Урок+презентация по окружающему миру "Растительноядные и хищные животные", 1 класс


Автор: Шаптиева Альбина Альтафовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 155 Октябрьского района городаУфы,

учитель начальных классов

Урок окружающего мира в 1 классе


Тема: «Растительноядные и хищные животные»


Цель: Формирование и классификация понятий «растительноядные», «хищные» животные


Задачи:

1) образовательная: учить сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания.

2)развивающая: развивать у учащихся наблюдательность, мышление, внимание, коммуникативные качества личности,

3) воспитательная: воспитывать ценностное отношение к окружающему миру и интерес к предмету «Мы и окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.


Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» 1 класс, карточки для разминки с написанием различных видов животных: цапля, сова, снегирь, щука, акула, карп, стрекоза, гусеница, бабочка, лиса, корова, медведь. Мультимедиапроектор, компьютер, диск с презентацией урока, магнитофон, аудиозапись для физминутки.


Ход урока:


I. Орг.момент

- Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:

У- (узнавать новое, удивляться)

Р – (развивать внимание, наблюдательность, рассуждать)

О – (обсуждать проблему урока)

К – (корректировать) – излагать правильно мысли, выделять главное

-Прочитайте первые буквы каждой строки. Какое слово получилось? (Урок) СЛАЙД 1,2.


II. Актуализация знаний.

-А начнем мы наш урок с разминки:

«Назови одним словом»

  • Цапля, сова, снегирь………….. ПТИЦЫ

  • Акула, щука карп ……………… РЫБЫ

  • Стрекоза, гусеница, бабочка…………… НАСЕКОМЫЕ

  • Лиса, корова, медведь…………. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

-Птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие, как назвать эту группу одним словом? ЖИВОТНЫЕ

-Перед нами лишь некоторые виды животного мира. Давайте вспомним, без чего не могут жить животные? (Без воздуха, без воды, без пищи). СЛАЙД 3.


-Сегодня мы подробнее поговорим о питании животных.

-Чем могут питаться животные? (Листьями, стеблями, ветками, зернами, семенами, орехами, плодами, мясом), т.е. растениями и мясом. Назовите части семенами, орехами, плодами, мясом), т.е. растениями и мясом. Назовите части растений.

Растения Мясо

КОРЕНЬ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТ

ЦВЕТОК

ПЛОД

СЕМЕНА

-Скажите, как можно назвать животных, питающихся растениями? А если они питаются мясом?

-Вот мы и подошли к теме нашего урока: Растительноядные и хищные животные.

III. Работа по теме

1. Создание проблемной ситуации

-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных? СЛАЙД 4.

А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то какой- то странный зоопарк. Животные грустят, мечутся по клеткам, рычат и воют.

- Что случилось?

Дети: Они голодные, потому что корм, который им дали они не едят.

Обезьяне-мясо

Орлу - листья и ветки

Лосю - мясо

Льву - плоды


-Почему так вышло?

-Как можно было определить, чем питаются эти животные? (По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.)

Давайте исправим ошибки. СЛАЙД 5.

-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные?


-Поэтому проблемой исследования сегодня на уроке предлагаю взять:

Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,

чем питается животное? СЛАЙД 6.

2. Открытие нового.

-Давайте откроем учебник на с.12-13 и рассмотрим рисунок, где пасутся козы. Каких животных вы видите на поле? Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный, а кто хищник?

-Что они делают? Как они себя ведут?

(Обезьяны и козы – растительноядные животные, едят траву, листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к добыче.) Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.


- Как они могут обнаружить хищника? (увидеть, услышать, учуять).

Значит, для этого им надо иметь хорошо развитые слух, зрение, обоняние.

-Как поведут себя наши животные, если заметят волка? (убегут или будут

защищаться)


Сделаем вывод: Главная задача – растительноядных животных быть осторожным и внимательным.


-Рассмотрите, какие объекты природы изображены внизу на рис.12

РЫСЬ ГУСЕНИЦА ЗАЯЦ

-Что общего между ними? (животные)

-Чем они различаются? Но пища у них различна.

- Гусеницы прожорливы, едят листья. Действительно большинство насекомых растительноядные: (питаются частями растений, высасывают сок из растений, поедают кору деревьев.

-Заяц на рисунке изображен с морковкой.

-А рысь – хищница, питается мясом.

Физкультминутка

Веселые зайчата высоко скачут на двух ножках, маленькие журавли прыгают на одной ноге, потом на другой. Лягушата сжались в комочек, сидя на корточках, ладошки прижаты к полу, высоко подпрыгнули вверх. Красивые бабочки порхают. Неуклюжие медвежата, непоседливые обезьянки танцуют.

- А сейчас я предлагаю вам работу в группах. Каждой вашей группе будет задан один вопрос и лишь несколько минут для раздумья. СЛАЙД 7.

1) Чем питается заяц-беляк?

2) Кто на него охотится?

3) Как он спасается от своих врагов?

-Выслушиваем ответы детей по группам.

- А сейчас мы будем работать над текстом, поднимая сигнальные карточки.


V уже это знал

+ новое

? не понял, возник вопрос

- думал иначе.


Заяц-беляк.

Заяц-беляк живет в лесу. Днем спит, а ночью выходит на кормёжку. Питается он травой, зернами, зимой может обгладывать кору деревьев.

Врагов у зайцев много: волки, лисы, собаки, орлы, совы, охотники. Но больше всех заяц боится лесной кошки – того и гляди, рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину.

Зайцев спасает их способность быстро бегать, хороший слух и белая шубка под цвет снега.

СЛАЙД 8.

Сделаем вывод: растительноядные животные питаются растениями, ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег, рога, иглы, маскировка.


-Из этого текста мы узнали о врагах зайца, как их назвать одним словом? (хищники).

-Кого больше всего боится заяц? Как по внешнему виду различаются хищники?


А помогут нам в этом рисунки на с.13.

-Рассмотрим справа изображение головы и лап волка. Что вы заметили?

(Мощные лапы с когтями и острые зубы). Для чего они им? Чтобы охотиться.

На с.13 найдите предложения, где говорится о способе охоты некоторых хищников. Хищнику необходимо учиться умению выслеживать добычу.


Сделаем вывод: задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу. Этим задачам соответствует внешний вид и повадки хищников. Для этого надо иметь хорошо развитое зрение, слух, обоняние и средство охоты: зубы, когти, умение выслеживать добычу. СЛАЙД 8.

Растительноядные

Хищники

Слух, зрение, обоняние.

Средства защиты:

хорошо бегают, прячутся, рога, иглы маскируются

Слух, зрение, обоняние,

Средства охоты: зубы, когти, мощный клюв и

умение выслеживать добычу


.

-У хищников есть разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру.

СЛАЙД 9, 10,11

Длинные липкие языки муравьедов и лягушек, мощные удерживающие щупальца осьминогов, загнутые ядовитые зубы змей, душащие объятия удавов, липкая паутина пауков, светящиеся приспособления глубоководных рыб, точный прицел водяной струи некоторых рыб и, конечно, режущие и рвущие мясо зубы, когти и клюв.


IV. Закрепление изученного

- Нужны ли хищники в природе? (Они санитары леса).

- А теперь определите на рисунке на с.13 кто хищник и кем они питаются? Соедините их линиями.

Итак, давайте подведем итог.

-Какую проблему мы перед собой поставили сегодня на уроке?


Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,

чем питается животное?


-Как мы отличаем растительноядных животных от хищных? СЛАЙД12,13

-Из тех видов животных, которые появились в начале нашего урока, соберем друзей растительноядных в одну группу, а хищников в другую. СЛАЙД 14,15.

-Снегирь, карп, гусеница, бабочка, корова - растительноядные

Цапля, сова, щука, акула, стрекоза, лиса– хищники.


- А куда вы отнесете медведя?

-По внешним признакам и по поведению – это хищник. (Питается мясом и рыбой)

-А по названию, вслушайтесь в это слово «медведь» - «мед» «ведает».


Любит полакомиться медком, ягодами, корешками, орехами, злаками. Значит он и растительноядный. Медведь ест все. Поэтому он всеядный.

-А человек?

-У многих ребят дома есть свои домашние питомцы. Вы принесли их фотографии к этому уроку. К какой группе по способу питания вы бы их отнесли? СЛАЙД 16.

V.Итог урока:

-Чем же мы занимались на уроке? СЛАЙД 17.

Мы корректировали текст, учились правильно излагать мысли, обсуждали проблему урока, развивали речь, внимание и узнали новое.

- Вам понравился наш урок? Покажите это сигнальными карточками.

Источники материалов:


1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2009.

2.Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2010.

3.Сафронова Г.А. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Интернет ресурсы:

Изображения, анимационные картинки из презентации Л.И.Куксовой «Растительноядные и хищные животные»:

http://cor.edu.27.ru/catalog/res/4519103d-48ec-d995-67a3-4632bcb6e227/?fullView=1&from=47daec9b-4e57-59fa-9a34-5db38c66da06&interface=themcol&rubric_id[]=28352

Медведь http: //animals.3dn.ru/-pu/023570/jpg

Сова http://www.magiclamp.ru/detki/biblioteka/renata_muxa/sova.jpg

Цапля:http://img.66.ru/image/3b51b4448d6339b9b656aa83786f97d4/47dd6289/0/9/80/98060_normal_700.jpg

Снегирь http://ecopark.tomsk.ru/userfiles/1230123479_d1ede5e3e8f0fc20eff2e8f7eae020small.jpg

Бананы http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?ex=2&qu=%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%8B#ai:MC900246109|mt:0|

Мясо http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?ex=2&qu=%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BE#ai:MC900435225|mt:0

|Осьминог http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3&ed=1

5. Фотографии домашних питомцев учащихся.

Слайд 1
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ И ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» Автор: Шаптиева Альбина Альтафовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 155 г.Уфы, учитель начальных классов
Слайд 2
ЗНАВАТЬ АЗВИВАТЬ БСУЖДАТЬ ОРРЕКТИРОВАТЬ
Слайд 3
Животные по способу питания РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ растения • • • • • Корень Стебель Лист Цветок Плод • Семена ХИЩНИКИ мясо
Слайд 4
Зоопарк
Слайд 5
Зоопарк
Слайд 6
МОЖНО ЛИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ И ПОВЕДЕНИЮ УЗНАТЬ, ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ?
Слайд 7
ЗАЯЦ-БЕЛЯК Заяц-беляк живет в лесу. Днем спит, а ночью выходит на кормёжку. Питается он травой, зернами, зимой может обгладывать кору деревьев. Врагов у зайцев много: волки, лисы, собаки, орлы, совы, охотники. Но больше всех заяц боится лесной кошки – того и гляди, рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину. Зайцев спасает их способность быстро бегать, хороший слух и белая шубка под цвет снега.
Слайд 8
Слайд 9
Средства охоты
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Замени одним словом
Слайд 13
Слайд 14
«Собери друзей в круг»
Слайд 15
1 2
Слайд 16
МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ
Слайд 17
ЗНАВАТЬ АЗВИВАТЬ БСУЖДАТЬ ОРРЕКТИРОВАТЬ
Слайд 18
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ И ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» Автор: Шаптиева Альбина Альтафовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 155 г.Уфы, учитель начальных классов
Слайд 19
Источники материалов: 1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2009. 2.Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2010. 3.Сафронова Г.А. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова. – Волгоград: Учитель, 2007. 4. Интернет ресурсы: Изображения, анимационные картинки из презентации Л.И.Куксовой «Растительноядные и хищные животные»: http://cor.edu.27.ru/catalog/res/4519103d-48ec-d995-67a3-4632bcb6e227/?fullView=1&from=47daec 9b-4e57-59fa-9a34-5db38c66da06&interface=themcol&rubric_id[]=28352 Медведь http: //animals.3dn.ru/-pu/023570/jpg Сова http://www.magiclamp.ru/detki/biblioteka/renata_muxa/sova.jpg Цапля:http://img.66.ru/image/ 3b51b4448d6339b9b656aa83786f97d4/47dd6289/0/9/80/98060_normal_700.jpg Снегирь http://ecopark.tomsk.ru/userfiles/1230123479_d1ede5e3e8f0fc20eff2e8f7eae020small.jpg Бананы http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?ex=2&qu= %D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%8B#ai:MC900246109|mt:0| Мясо http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?ex=2&qu=%D0%BC%D1%8F %D1%81%D0%BE#ai:MC900435225|mt:0 |Осьминог http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC %D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3&ed=1 5. Фотографии домашних питомцев учащихся.

Полный текст материала Урок+презентация по окружающему миру "Растительноядные и хищные животные", 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаптиева Альбина Альтафовна  albinaufa
13.11.2011 3 18951 4137

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК