отрабатывается умения решать задачи как арифметическим, так и алгебраическим способом. В результате ребёнок получает право выбора решения задачи наиболее удобным доступным для него способом. В учебнике 3 класса и предлагается упрощённый образец оформления решения задачи уравнением, что позволяет в целях преемственности и непрерывности содержания образования начинать раньше учить ребят записи решения задач в виде уравнения..

Отрабатываются умения решать уравнения и неравенства, вычислительные навыки.

Прослеживается система опережающего обучения.

Оборудование:

  1. Демидова Т.Е. ,Козлова С.А. «Математика 3 класс»

  2. Раздаточный материал для учащихся.

  3. Интерактивная приставка МИМИО.











Ход урока.

1. Актуализация знаний.

А)Учащимся предлагается вычислить значения выражений, записанных на листочке. Решить примеры, записать ответы в таблицу и расшифровать слово.

(р) 600:150·14= (в) 960:(52-48)=

(н) (480+320):20= (е) 560-120·4+19=

(у) 4·160+270:3= (и) 480:80·13=

(а) 130·5-140=

730

56

510

240

40

99

40

78

99










Б) Какие из предложенных выражений являются уравнениями? По каким признакам вы узнали уравнения? (Это равенства с неизвестным числом)

30+а<40 56+34=90 720:8=90 х-34=12

47-а х-56 450:в=90 81>34

24 : a<8 у+400=560 х+у 820-110=710

Распредели выражения на множества. Дайте название каждому множеству.

(Равенства, неравенства, уравнения, неравенства с переменной, выражения с переменной)

В) Составь выражения по рисункам. В каком случае получается равенство, а в каком неравенство? Почему?





а )













б)



Чем отличаются уравнения от неравенств? Решите полученные уравнения.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемы.

Для чего в математике нужны уравнения? Разве нельзя обойтись без них? (Учитель выслушивает мнения учеников.)

Ещё в глубокой древности уравнения использовали в математических расчётах, связанных со строительством, торговлей, хозяйственной деятельностью. Об уравнении можно сказать стихами: Сухие строки уравнений.
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.


3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Решение проблемы.

А) Работа с текстом. Составление и решение задачи.

Прочитайте текст:

Блины являются одним из традиционных русских блюд.

Существует огромное количество рецептов блинов, а так же способов подачи их к столу: классические блины, блины со сладкой и несладкой начинкой, блинчики с соусом, блины с наполнением , а так же блинные пироги и торты.

В качестве гарнира к блинам и блинчикам принято подавать различные виды варенья и джемов, повидло, мед, сметану и др. Начинку для блинов готовят из мяса, овощей, фруктов и ягод, молочных и рыбных продукт

Блины русские

Ингредиенты: (для15 блинов)
300 г муки, 500 мл кипятка, 300 мл теплой воды, 3 гр сухих дрожжей, 1 ч. ложка соли, 1 ст. ложка сахара.
Способ приготовления:
1. Смешать вместе гречневую и пшеничную муку. Влить в муку кипяток и быстро перемешать, чтобы образовался густой ком теста. Дать тесту остыть.
2. В теплой воде развести дрожжи. Дрожжевую смесь соединить с тестом, добавить соль и сахар. Тщательно взбить тесто.
3. Готовое тесто должно быть гуще, чем для обычных блинов. Дать тесту слегка подняться.
4. Выпекать блины на раскаленной сковороде с обеих сторон.

Что вы прочитали? А может ли из этого текста получиться задача?

Рассчитайте, сколько муки нужно взять хозяйке, чтобы испечь для гостей 37 блинов? Найдите в тексте нужные данные. Прочитайте полученную задачу.

Для того, чтобы испечь 15 блинов потребуется 300г муки. Сколько муки нужно для выпечки 37 блинов?

Заполнение таблицы и решение задачи при помощи уравнения.

Расход муки на 1 блин

Количество блинов

Расход муки на все блины.



Одинаково

15 б.

300 г

37 б.

Х г

Можно ли эту задачу решить арифметически?

Б) Составления алгоритма. Работа в парах.

При помощи уравнений можно решать задачи. Составим алгоритм действий при решении задач как арифметическим способом, так и уравнением.

Начало





Прочитать задачу







Составить краткую запись или схему















Составить план решения

Выбрать что принять за Х







Записать решение

Составить уравнение







Решить уравнение







Записать ответ

конец







В) Применение полученных знаний.

1.Пользуясь алгоритмом решить задачу из учебника с. 90 №4 (а)

2. А существуют ли задачи, которые решить арифметическим способом решить было бы трудно?

Полугодовалый тигрёнок в 9 раз легче мамы-тигрицы. Сколько весит тигрёнок и его мама, если вместе они весят 300 кг?

Составление схемы и решение задачи.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Тест.

1.Найти корень уравнений (выбери правильный ответ):

34+Х= 65 (32, 31, 21, 30)

У-750=203 (900, 953, 547, 543)

50·А=450 (9, 90, 80, 400)

720:В=80 (9, 90, 80, 630)

2. Всё ли у меня получалось на уроке?

- у меня всё получалось

-некоторые задания для меня были трудными

-большинство заданий были трудными

3. Научился ли я решать задачи с помощью уравнений?



-хорошо

-не очень хорошо

--нужно ещё потренироваться




Полный текст материала Урок математики "Решение задач с помощью уравнений"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суслова Надежда Михайловна  Надежда567
08.04.2012 1 18163 1900

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК