Конспект урока окружающего мира «Опора тела и движение»; 3 класс


Задачи: актуализировать знания детей по теме «Надежная защита организма», выявить значение опорно-двигательной системы, познакомить со строением скелета человека.

Этапы урока, УУД

Деятельность учителя

1. Мотивационный этап

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция)

Личностные УУД

(соблюдать правила поведения)

 

2. Минутка календаря

Коммуникативные УУД

(слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме)

Познавательные УУД

(преобразовывать информацию из одной формы в другую: наглядную в словестную)

 

 

3. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Коммуникативные УУД

(слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме);

Регулятивные УУД (целеполагание, прогнозирование);

Познавательные УУД

(выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Решение проблемы

Познавательные УУД

(овладение основной и второстепенной информацией; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, самонаблюдений)

Логические УУД

(анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений)

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками)

Регулятивные УУД

(предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)

 

 

 

5. Закрепление

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

 

 

 

6. Информация о домашнем задании

 

 

 

 

7. Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

 

Встаньте прямо. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо и снова прямо.

Садитесь!

За посадкою следи

Свои кости береги.

Держи осанку ровно

Спина будет здорова.

- наш урок мы начнем с минутки календаря. Кто готов рассказать нам о сегодняшней погоде?

1. Дата

2. Время года

3. День недели.

4. Облачность.

5. Осадки.

6. Температура.

7. Ветер.

8. Интересные явления природы.

9. Сравнения погоды сегодня и вчера. Причины отличия.

10. Оценивание ответа.

- на прошлом уроке мы говорили о коже – как надежной защите организма

– Какое значение имеет кожа, как орган осязания?

– Какую роль играет жир и пот, которые выделяет кожа?

.- Как нужно ухаживать за кожей?

– Расскажи о первой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обморожениях?

– Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально?

- Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или  на кого-нибудь надеть.

– Посмотрите на эту тряпичную куклу.

 – Какие части тела у нее есть?

 – Если мы ее поставим на стол, будет ли она стоять?

 – А если я уберу руку из куклы, что с ней произойдет?

-Верно. Так бы и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было опоры.

-как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать?

-совершенно верно! а тема нашего урока «Опора тела и движение»

Слайд

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об опоре человека, узнаем, как она называется,  поговорим об осанке, разучим комплекс  упражнений.

 – Ребята, давайте выполним  практическую работу.

Возьмите кусочек пластилина, разомните его и скатайте шарик. Затем из шарика            сделайте «колбаску», из «колбаски» - колечко. Сделайте из «колечка» «монетку».

 – Легко ли было работать с пластилином? Почему?

 – Рассмотрите пальцы на руках. Прощупайте каждый палец.

– Что почувствовали?

 – Постарайтесь пощупать свои  руки, ладони.

 – Что обнаружили?

Вывод:  под кожей находятся кости.

– А что приводит кости в движение?

 – Назовем основные части тела человека.

 – Вот у меня в руках тряпичная кукла. У нее есть руки, ноги, голова, туловище. Я сейчас поставлю ее.

 – Что с ней произошло?

 – Верно. Она не будет стоять, сидеть, как бы мы не старались.

- А почему?

 – Еще раз ощупайте пальцами лоб, затылок, локоть, колено, руки.

 – Что вы прощупали?

. Это кости. Они очень прочные. Кости соединены друг с другом и образуют скелет.

 – А у нашей куклы он есть?

Давайте рассмотрим СКЕЛЕТ человека и выявим его функцию. Стр. 134

 Скелет состоит из черепа, лопатки, грудины, ребер, позвоночника, тазовых костей, костей рук, костей ног.

– Скелет придает форму нашего тела. А у куклы нашей нет формы (сжать в руке, сгибать ее).

– Давайте рассмотрим подробнее скелет человека и выявим его функции.

 Головной мозг важный орган человека защищает череп от внешних воздействий.

 - Самый важный и нежный орган нашего тела. Кости черепа неподвижны, кроме одной кости – это нижней челюсти лицевой части черепа. При приеме пищи или разговоре она поднимается, то опускается. Откройте рот несколько раз, держась за лицо.

 – Рассмотрим далее скелет.

 От черепа вдоль спины проходит позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Они защищают тоже важный орган – это  спинной мозг. К позвонкам прикрепляются ребра (12 ребер с одной стороны  и 12 с другой стороны). Позвоночник и грудная кость вместе образуют грудную кленку, которая защищает ……

 – Какие органы?

 – Верно. Нижняя часть позвоночника соединена с костями таза.  Скелет руки состоит из многих  костей. Самая большая - плечевая кость. Все кости рук соединены друг с другом подвижно с помощью суставов, поэтому рука может сгибаться и разгибаться  во многих местах и совершать разнообразные движения. Скелет ноги также состоит из многих костей, самой большой из которых является бедро. Кости ног  соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет производить различные движения.

ВЫВОД:  

Кости скелета – это опора нашего тела, основная функция – защищать  внутренние органы от повреждений.

МЫШЦЫ.

– О худых людях говорят: «У него только кожа да кости».

 – Может ли быть такое на самом деле? Почему?

– Если бы это было так, то человек  не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы – главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

Упражнение 1

Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется.

Под кожей как бы что-то движется.

- Что это движется?

– Это мышцы. Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно и происходит от слова «мышь», а мускул – от латинского слова «мускулус», т.е. «мышонок».

Мышц очень много, они разные. Каждая часть тела имеет свои мускулы (мышцы). Мышцы есть на внутренних органах.

 – Какую функцию выполняют мышцы?

Упражнение 2

Посмотрите в зеркало. Улыбнитесь. Сдвиньте брови, придайте хмурый вид.

-  Что произошло с вашими мышцами? (Они пришли в движение).

-  Как вы думаете, а кто управляет нашими мышцами и скелетом?

ВЫВОД:

Основная функция мышц -  помогают нам двигаться и управлять мимикой лица.

– Иногда у человека бывают неприятности. То он ушиб руку, ногу, а иногда даже может произойти несчастный случай – перелом руки, ноги ил другой части тела человека. Чаще всего это происходит по неосторожности

- Что же происходит при ушибе?

– Какую первую помощь надо оказать при ушибе?

 – А при переломе кости?

– Каковы будут действия врача?

Физминутка

Упражнения для осанки.

Стоя, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь  вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.  (Выполняют под музыку).

Осанка человека.

 – Предлагаю провести конкурс на самую красивую и правильную посадку за партой.

– Как вы узнали, какая посадка считается правильной? Назовите особенности такой посадки.

 – 1. Прямая спина.

2. Расправленные плечи

 3. Поднятая голова.

Такой человек выглядит стройным, красивым.

– Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо и он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

– А как выглядит человек с плохой осанкой?

– К тому же при плохой осанке труднее дышать, хуже работает сердце и другие внутренние органы. Осанка вырабатывается с детства. Чтобы выработать хорошую осанку, нужно выполнять правила, многие из которых ты уже знаешь.

 – У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это заболевание называется сколиозом. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице – делают сложнейшую операцию.

Слайд

Правила для поддержания правильной осанки.

  1. Укрепляй мышцы тела. (Спорт)
  2. Сиди за столом правильно, не горбись.
  3. Тяжести носи в руках равномерно.
  4. Лучше ходить в школу с ранцем, чем с портфелем.
  5. Спи на жесткой кровати.

 – Особенно нарушается осанка в школе. Учись правильно сидеть

 – Итак. Чтобы была правильная осанка, что надо делать?

ВЫВОД:

Надо сидеть за партой ровно, спать на жесткой кровати, носить ранец, и делать упражнения для осанки.

– Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

– Что же позволит вам быть здоровым?

– Есть профессии, для которых очень важна стройность, сила, ловкость, выносливость? Назови их.

О. – Это военные, балерины, спортсмены.

Слайд

ТЕСТ

  1. Какова роль скелета человека?

а) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

б) пугать на ночь детей

в) скелет является опорой тела;

  1. Назови орган, расположенный внутри черепа.

а) почки;

б) головной мозг;

в) желудок.

  1. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;

б) от связок и сухожилий;

в) от хрящей и костей.

Домашнее задание с. 134-137 чит.

– Из каких частей состоит скелет человека?

 -  Какую функцию выполняют мышцы?

Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира «Опора тела и движение»; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бакунина Александра Сергеевна  bakunina35
27.10.2018 0 113 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0