Конспект урока окружающего мира "Твердые тела, жидкости, газы"; 1 класс


УчительСлюсаренко Елена Владимировна

Класс: 1 «Б».

УМК: ОС «Школа 2100»

Предмет: окружающий мир

Тема урока:Твердые тела, жидкости и газы

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах, исследовательская работа

Цели урока:

- познакомить обучающихся с различными состояниями веществ и их свойствами;

- развивать умения использовать свой опыт, наблюдения и на этой основе делать выводы;

- воспитывать чувства любви, благодарности ко всему окружающему, которое даёт много удивительного, интересного, познавательного.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Оборудование:

- А.А.Вахрушев и др. Окружающий мир. 1 класс. «Я и мир вокруг» Учебник в 2-х частях. Часть 2;

- А.А.Вахрушев и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»).

- карточки со словами «Жидкости», «Газы», «Твердые тела», имеют постоянную форму, не имеют определенной формы, не сжимаются, сжимаются

 

Демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран, духи

 

Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, тарелка, вода, деревянные бруски, воздушные шары, шприц

 

Технологическая карта урока

 

 

Этап урока. Цель данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель:

включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прозвенел уже звонок!

Начинается урок!

 

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

 

 

Личностные

самоконтроль

Регулятивные

способность организовать свою деятельность

II. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.

Цель: актуализация знаний к изучению нового. Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы.

- У вас на столах 3 стакана.

- Что в первом стакане?

- Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?

- В физике, предметы которые нас окружают, принято называть - твёрдыми телами (на доске запись твёрдые тела)

- Что находится во втором стакане?

- Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости)

- А вот в третьем стакане спрятался невидимка.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Дыхательная гимнастика.

-Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох). «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?

- Можно ли воздух назвать твёрдым телом?

- Можно ли воздух назвать жидкостью?

- Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает - газ) (на доске появляется запись газы )

- Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства?

- Наши мнения разошлись. Кто же прав?

 

- Какой же план мы составим сегодня на урок?

 

 

Практическая работа в парах под руководством учителя.

Ведение диалога с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тема нашего урока: «Твердые тела, жидкости, газы»

 

1.Свойства твердых тел

2.Свойства жидкостей

3.Свойства газов

 

Практическая работа.

Работа с презентацией

Регулятивные

целеполагание

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества совместно с учителем

 

III. «Открытие» обучающимися новых знаний.

Цель: Совместное исследование проблемы путем практической работы

 

 

1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим.

 

а) Твердые тела.

- Попробуйте изменить форму бруска. Попробуйте сделать брусок круглым.

- Получилось? Какой вывод можно сделать?

Твердые тела не изменяют форму

 

б) Жидкость
- Можно ли изменить форму жидкости?
- У вас стакан с водой. Какую форму имеет вода? Перельём эту воду в тарелку. Что заметили?

Жидкость изменяет форму

 

в) Газ

- У вас есть шарик. Надуем немного шарик. Какую форму приобрёл воздух?

- А какую форму имеет воздух в стакане? –

- А как по-другому можно назвать воздух? (газ)

- Имеет ли газ постоянную форму?

газ изменяет форму

 

- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? Сравним с выводом из учебника с. 35.

 

 

2 ОПЫТ – Исследуем другое свойство твердых, жидких и газообразных тел: можно ли сжать твёрдые тела, жидкости и газ?

а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему?

б) Возьмем шприц с водой и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.
- Удалось ли сжать воду?

в) - Проведём похожий опыт, только вместо воды во втором шприце находится воздух.
- Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его.

 

- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? Сравним с выводом из учебника с. 35.

 

 

 

- Газы обладают ещё одним важным свойством.

- Закройте глаза (разбрызгиваю духи)

- Что вы почувствовали?

- Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов?

Сравним с выводом из учебника стр. 36.

 

Практическая работа в парах под руководством учителя.

Ведение диалога с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- твердые тела не изменяют форму, жидкости и газы – изменяют форму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- твердые тела и жидкости нельзя сжать, газ – можно сжать

 

 

 

 

 

- газ заполняет собой всю комнату

 

Практическая работа.

Работа с презентацией и со схемой на доске

 

 

Регулятивные

логические (анализ, обобщение);

самоконтроль.

Личностные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные

-совершенствуют коммуникативные навыки;
-участвуют в диалоге на уроке;
-отвечают на вопросы учителя;

-соблюдают простейшие нормы речевого этикета;
-слушают и понимают речь других;
- умеют объяснить свой выбор

Познавательные

добывают новые знания:

путем практической работы: исследуют свойства твердых тел, жидкостей и газов

 

 

IV. Физкультминутка

- А теперь мы с вами поиграем. Вы сейчас будете маленькими частицами, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы.

- Будем работать по группам – рядам. Каждой группе необходимо получить свое задание.

Каждый ряд получает по 1 карточке:

«Твёрдое тело. Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки»,

«Жидкость. Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касаетесь друг друга локтями и двигайтесь по кругу»,

«Газ. Выйдите к доске и возле нее прыгайте, «летайте», иногда прикасаясь друг к другу руками .

 

Обучающиеся каждого ряда выполняют задание, другие пытаются угадать, какое тело показывают дети

 

Регулятивные

умение регулировать свои действия

Познавательные

знание свойств твердых тел, жидкостей и газов

V. Первичное закрепление.

Цель:

закрепить знания, полученные на уроке.

- Работаем в тетради с. 50 № 1, № 2.

Работа в тетради

 

Регулятивные

умение регулировать свои действия

Личностные

умение применять полученные знания

VI. «Открытие» обучающимися новых знаний.

Цель:

показать как происходит в круговорот воды в природе

Я - Послушайте загадку.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

 

- Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие.

- А в жизни могут происходить подобные превращения?

- Вот сейчас я расскажу вам сказку о капельке воды по имени Капитошка и вы увидите , какие же превращения бывают с водой.

Я

- Жил когда-то в большом-большом океане Капитошка. Но жил не один, а вместе с ним жили его братья и сестры, их было очень много. Жили они весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

Что произошло с водой в жаркий день, когда пригрело солнце?

- Она испарилась, она превратилась в пар.

Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше, и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их было уже целое облако.

Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, пар превращаясь в капли. Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно: куда же он приземлится, где побывает, что увидит?

Приземлился Капитошка на землю в виде капель воды?

Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить.

- Но вот наступила зима и наш Капитошка вместе с друзьями превратились в лед. Встали они близко-близко друг к другу и речка покрылась льдом.

Капитошке очень понравилось путешествовать, и он стал ждать, когда пригреет солнце и он снова отправится в путь.

 

Путешествие Капитошки называется круговоротом воды в природе. Круговорот воды происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Капитошка наш- это капля воды и он побывал в жидком состоянии, твердом, газообразном.

 

-Ребята, а у себя дома мы сможем увидеть такие превращения воды? А вот где это мы можем увидеть – вы и подумаете дома. Предлагаю вам творческую работу: понаблюдать дома превращения воды. А как показать др. детям свои наблюдения – тоже подумайте сами. Это могут быть рисунки, презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения учащихся

 

 

 

 

 

Работа с презентацией

Работа с презентацией

 

VII. Обобщение и систематизация знаний

Цель:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом


 

 

- Вернемся к нашему плану. Выяснили мы, какие свойства имеют твердые тела, жидкости и газы?

- Какие это свойства?

- Какое вещество может быть в трёх состояниях? Назовите их.

 

Контролирует результат своей деятельности.

 

Обобщают новые знания, полученные на уроке, используя план.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).

 

VIII. Рефлексия

Цель:

самооценка результатов деятельности

- Хорошо ли вы работали на уроке?

- Довольны ли вы своей работой?

- Оцените свою работу на уроке (при помощи смайлов).

- Я довольна вашей работой, Все вы были активны, молодцы.

 

Понимает причины успеха/неуспеха.

Оценивает свою деятельность на уроке.

 

Коммуникативные

обучающиеся контролируют свою деятельность, адекватно принимают оценку взрослого и сверстников.

Личностные

самооценка


 

 

 

 

 

3


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Твердые тела, жидкости, газы"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Слюсаренко Елена Владимировна  Публикатор
21.12.2022 0 553 28

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК