"Организация работы в группах на уроках окружающего мира как способ формирования универсальных учебных действий"


Слайд 1
Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Школа XXI века» ) ГБОУ СОШ №281 г. Москвы Учитель Начальных классов Пономарева Оксана Валерьевна
Слайд 2
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
Слайд 3
На сегодняшний день учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который должен создать возможность для учеников применять универсальные учебные действия в получении знаний Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. 
Слайд 4
Условия развития УУД Необходимо исключить Нужно стремиться Цель обучения Передачу готовых знаний Развитие умений по применению знаний содержание Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Учитель – режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК. методика Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей. Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
Слайд 5
Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебнометодический комплект «Школа XXI века». Интегрированный курс предмета имеет связь с литературным чтением, технологией и другими науками, обеспечивает формирование у детей целостной картины мира, осознания места человека в этом мире
Слайд 6
Для решения поставленных образовательных задач по данному предмету необходимо формировать универсальные учебные действия младших школьников. В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Слайд 7
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
Слайд 8
Взаимодействие «Учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать вдвоём или в группе над выполнением задания. !Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары я создавала несколькими способами: - Выбор делали сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе; -Случайный выбор; - Решение принимает сам учитель.
Слайд 9
Конечно я должна была постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. Познакомьтесь с самыми обычными, часто встречающимися конфликтами: 1. Ученик отказывается работать с партнером или с группой. 2. Никто не хочет работать вместе с каким-то учеником. 3. Ученик очень застенчив и не хочет участвовать в обсуждении. 4. Ученик не хочет уступать своему партнеру или другим членам группы. 5. Ученик не слушает и не воспринимает идеи и предложения, которые высказывает партнер или другие члены группы.
Слайд 10
Правила сотрудничества •Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали в работе и чувствовали себя уверенно. •Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать. •Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело. •Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше. •Мы помогаем друг другу в работе. •Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.
Слайд 11
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) навыках.
Слайд 12
Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводился в форме пресс – конференции. - У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).  Вопросы журналистов:  - Как тебя зовут?  - Где ты живешь?  - Чем ты питаешься? и т.д. При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Слайд 13
Что я делаю? (нагреваю воду) - А что в природе нагревает воду? (солнце) - Солнце самый сильный источник тепла в природе. (познавательные ууд) - Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим. -Как вы думаете, что будет, если пар - соприкоснется с холодным предметом? - Проверим, так ли это? (показываю) - Почему образовались капельки? - А что произойдёт дальше? Почему же идёт дождь? Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах: -личностные (формирование интереса) - регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта) - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником) - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других) -
Слайд 14
1. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями . Рассмотри рисунки. Объясни, чем опыт отличается от наблюдения. Миша заметил, что днём сосульки тают. Миша изменил условия, и лёд быстро превратился в воду. Вспомни, какие опыты и наблюдения ты проводил ?
Слайд 15
Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия. . Самооценка . Продолжи предложения: 1. Мне было интересно…. 2. Было трудно…… 3. Теперь я могу…. 4. Мне хочется….. - Возьмите свою капельку и поселите её на - чёрную тучку, если вам было скучно на уроке. • - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку. ИЛИ • -Как вы оцените свою работу на уроке? Покажите на "светофоре". • -С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
Слайд 16
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеурочных занятий.
Слайд 17
Слайд 18
ИСТОЧНИКИ: 1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». Учебное пособие для учителя, М. «Просвещение», 2010. 2. Р.Г. Чуракова «Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения» М. Академкнига/учебник, 2011 3. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» рабочая тетрадь, 3 класс 4. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» учебник, 3 класс

Полный текст материала "Организация работы в группах на уроках окружающего мира как способ формирования универсальных учебных действий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пономарева Оксана Валерьевна  koxana69
14.06.2014 4 10230 1409

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК