Урок по окружающему миру для 1 класса по теме: "Что такое состояние?"


Смирнова Наталия Анатольевна

учитель начальных классов

ГБОУ школы №57

Приморского района

г. Санкт – Петербурга.


Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Название урока: Что такое состояние?

Образовательная программа: УМК - Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова




Педагогическая мастерская. Тема: «Что такое состояние?»


Цель:

показать учащимся: что такое состояние объекта,

что любой наблюдаемый объект может быть в разных состояниях; определить, что состояние объекта будет зависеть от того, когда за ним наблюдали – это может происходить в прошлом, настоящем и будущем.


Оборудование:

1) карточки с заданиями для каждой группы и для каждого участника мастерской, фломастеры, карандаши; карточки для оформления доски;

2) компьютер, экран с проектором для показа презентации;

3) аудиозапись песни;


Ход мастерской.


1 Индукция.

Дети сидят в группах по 5-6 человек. На партах перед каждым ребенком лежат листочки.

Учитель: Ребята, положите, пожалуйста, перед собой листочки с № 1 и посмотрите на наши линеечки. ( Слайд 2)


Итак, на линеечках: грустный человек - веселый человек

усталый человек - бодрый (активный) человек


Подумайте, как вы себя сейчас чувствуете и оцените себя карандашом синего цвета.

Теперь я попрошу отложить эти полоски, но не потерять их. Мы к ним еще вернемся.


2 Самоконструкция.

Учитель: Возьмите листочки под цифрой 2, переверните их и положите перед собой. Вам надо при помощи цветных карандашей «одеть» человека по тому признаку, который указан рядом с рисунком. (Слайд 3)


Подписи к рисункам:

Для 1 и 2 групп детей - жарко, солнечно;

Для 3 и 4 групп - мороз;

Для 5 и 6 групп - дождь и ветер;


3 Социоконструкция.

Учитель: Обсудите с соседом, что у вас получилось. Сравните свою работу с работами всех ребят в вашей группе. Обсудите и решите, кто от вашей группы сможет объяснить нам, почему все ваши рисунки получились похожими.


4 Афиширование, социализация.

Ребята из 1 и 2 групп, давайте вывесим ваши рисунки на доску и объясним, почему рисунки получились похожими.

Далее вывешивают свои работы на доску дети из 3 и 4 групп; 5 и 6 групп, и также объясняют, почему они «одели» своих человечков именно так.


5 Подготовка разрыва.

Учитель: Вы одели своих человечков так, как «велели» погодные условия, или изменения погоды: менялась погода, менялась и одежда людей. Могу я записать это одним словом – ИЗМЕНЕНИЯ?

(вывешиваю это слово на доску)


6 Социоконструкция, социализация.

А теперь я прошу вас взять лист под номером 3 и выполнить задание всем вместе в каждой группе.


Подумайте, какие чувства можно определить по выражению лица или мимике лица этого человека? Назовите и запишите их. Выберите того, кто от вашей группы назовет эти чувства у экрана. ( Слайд 3)


Дети обсуждают задание в группах, а затем от каждой группы выходит представитель и называет то чувство, которое, по мнению их группы, отражено на лице изображенного человека.


Ответы групп:

Мимика менялась; сначала человек выглядел спокойным;

потом удивленным;

- хмурым, мрачным;

- сосредоточенным;

- веселым;

7 Подготовка разрыва.

А можно ли стрелочками соединить все эти изображения? Получится ли последовательность? Могут ли меняться чувства этого человека – от радостного к грустному и наоборот?

Человек испытывает разные чувства: (Слайд 4)

РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, УДИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, ГНЕВ, СТРАХ

(таблички с этими словами вывешиваю на доску)


Как можно назвать выражение эмоций – чувств – человека? Что менялось у этого человека?

НАСТРОЕНИЕ

(табличку вывешиваю рядом со словом изменения)


А можно ли изменить – «поднять» - настроение? Что для этого нужно? Что можно сделать каждому из вас, чтобы людям рядом с вами стало теплее, уютнее?

В этом помогает и песня.

Песня детского коллектива «Барбарики» - « Что такое доброта?»

(Дети подпевают, а некоторые даже танцуют.)


Изменилось ли ваше настроение?


8 Разрыв.

Теперь я попрошу вас встать. Вы хорошо себя чувствуете? Вы не устали? Тогда я попрошу вас сделать по 20 приседаний. А как чувствуете


себя сейчас? Немного устали? (А если бы еще сделали 30 приседаний?)


Можем ли мы добавить, что наше настроение будет зависеть и от нашего САМОЧУВСТВИЯ?


Итак, ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ (тоже вывешивается табличка),

все это влияет на человека.


Как бы мы могли одним словом назвать такие изменения, происходящие с человеком?


СОСТОЯНИЕ


Оформление доски:




ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ СОСТОЯНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ



А состояние бывает только у человека?

Презентация.


Слайды со 2 по 4 и 11 используются в ходе урока.

С 5 слайда мы начинаем наблюдать за состоянием различных объектов:


5 слайд

Звенит звонок на урок. Учащиеся занимают свои места в классе. Начинается урок. Создается рабочая обстановка в процессе урока. Но стоит снова прозвенеть звонку и настроение детей меняется. Они общаются, играют, готовятся к следующему уроку; следовательно, отдыхают.

6 слайд
В окружающем нас мире мы постоянно можем наблюдать за сменой состояния природы. На смену лету приходит осень. Осенние дни сменяются зимними. Затем начинает таять снег, с каждым днем все теплее пригревает солнышко – приходит весна. И снова летние деньки. Одно время года сменяется другим.

7слайд

В природе мы можем наблюдать за ростом и развитием растений: из бутонов через какое – то время раскроются прекрасные цветы; значит, состояние растений будет постоянно меняться – вчера, сегодня, завтра.

8 слайд

Состояние водоемов – тоже непрерывный процесс. Когда – то в прошлом, состояние воды было намного лучше, чем сейчас. С вмешательством человека в окружающую среду, к сожалению, изменилось и состояние рек и озер.

9 слайд

У вещей, которые нас окружают, тоже постоянно изменяется состояние. Рассматривая новые книги, нельзя не отметить их замечательный внешний вид. Но с годами они приходят в негодность: портятся обложки, выпадают страницы. Их состояние ухудшается.

10 слайд

Наблюдать за состоянием объектов мы можем и на примере воздушных шариков. Так выглядят шары в сдутом состоянии, а так, когда они надуты.


12 и 13 слайды предназначены для коллег – учителей. На слайдах объясняются понятия (термины), которые используют при проведении педмастерской.



Вывод:

Все мы и всё, что нас окружает, постоянно находимся в определенном состоянии.


9 Рефлексия.

Возьмите листочки – линеечки, с которыми мы работали в начале урока. Если у вас изменилось ваше состояние, отметьте это на линеечках зеленым карандашом. (Слайд 11)

А теперь давайте оценим свое состояние на нашем рисунке («маятник настроения»)

Если у вас бодрое, активное состояние, вам было интересно работать, то вы прикрепляете свой магнит на правую часть доски, где нарисовано солнышко.

Если ваше состояние соответствует дождливому (на доске прикреплен рисунок, изображающий дождливую погоду) – вам было скучно; вы ничего нового не узнали, то - на левую часть доски.





Список использованных источников:

  1. Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир. 1 класс: Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2001г. – 112с.

  2. Е.В.Чудинова Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г.

  3. Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир: Учебник для 1 класса – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г. – 96с.:ил.



Список использованных иллюстраций:

  1. Е.В.Чудинова Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г.

  2. Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 3 класса. – СПб: «Специальная литература»,1998г. – 208с.: ил.

  3. Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 2 класса. – СПб: «Специальная литература»,1997г. – 176с.: ил.


(К фотографиям, которые я использовала из интернета, к сожалению, я не смогла найти адрес и сделать ссылку на использованные изображения, т.к. прошло достаточное количество времени, когда я готовила эту презентацию. Сейчас я не смогла обнаружить эти изображения. Это слайды № 4, 5 и 10. В дальнейшем, теперь я знаю, что необходимо указывать ссылку, я постараюсь выполнять эту работу правильно.)

7


Слайд 1
1
Слайд 2
грустный человек веселый человек усталый человек бодрый человек 2
Слайд 3
3
Слайд 4
4
Слайд 5
5
Слайд 6
6
Слайд 7
7
Слайд 8
8
Слайд 9
9
Слайд 10
10
Слайд 11
грустный человек веселый человек усталый человек бодрый человек 11
Слайд 12
Педагогическая мастерская 1 Индукция – эмоциональный настрой; личное отношение к предмету обсуждения. 2 Самоконструкция – индивидуальное создание рисунка. 3 Социоконструкция - работа в группах. 12
Слайд 13
4 Афиширование вывешивание работ учеников. 5 Социализация - выступление учеников. 6 Разрыв - осознание участниками неполноты своего прежнего 7 знания. Рефлексия. 13

Полный текст материала Урок по окружающему миру для 1 класса по теме: "Что такое состояние?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Наталия Анатольевна  Лисьен
01.03.2014 1 9416 944

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК