Урок гражданского образования по теме "Санкт-Петербург" для 2 класса


Голякова Светлана Александровна

Город Саранск

Место работы: МОУ «Лицей №7»

Урок гражданского образования по теме

«Санкт-Петербург» для 2 класса

Данный урок проводится после изучения тем: «Отечество. Наша Родина – Россия», «Москва – столица нашей Родины», урок проводится в форме урока-путешествия. До этого дети познакомились с достопримечательностями Москвы, узнали о её основателе, учились показывать Москву на карте мира. На уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Кроме этого, разнообразны и формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная); на уроке используются технологии компьютерного обучения.

Цели урока: создать у детей образ Санкт-Петербурга

Задачи:

  • образовательные:

познакомить с историей города Санкт-Петербург;

рассмотреть достопримечательности города;

  • воспитательные:

воспитывать гордость за Россию, за её культурное наследие, воспитывать любовь к прекрасному, воспитывать стремление самосовершенствоваться.

  • развивающие:

  • ключевые компетенции (речь), эстетический вкус, мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развивать толерантность, терпимость.

8. Планируемые достижения учащихся на уроке:

  • иметь представления о Санкт-Петербурге, о достопримечательностях, о культуре; об истории основания и основателе города.

9. Оборудование. Учебник: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Кораблик: учебник по гражданскому образованию. 2 класс(1-4). – Н.Новгород: - Педагогические технологии, 2008. Демонстрационный и дидактический материал: билеты на поезд, кроссворд, слайдовая презентация, видео фрагмент «Белые ночи».

Ход урока

1. Введение в тему урока

- Ребята, у нас урок гражданского образования. Мы продолжаем путешествие по нашей Родине-России. Для того, чтобы наше путешествие было интересным, увлекательным и полезным вы должны быть очень внимательными

- А догадаться, куда мы сегодня отправимся, вам помогут проездные билеты. У каждого из вас они есть на парте. Внимательно рассмотрите их и допишите элементы букв.

- Какое слово у вас получилось?

- В какой город же нашей Родины мы сегодня отправимся? Откройте учебник на стр.14. Прочитаем тему нашего урока: «Санкт-Петербург».

- Расскажите, что вы знаете о Санкт-Петербурге?

- Знаете ли вы, что город имел несколько названий? Кто-нибудь из вас знает, какие?

- Внимательно рассмотрите страницы учебника и найдите ответ на мой вопрос. (Петербург, Петроград, Ленинград)

-Сначала город назывался Санкт-Петербург, затем Петроград и Ленинград, а затем городу вернули историческое название Санкт-Петербург.

- Подумайте, чем похожи и чем отличаются названия города Петербург и Петроград? (похожи тем, что в названиях городов есть общая часть Петр)

- Что-то напоминает слово Петр?

- Чем различаются названия городов? (град, бург)

- Что означает слово град? (в старину градом называли город)

- Что означает слово бург? (бург в переводе с немецкого языка обозначает крепость, замок)

- Как же можно перевести название города Санкт-Петербург? (город, построенный Петром; город Святого Петра)

- Город Санкт-Петербург построен по велению русского царя Петра Ι.

2. Экскурсия в историю основания С.-Петербурга

- Найдите фотографию Петра Ι в учебнике? Что вы знаете о Петре Ι?

- Прочитаем четверостишие А.С. Пушкина на стр. 15, посвященное Петру Ι?

В детстве Петр был живым, красивым мальчиком. Он был очень любознательным ребенком, хотел узнать и усвоить всякое новое дело. Петр 1 в совершенстве знал 14 ремесел. Руки его были вечно в работе и с них не сходили мозоли. Петр 1 любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Петр 1 был великан – на целую голову выше любой толпы. От природы он был силач, легко мог свернуть в трубку серебряную тарелку. В общении с людьми Петр 1 был прост, поступал во всем прямо и открыто.

- Что вы теперь можете сказать о Петре Ι?

- Петр Ι - был великим флотоводцем, талантливым, высокообразованным, трудолюбивым человеком. В Санкт-Петербурге Петру Ι поставлен памятник. Пушкин назвал его «Медным всадником».

- Ребята, а хотите увидеть этот памятник? Скульптор памятника Петру Первому Этьен Фальконе.

- Чтобы поближе познакомиться с этим памятником, предлагаю вам выполнить интересное задание. Посмотрите, все слова перепутались, помогите и соберите их в предложения.

1. Центре, памятник, в , удивительный, площади, возвышается.

2.Скалы, на вершину, могучий, конь, разгоряченный, взлетел.

3. Петр Ι, на коне, гордо возвышается, основатель Санкт-Петербурга.

- Где же находится памятник? В какой момент изображен Петр Ι?

- Что общего между памятником Юрию Долгорукому в Москве и Петру Первому в Санкт-Петербурге? (это основатели городов, они оба сидят на конях и показывают рукой на свой город)

- А кто-нибудь знает, в каком году началось строительство Санкт-Петербурга? Найдите в учебнике.

- Где вы это нашли? (дата зафиксирована в копилке знатока)

- Город Санкт-Петербург был построен в 1703 году.

- А где раньше люди строили города? Почему? Как вы думаете, где Петр Ι мог построить город Санкт-Петербург?

- Город Санкт-Петербург построен на одном из островов в устье реки Невы. Строительство Петербурга началось с Петропавловской крепости.

- Ребята, а для чего раньше строили крепости? (для защиты города от врагов) А сейчас строят крепости?

- Как вы думаете, с какой целью был построен город? (для защиты морских рубежей,)

- Кем же был основан Санкт-Петербург? В каком году? Где был основан город? Для чего?

- Молодцы! Как много вы уже знаете о Санкт-Петербурге. А хотите узнать еще больше?

- Предлагаю вам выполнить следующее задание. По стрелкам прочитайте пословицу: Санкт – Петербург голова России

- Как вы понимаете эту пословицу? А кто вспомнит, какой город называют сердцем России? (Москва-сердце России) Почему Москву называют сердцем России? (главный город, столица России)

- С 1712 по 1918 год столицей Российского государства был город Санкт-Петербург. До настоящего время Санкт-Петербург называют северной столицей.

3. Экскурсию по Санкт-Петербургу

- А кто из вас был в Петербурге? Сегодня я предлагаю вам провести экскурсию по Петербургу и посетить некоторые достопримечательности города. Для того, чтобы узнать на каком транспортном средстве мы отправимся на экскурсию, предлагаю вам отгадать загадку

От страны своей вдали ходят в море…

Далек путь нашего кораблика. Мы будем делать остановки и проводить экскурсию, рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Согласны? Тогда в путь!

4. Физминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

5. Экскурсию по Санкт-Петербургу

1.Санкт-Петербург - один из красивейших городов в мире, это город-музей под открытом небом. Восхищают его дворцы, соборы, старинные здания, каналы и мосты. Самый прекрасный дворец - Зимний дворец. Здание украшено скульптурами, колоннами и вазами из камня и меди. В Зимнем дворце множество комнат – больших и малых. Все они очень богато украшены. Здесь много картин, роскошной мебели. Сейчас в Зимнем дворце – музей Эрмитаж. Его знают во всем мире, потому что здесь собрана самая богатая коллекция картин, скульптур, изделий из камня, золота, серебра.

- Какой же главный музей Санкт-Петербурга? (Эрмитаж)

2. Санкт-Петербург город-порт, нередко его называют «Северной Венецией». В Санкт-Петербурге 342 моста, и если вытянуть их все в одну линию, то общая протяженность составит примерно 11 км. Мосты имеют такую особенность: ночью их разводят - в середине моста обе его половины поднимаются вверх. В Петербурге разводятся всего 21 мост, и самым старым из них является мост Лейтенанта Шмидта.

- Как вы думаете, для чего разводят мосты?

- Ребята, вам понравилось сообщение, которое нам приготовил… давайте ему поаплодируем.

3. Я хочу рассказать о доме на Набережной реки Мойки – место, которое знают во всем мире. В этом доме жил со своей семьей А.С.Пушкин. Здесь он написал свои последние стихи. Сюда раненного на дуэли поэта привезли холодным февральским днём. Здесь он и умер. В Доме на Мойке сейчас музей. Идут и едут сюда люди из разных городов и сёл нашей страны и других стран, чтобы почтить память великого поэта России.

Я хочу немного дополнить. Санкт - Петербург культурная столица, в которой родились многие известные люди Ф.М. Достоевский, И. Е. Репин, А.Д. Медведев, В.В. Путин.

- Какие же известных людей, живших в Петербурге, вы запомнили?

4. Меня потрясла история Тани Савичевой. Имя 12-летней ленинградской девочки известно всему миру. Таня во время блокады Ленинграда вела дневник, в котором записывала, все, что происходило вокруг. Этим дневником девочка обессмертила себя и вошла в истории. Таню убили фашисты. Не пулей, не снарядом, - голодом. На могиле Тани установлен памятник – обелиск. На нем отлитый из металла барельеф Тани и страница её потрясающего дневника

- В истории города были страшные годы трагедии. Во время ВОВ блокированный фашистами город был под угрозой полного уничтожения. Ровно 900 дней жители Ленинграда держали оборону и выстояли. Городу было присвоено звание город-герой.

- Как вы думаете, почему? (потому что его жители проявили отвагу, мужество и не сдали город фашистам)

- Современный Петербург один из красивейших городов в мире, который объединил в себе великую русскую культуру, у этого город великое будущее.

- Ребята, наше путешествие закончилось. Многие путешественники по возвращению домой записывают свои впечатления, а мы с вами разгадаем кроссворд.

1. Какой город был основан в 1703 году?

2. Кто был основателем Санкт-Петербурга?

3. На какой реке построен Санкт-Петербург?

4. Главный музей Санкт-Петербурга?

5. Домашнее задание

- Я хочу, чтобы дома вы поделились своими впечатлениями от Санкт-Петербурга с родителями, бабушками и дедушками….

- Санкт-Петербург таит в себе еще много интересного и удивительного, особенную атмосферу придают городу белые ночи. В Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля. Самая светлая ночь в период между 11 и 12 июня, когда солнце заходит за горизонт всего на 100 минут. (Слайд 19)

5. Итог урока

- В каком городе мы сегодня побывали?

- В каком году был он построен? Кем?

- С какими достопримечательностями познакомились?

- Путешествие закончилось, но в памяти остался Великий город Санкт-Петербург!

6. Рефлексия

Список использованной литературы

1. Тивикова, С.К., Деменва Н.Н. Гражданское образование в начальных классах:Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик». – Н.Новгород: «Педагогические технологии", 2008 – с.142

2. http://nsc/1september.ru









Полный текст материала Урок гражданского образования по теме "Санкт-Петербург" для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голякова Светлана Александровна  Вета1346
23.11.2010 1 18547 926

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 ГалинаЮрьевна • 00:12, 11.05.2011
Спасибо за интересно подобранный материал.