Конспект и презентация урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Форма Земли", УМК "Школа 2100".


Учитель начальных классов
МОУСОШ №4 города Тулы
Климова Любовь Олеговна
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2
УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев)
Тема урока: Форма Земли
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: Систематизация знания учащихся о шарообразной форме Земли.
Оборудование:
Компьютер
мультимедийный проектор,
презентация к уроку,
учебник «Наша планета», 2 класс, 1 часть, авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М.: Баласс, 2009 г.,
Толковы словарь, С.И. Ожегова, М.: Азъ, 2002г.,
Мяч,
бумажный кораблик,
пластилин,
фонарики.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите соответствующий кружочек вашему настроению. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Для этого отгадаем кроссворд. (Приложение 1).

- Какое «ключевое» слово у нас получилось?
- Что обозначает слово «земля»?
- Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова.
- Что вы знаете о планете Земля?
- Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. – Что вы знаете о планете Земля?
- Как представляли форму Земли древние мудрецы?

3. Выявление места и причины затруднения.
- Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?
- Какова тема урока?
- Каковы цели урока?
Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.
5. Реализация построенного проекта. Проверка гипотез. Работа в группах и парах.
- У вас на столах лежат карточки с текстами. Прочитайте их. Подчеркните то, что узнали нового для себя.
- Обсудите, что нового вы узнали для себя.
- Давайте по группам озвучим, что нового узнали для себя.

1. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта. (Приложение 2).
- Доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде. Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края» Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?
- Что называют линией горизонта, или просто горизонтом?
- Можно ли дойти до горизонта?
- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?
- Давайте это проверим на опыте:
(Мяч, бумажный кораблик)
- Что мы видим?
(Мяч и бумажный кораблик)

2. Кругосветные путешествия мореплавателей. (Приложение 3).
- Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?
Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.
- Что интересного вы знаете о Магеллане?
- Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что такое «глобус»?
3. Гипотеза Пифагора и доказательство Аристотеля. (Приложение 4).
- Древнегреческий ученый Пифагор первый предположил, что Земля имеет форму шара. Предлагаю провести опыт, который когда помог великому ученому доказать свою гипотезу. Для этого надо вспомнить, что такое Луна и Лунное затмение?
- У вас на столе лежит кусочек пластилина, как вы думаете для чего?
- Какую тень дают круг? Куб? шар?
- Сейчас мы работаем в парах. Оденьте свои шарики на шпажки. Возьмите лист белого картона фонарик. Определите какую тень дали ваши шарики.
- Какой сделаем вывод?
- Какое самое важное доказательства шарообразной формы Земли?
4. Вид Земли из космоса.
- Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?
- Что интересного вы можете рассказать?
- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Какие были трудности?
- Что нам помогло выйти из трудной ситуации?
- Наш урок подошел к концу. Поднимите кружочки, соответствующие вашей самооценки урока. Все молодцы! Большое спасибо за работу.

Приложение 1.

1
2
3
4
5

1. Направление, сторона света, где вечером заходит солнце.
2. Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы.
3. Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности.
4. Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния.
5. Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу.

Приложение 2.

Выйди в ровное поле и погляди вокруг. Зеленеет трава. Звенит ручеёк. Высоко в небе плывут облака. Кажется, что Земля, сколько бы ни шёл по ней, остаётся ровной, плоской, как стол.
А теперь представь себе, что ты поднялся в небо на самолете или находишься на вершине горы. С самолёта увидишь дальше и больше, чем стоя в поле. Под самолётом раскинулись зелёные леса, разноцветные прямоугольники полей, рассекаемые светлыми лентами рек. Но всё равно Земля кажется плоской.
Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Она ограничена линией горизонта. Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта.

Приложение 3.

В далекие времена Португалия и Испания враждовали из-за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.
Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад.
Только через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь.
«Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами вернулась на родину.
Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Приложение 4.

Одним из первых высказал такую мысль греческий философ Пифагор более 2500 лет назад. Он рассуждал примерно так. Если Солнце и Луна — небесные тела, то и Земля, возможно, тоже. У них идеальная форма ша¬ра. Вот и наша планета, и Вселенная должны соответствовать идеалу, самой совершенной геометрической фигуре.
Но это всего лишь предположение. Спраши¬вается, а чем куб или пирамида хуже шара?
Первым предоставил доказательства фор¬мы Земли Аристотель через 200 лет после ги¬потезы Пифагора. В этом ему помогли... лун¬ные затмения!
Почему они происходят? Задав себе такой вопрос, Аристотель сделал пра-вильный вывод: потому что на Луну надвига¬ется тень нашей планеты. Тень круглая. Зна¬чит, она — от шара.

Лунным затмением называется явление, когда Луна в своем движении попадает в область тени Земли.

В этот момент Луна, Земля и Солнце находятся на одной линии, причем Земля загораживает собой Солнце от Луны


Полный текст материала Конспект и презентация урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Форма Земли", УМК "Школа 2100". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Климова Любовь Олеговна  ЛОК
учитель начальных классов, МОУСОШ №4 города Тулы
07.01.2011 8 37632 6167
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 8
avatar
8 Svet27moi • 06:22, 04.10.2011
Спасибо!!!
avatar
7 Лёлька7 • 21:01, 12.03.2011
Очень понравился ваш урок. Замечательная презентация. Использовала Ваш материал на уроке. Огромное спасибо.
avatar
6 ИраидаСтолетова • 17:12, 08.02.2011
Отличный урок, очень понравился!
avatar
5 Надежда • 15:35, 27.01.2011
Хороший урок, отличная презентация.
avatar
4 Надежда • 15:35, 27.01.2011
Отличная постановка ведения урока.
avatar
3 Муля8101 • 05:03, 14.01.2011
Очень интересный урок, прекрасная презентация. обязательно использую на своих уроках.Спасибо.
avatar
2 Lybacha • 17:34, 10.01.2011
Какой вы хороший учитель! сколько у вас выдумки, фантазии.Вашим деткам повезло-им интересно на ваших уроках.Спасибо за ваш труд!
avatar
1 Vetlanapetrovna1 • 22:20, 08.01.2011
Отличный урок!Очень понравился.Отличная мотивация обучения.Научный подход к проблеме.Присутствует целеполагание.Учитель ставит перед учащимися проблемную ситуацию.Присутствует связь с жизнью.Обязательно проведу такой урок.Спасибо!!!