Конспект урока по математике по теме «Решение задач по сумме и разности» для 3 класса


Подгайко Ирина Юрьевна

МОАУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия

Учитель начальных классов


Конспект урока по математике «Школа 2100», 3 класс

Тема: «Решение задач по сумме и разности»


Цель: Формировать способность к решению задач на нахождение значений двух величин по их сумме и разности.

Тренировать навыки устных вычислений, приём умножения многозначного числа на однозначное, способность к решению простых уравнений всех видов, составлению буквенных выражений и графических моделей к текстовым задачам.

Развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.


Ход урока.


1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

Класс разделён на группы по 4 человека в каждой. По одному человеку из трёх команд выходят к доске для индивидуальной работы. В это время класс пишет математический диктант, Причём по одному человеку из команд, не представленных у доски, получают для записи ответов переносные доски. В ходе урока за верные ответы команды получают фишки- очки, которые суммируются при подведении итога в конце урока.


2.1.Математический диктант.

-Уменьшите число 244 в 2 раза .(122)

-Найди произведение 57 и 2 .(114)

-Число 350 уменьшить на 230.(120)

-На сколько 134 больше 8? (128)

-Число 1280 уменьшите в 10 раз.(128)

-Чему равно частное 363 и 3.(121)

-Сколько сантиметров в 1м 2дм 4см?(124)

Учащиеся, работавшие на переносимых досках, показывают свои решения. Ответы сравниваются, ошибки разбираются. Карточки с правильными ответами, на обратной стороне которых написаны буквы, учитель выставляет на доске.

-Какое число можно считать лишним в ряду ответов?(120- круглое, а остальные нет; 121- нечётное, а остальные чётные; 114- количество десятков равно 1, а у остальных 2- и т.д.)

-Ребята, а хотите узнать, кто к нам сегодня придёт в гости? Расположите ответы в порядке возрастания.


114 120 121 122 124 126 128

З А Й Ч А Т А



2.2.Поверка индивидуальных знаний у доски

1. 2. 3.

68:4+57:3 3 12 +14 2 2 (14+18):1

75- 34:2 (81- 53) 2 – 49 25+ 16 2 – 15

(29 +69):7 +22 7 13- 12:6 (62-25) 2+ 15


-Три зайчишки - плутишки получили в день рождения подарки. Посмотрите, нет ли среди них одинаковых подарков?? Учащиеся проверяют работу представителей команд, находят примеры с одинаковыми ответами.

-Какие числа без пары? (число 7)

-Дайте характеристику этому числу. ( Однозначное, нечётное, предыдущее число 8, имеет 2 делителя –1 и 7 и т.д.


2.3. «Блицтурнир»

-Каждый учащийся получает индивидуальный листок с задачами и схемами:

а) У одной зайчихе, а колец, а у другой - на n колец

меньше. Сколько колец у них вместе?


б) У двух зайчих, а колец, причём у первой зайчихи

на n колец меньше, чем у второй. Сколько колец

у каждой зайчихи?

а ?

1. 1.


n ? n а

2. 2.


? ?


Учитель предлагает каждому ребёнку подобрать к задачам подходящие схемы, составить буквенные выражения, обсудить решение в командах, по одному представителю каждой команды записывают свои выражения на доске.

При разборе первой задачи учащиеся достаточно быстро приходят к общему мнению: а+(а-n) . Для второй задачи получаются разные ответы.. Какая же из команд заработала очко?


3.Постановка проблемы.

-Чем похожи задачи? (В обоих говорится, что у одной из зайчих на n колец меньше, чем у другой)) Чем вторая задача отличается от первой?(В первой задаче а – это число колец только у первой зайчихи, а во второй- сразу у двух зайчих)

-Молодцы! Вы верно заметили, что во второй задаче не известно число колец ни у одной из зайчих.А что известно?(Сумма и разность колец)

-Как бы вы назвали этот новый тип задач?


-Дети предлагают свои варианты. Отталкиваясь от них, учитель сообщает им принятое название. Итак, цель урока- научиться решать задачи, в которых значения двух величин надо найти по их сумме и разности. На доске открывается тема урока: Решение задач «по сумме и разности»


4. «Открытие» детьми нового знания.

У каждого ребёнка в руках 2 полоски цветной бумаги, изображающие число колец соответственно первой и второй зайчих:


n a



-Покажите полоску, изображающую число колец у первой зайчихи, у второй, у них вместе. Что обозначает а? (Сумму колец.) Покажите с помощью полосок, чему равно а?? А как показать на полосках значение разности n? ( Дети накладывают одну полоску на другую, фиксируют конец меньшей полоски и закрашивают разность полосок.)

-А как уравнять количество колец у обеих зайчих? ( Дети отгибают часть длинной полоски так, чтобы оба отрезка стали равными.)) Сколько колец стало? (а-n)

-Значит, две эти маленькие полосочки равны а-n. А чему равна она одна ?

((а-n):2))

-А теперь как узнать большее число?( Нужно к полученному числу прибавить n)

Путь решения можно зафиксировать в виде последовательности операций:


a -n (a-n):2 (a-n):2+n


-Мы нашли сначала удвоенное меньшее число. А теперь попробуйте построить способ решения, когда вначале находится удвоенное большее число.

Какая группа сможет это сделать быстрее?


a +n (a+n):2 (a-n):2-n


Вывод: при вычитании суммы и разности получается удвоенное меньшее число, а при сложении - удвоенное большее число.


5.Первичное закрепление.

1.стр.9.№1(а)

-Что известно в задаче и что нужно найти?? « Оденьте» схему и проанализируйте задачу.

-запишите решение с комментированием.

2.Задания № 4(а, в), стр. 9 распределяются в группы по одному выполняют задание: один проговаривает условие и вопрос задачи, другой объясняет, как заполнить схему заготовку, третий проговаривает, найти большее (меньшее) число, а четвёртый - как найти меньшее (большее) число. Проверка решения по образцу.


6. Физкультминутка.

7. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Стр.8 № 2

Корректировка ошибок: стр.9 № 49(б)


7.1. Повторение.

  1. 5. Стр. 9

  2. 8 стр. 9


8. Итог урока.

  • Что нового узнали?

  • С помощью чего построили алгоритм решения (с помощью полосок)

  • Посчитайте свои очки, кто как поработал?

  • Д/з по выбору № 3 стр.8, №10 стр.9



Используемая литература:

  1. Методические рекомендации по математике Л.Г.Петерсон для 3 класса



Полный текст материала Конспект урока по математике по теме «Решение задач по сумме и разности» для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подгайко Ирина Юрьевна  bhjxrf
10.10.2010 2 28139 1148

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК