Интегрированное обучение на уроках окружающего мира как условие развития познания младших школьников


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Залуженская средняя общеобразовательная школа»

Лискинского района Воронежской области






Статья по теме


«Интегрированное обучение на уроках окружающего мира как условие развития познания младших школьников»











подготовила

учитель начальных классов

Буйленко Ольга Ивановна






с. Залужное

2011


ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



В последние годы в образовании наблюдается подъем творческой инициативы, стремление к внедрению новых образовательных технологий, основанных на гуманистическом подходе к обучению и воспитанию школьников. К числу таких инновационных и эффективных форм обучения относится интегрированный урок, в центре которого находится событие, явление или личность государственного или общественного деятеля, художника слова, воссоздаваемые органическим соединением различных научных знаний.
Понятие «интеграция» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей.
Почему же так интересен интегрированный урок?
Во-первых, интеграция является методологической основой современного преподавания. Во-вторых, интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширении учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.
Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ науки. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: понятийно-информационном и бинарном.


Результаты ученических достижений

- Учащиеся справляются с базовым уровнем усвоения знаний, умений и навыков.

- Учащиеся 1 класса успешнее адаптируются к школе, т.к. интегрированные уроки основаны на сюжетно-ролевых играх, на сказках.

- Подтверждают уровень подготовленности к обучению в основной школе при переходе из начальной школы.

- В классе преобладают позитивные мотивы учения, каждый ученик может проявить свои способности. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности.

- У учащихся развивается устная и письменная речь. Формируется монологическая речь.

-Учащиеся владеют умением работать с дополнительной литературой.

- Проводят исследования, с которыми выступают на уроках, участвуют в школьных научных чтениях, в городской научно-практической конференции.

- У учащихся формируются способы творческой деятельности. Каждый ученик имеет возможность проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы.

- В детском коллективе наблюдаются положительные взаимоотношения в системе «ученик-ученик», «ученик учитель».

Методика подготовки и проведения интегрированного урока при изучении предмета «окружающий мир» в начальных классах предполагает:

I. Четкое определение учителем целей проведения интегрированных уроков. Каждый урок имеет свою конкретную цель и задачи. Так, например, при изучении темы «Неживая природа весной» цель урока – изучение весны как времени года, многоаспектности её явлений в природе и жизни человека, отображение этих процессов в естествознании, живописи, музыке, литературе.

II. Трансформация содержания изучаемого материала. Для конструирования интегрированных уроков необходимо проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам, выявить одинаковые темы, объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.

Так, например, тема «Весна» изучается в разных учебных предметах: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение. Необходимо пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление, процесс воспринимались учащимися целостно, комплексно, с учётом взаимосвязи естественно-научного, гуманитарного, художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.

III.В соответствии с новым подходом к содержанию изучаемого материала происходит пересмотр методов и средств обучения, форм организации учебной деятельности учащихся, поскольку интегрирование знаний предполагает детальную проработку всех единиц учебного материала, входящих в тему данного урока.

В качестве примера системообразующего компонента интегрированного урока окружающего мира могут выступать естественно-научные знания, поэтому они концентрируют вокруг себя другие компоненты содержания. Это означает, что, с одной стороны, все компоненты «работают» на естественно-научные знания, а с другой стороны, каждый компонент содержания (гуманитарный, художественно-эстетический и т. п.) раскрываются с той степенью глубины, с какой он рассматривался самостоятельно при изучении отдельных учебных предметов.

Приведём фрагмент урока по теме «Неживая природа весной». Для характеристики основных естественно-научных признаков весны в неживой природе можно использовать стихотворения С. Я. Маршака «Ледоход» и рассказ А. П. Чехова «На реке».

-Многие писатели, поэты и художники изображали это явление природы в своих произведениях. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака и ответьте на вопросы: какие чувства вызывают эти строки? В стихотворении поэт говорит о начале ледохода или о том времени когда лёд идёт в полную силу?

1. Выразительное чтение.

- Каким настроением проникнуты строки стихотворения? Как их нужно читать? Поучимся этому. Следите за интонацией и темпом.

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

3. выразительное чтение вслух

- Какие изменения предшествуют ледоходу? (под действием солнечного тепла лёд на водоёмах подтаивает, меняется его цвет, он темнеет, потом на льду появляются трещины, и лёд раскалывается.)

- Что происходит со льдом когда он треснул? (Лёд будет двигаться). Почему он будет двигаться? Как вы думаете, где лёд будет быстрее двигаться – в озере или на реке? Почему? В каком литературном произведении мы ещё читали о ледоходе (А. П. Чехов «На реке»)

- Какое чувство испытывали ребята, которые увидели ледоход? (Радость, волнение)

4. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок и выберете ту картину ледохода, которая показалась необычной, поразила вас.

- Представьте, что вы вместе с героями рассказа и автором стоите на мосту. Что бы вы услышали? Что бы вы увидели? Как проплывал лёд? Какой момент мог показаться вам страшным? Что происходит, когда лёд тает? Как называется это явление? (Половодье).

Признаки неживой природы весны, включенные в литературное произведение, приобретают для учащихся личностную значимость. Следует отметить, что работа с любым художественным текстом происходит так, как если бы он анализировался отдельно на уроке чтения. При этом большое значение имеет стиль произведения, использование автором художественных средств и приёмов, отражающих динамику и многоплановость изучаемых явлений и процессов.

При наличии вариативных программ по предметы «окружающий мир» в любой из них представлена такая учебная тема, как состояние живой природы в различные сезоны года. Например, при изучении темы «Жизнь зверей осенью и зимой» учащиеся сначала знакомились с особенностями жизни диких животных, потом рассматривали рисунки художника-анималиста Е. И. Чарушина. Затем учащиеся приступали к лепке из пластилина одного из животных по представлениям. В ходе урока задавались вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей и зависимости между познанием сущности изучаемых явлений, процессов и состояния животных: «Что повлияло на уход медведя в зимнюю спячку?», «Как вы думаете, чем отличается состояние внешнего вида медведя осенью от его состояния зимой?»

При изучении темы «Развитие растений в разные времена года» используется модель растения, заключающая в себе все этапы его развития от семени до плода. Модель представляла собой своеобразную конструкцию, выполненную из бумаги и сложенную таким образом, что при необходимости учитель мог её развернуть в нужный момент и продемонстрировать ту часть модели, которая соответствует этапу развития растения. Во время объяснения процесса развития растения включалась аудиозапись музыкального произведения, которая по характеру своего звучания динамична и может быть сравнима с таковым процессом, происходящим в период роста растения (Н А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», возможно в современном исполнении В. Мэй). Музыка делает видимыми скрытые процессы, происходящие с растениями, а скрипка усиливает эффект.

Таким образом, систематическое проведение интегрированных уроков окружающего мира обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытие закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. Одновременно происходит формирование умения устанавливать связи между предметами, явлениями, и процессами окружающего мира, а также положительного отношения к учебному предмету.


Список использованной литературы:

  1. Архипова О. Е. Два в одном: интегрированный урок. Из опыта работы. . – Новокузнецк МОУ ДПО ИПК, 2003. – С. 70

  2. Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. – Начальная школа, 1991. - №8. – С. 48-51

  3. Колесникова И. А. Педагогические проблемы интеграции в образовании. – 1994 г. – С. 5-9

  4. Кравченко С. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика. – Начальная школа, 2002. - №9. – С. 42-48

  5. Пичугин С. С. Интеграция учебно-познавательного процесса в начальных классах. – М.; Наука, 1992

  6. Светловская Н. С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении. – Начальная школа, 1990. - №5. – С. 57-60



7



Полный текст материала Интегрированное обучение на уроках окружающего мира как условие развития познания младших школьников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буйленко Ольга Ивановна  Ольгешка
21.12.2011 0 4466 495

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК