Игровой конкурс "Крестики-нолики", посвященный творчеству В. Д. Берестова


Бондаренко Елена Владимировна

МОУ СОШ № 18 г. Пензы

учитель начальных классов


ИГРОВОЙ КОНКУРС « КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»,

ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ В. Д. БЕРЕСТОВА


УЧЕНИЦА:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

И прочитать!


УЧИТЕЛЬ:

1 апреля 1928 года в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валентин Берестов. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить любовь к чтению. Читать Валентин Берестов научился в четыре года. Стихи начал писать с детства.
В 1957 году выходит первая книга для детей «Про машину». Позже - сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.

Валентин Дмитриевич умер 15 апреля 1998 года в Москве.

Памяти Валентина Дмитриевича Берестова мы и посвящаем наш праздник.

В игре «Крестики – нолики» принимают участие две команды с одноименными названиями. Каждая команда предварительно перечитала стихи и сказки писателя. И сегодня мы проверим их знания.

На игровом поле 16 ячеек. Каждая ячейка – это задание. Та команда, что справится с заданием лучше соперницы, получает право поставить свой знак (крестик или нолик) в данном квадрате. В ходе игры победу одерживает команда, которой удалось выстроить своими знаками линию (по горизонтали, по вертикали, либо по диагонали).



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Команды готовы? Тогда начинаем!


  1. «Считалочки»

- Сейчас нам предстоит выяснить – какая команда начнет игру. Для этого прибегнем к проверенному способу – считалочкам, причем тем, которые написал В. Д. Берестов. Вспомните любую из них и быстро сосчитаемся.

  • «Ночная считалка»

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Шесть! Семь! Восемь! Девять! Десять!

Надо, надо, надо спать

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул – увидит сон.

  • «Мирная считалка»

Раз – два – три – четыре – пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий.

Медь, железо, алюминий.

Солнце воздух и вода.

Горы, реки, города.

Труд, веселье, сладкий сон.

А война

Пусть выйдет вон.


Команды рассказывают считалочки. Команда, вспомнившая первой, получает право поставить свой знак в клетке №1 и начать игру.


  1. «Скороговорки»

- В этом конкурсе побеждает команда, умеющая лучше владеть языком.


  • «Гуси»

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Петушки распетушились,

  • «Петушки»

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться,

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.


Команды выделяют по два игрока. Каждому выдается листок с одним стихотворением, напоминающим скороговорку. После прочтения про себя, каждый читает скороговорку вслух. Побеждает команда у которой это лучше получится.


  1. «Собери портфель».

- Среди стихов В. Д. Берестова есть цикл о школьных принадлежностях. Вам предлагается собрать портфель.


«Портфель», «Пенал», «Точилка», «Карандаш», «Ручка», «Линейка», «Учебник», «Закладка», «Кисточка», «Тетрадки», «Резинка», «Циркуль», «Счеты», «Дневник».


Команды поочередно читают стихи о школьных принадлежностях. Побеждает та команда, которая знает их больше и закончит читать последней.


  1. «Устный счет»

УЧЕНИК.

  • «Устный счет»

Ну-ка в сторону карандаши.

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где – то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.


- Среди стихов Берестова я обнаружила две математические задачи,

которые и предлагаю вам решить.


  • «Пропавшие птицы»

Считало утро певчих птиц.

Недосчиталось двух синиц,

Пяти щеглов, шести скворцов…

И сколько их, в конце концов? (13).

  • «Матрешкины потешки»

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены,

Три Матрешки

И одна Матрешечка. (6)


  1. «Зоологическая»

- Наш разговор пойдет о животных. Перед вами на доске висят картинки с изображением тех из них, о ком Валентин Дмитриевич напила стихи. Каждая команда поочередно берет картинку и рассказывает стихотворение. Побеждает команда, которая наберет больше картинок.

  • «Болонка»

Избалована болонка,

Извертелась собачонка.

Сколько шерсти,

Сколько злости

При таком ничтожном росте!

  • «Коза»

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизнула справку

И отправилась на травку.

  • «Бычок»

Маленький бычок,

Желтенький бочок,

Ножками ступает,

Головой мотает:

«Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!»

  • «Утята»

Как незаметно дни летят!

И вместо радостных утят,

Отважных желтеньких малюток,

Мы видим важных белых уток.

Эти утки даже «кря»

Никому не скажут зря.

  • «Котенок»

Я – котик умный и веселый,

Но никогда не видел школы.

Возьми меня с собою в класс,

Я помяукаю для вас.

  • «Лось»

Слышу, хрустнула ветка,

И сразу увидел лося,

А лось увидел меня.

Стоит и не шелохнется.

И все ж на моих глазах

Теряет лось очертания:

Ветки слились с рогами,

С кустами сливается тело,

С березовыми стволами

Уже сливаются ноги.

Лес, породивший лося,

Прячет свое дитя.


  1. «Гербарий»

- Перед вами листы гербария. Сейчас я буду читать одноименное стихотворение, а вы тем временем должны будете найти и выбрать среди них те, о которых услышите. Трудность заключается в том, что гербарные листы не подписаны и среди растений есть лишние. Проверим, знаете ли вы растения.

С удивлением гляжу на гербарий:

Медуница с иваном–да-марьей,

Грустный ландыш с веселою кашкой

И фиалка с высокой ромашкой,

Мать-и-мачеха с чертополохом,

Лук гусиный с мышиным горохом

На одной расцветали опушке

И не знали они друг о дружке.

Дождь осени за окнами хлынул.

Я сухие растения вынул,

Положил на листы полукругом

И цветы познакомил друг с другом.


  1. «Времена года»

УЧЕНИЦА.

Будь лето вечным –

все бы погорело.

Будь вечной осень –

все бы отсырело.

Зимою вечной

все б оледенело.

Вот вечная весна –

другое дело!


- У Валентина Берестова много точных и метких стихов о временах года. За 5 минут вам предлагается вспомнить, а затем продекламировать по одному стихотворению о каждом из времен года.


Например:

Команда «Крестики»

Команда «Нолики»

  • «Снегопад»

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

Снег ложится белый – белый.

Отчего же так темно?


  • «Гололедица»

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Прекрасно падается!

Почему ж никто

Не радуется?

  • «Весенняя сказка»

Дружно ударились

Рыбы об лед.

И на реке начался

Ледоход!


  • «Май»

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в тиши припас.

Но мы их обрывать не будем.

Пускай цветут на радость

людям!

А кто в лесу не новичок,

Найдет весенний гриб –

сморчок.

  • «Веселое лето»

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком…

  • «Июнь»

Колокольчик! Ромашки»

Незабудки! Васильки!

Босиком и без рубашки

Ходим мы, плетем венки.

  • «Октябрь»

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок, постой!

  • «Сентябрь»

Вот красная рябина.

Вот желтые опята.

И в сентябре корзина

Полным – полна, ребята!



  1. «Семейная»

УЧЕНИК.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.


- Семья в жизни Валентина Дмитриевича имела большое значение. О своих близких он упоминает во многих своих произведениях. Из кого состояла семья, вы и должны ответить.


  • «Вечер…»

Вечер. В мокрых цветах подоконник.

Благодать. Чистота. Тишина.

В этот час, голова на ладонях,

(Кто?) обычно сидит у окна. (Мать.)

  • «Вечер…»

Не откликнется, не повернется,

Не подымет с ладоней лица

И очнется, как только дождется

За окошком улыбки (кого?) (Отца.)

  • «Бабушка Катя»

Вижу, (кто?) Катя

Стоит у кровати.

Из деревни приехала

(Кто?) Катя. (Бабушка.)

  • «Кудри»

Итак, беру я ножницы,

Гребенку и халат.

Сидит, как в парикмахерской,

Мой пятилетний (кто?) (Брат.)


Стихи командам читаются поочередно. Когда все разгадано,

каждой команде предлагается вставить ответы в нужное место

следующего стихотворения:


  • «Семейная фотография»

Натягиваю новую матроску,

И поправляет … прическу,

На … брюки новые в полоску,

На … ненадеванный жакет.

в настроении отличном,

Румян и пахнет мылом земляничным,

И ждет за послушание конфет…

(Бабушка, на папе, на маме, братишка).


Побеждает команда, первой правильно справившаяся с заданием.


  1. «Загадки»

- Большую часть своих произведений поэт написал для детей. Зная их пытливость ума, многие из них так похожи на загадки, которые и предлагаю разгадать вам.


  • Он сбежал у меня на глазах.

Я его провожаю в слезах… (Еж. «Прощание с другом»)

  • Но этот бесшабашный

Бродяга и чудак

Бежит от пашни к пашне

Совсем не просто так. («Перекати – поле»)

  • Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога,

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага. («Богатыри»)

  • Я тобою дорожу.

Я тебя не завожу,

Чтобы ты не утомилась,

Чтобы ты не простудилась. («Про машину»)

  • Кто от курицы бежит,

На всю улицу визжит,

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок? (Поросенок. «Веселое лето»)

Он бежит не за котом,

А за собственным хвостом. (Пес. «Веселое лето»)

  • Бьют его, а он не злится,

Он все больше веселится. («Мяч.»)

  • Вот-вот горизонта коснется

И к нам ни за что не вернется! (Солнце. «О чем кричат грачи»)

  • Я и речке,

Я и в небе,

Я и в печке,

Я и в хлебе! («Пузырь»)

  • Все утро дождик… Ничего веселого.

Но есть у солнца друг – один из лучших.

Упрямо поворачивает голову,

Он ищет солнце, спрятанное в тучах. («Подсолнух»)

  • Мчат колеса по дороге.

Над дорогой мчатся ноги. («Велосипедист»)

  • У меня в руке мохнатый червячок.

Он везет зеленоватый огонек. («Светлячок»)


  1. «Порядок»

- Уж больно вы легко со всем справляетесь! Поэтому сейчас задание потруднее. Каждая команда получит свое стихотворение. Трудность заключается в том, что оно разрезано на строки. Вам предстоит собрать его правильно и как можно быстрее.

  • «В школу»

Под столбом лежит ледышка.

У ледышки передышка.

Подойду к столбу и там

Вновь ледышку наподдам.

И она опять умчится.

Это я иду учиться!

  • «Репей»

Средь широких и диких степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в чьи-то штаны,

В волчий хвост или заячью грудь

И отважно отправится в путь.


  1. «Начни с начала»

- У всего в жизни есть начало. Есть оно и у стихов. Я буду говорить начало стихотворения, а вы читать его начало. Победит тот, кто больше знает и быстрее вспоминает.

  • «Богатыри»

На лбу бывали шишки,

Под глазом – фонари.

Уж если мы – мальчишки,

То мы – богатыри.

  • «Сережа и гвозди»

Сотрясается весь дом:

Бьет Сережа молотком.

Покраснев от злости,

Забивает гвозди.

  • «Урок листопада»

«А дальше, ребята урок листопада.

Поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок зазвенит – одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей».

  • «Устный счет»

Ну-ка в сторону карандаши.

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

  • «Гениальность»

До свидания, школа начальная

И учительница гениальная!

Она преподавала

Буквально все предметы.

Одна

На все вопросы давала нам ответы.

  • «Праздник мам»

Восьмое марта, праздник мам,

Тук – тук! – стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит дом,

Где помогают маме.


  1. «Художественный»

- От каждой команды я прошу выйти 4 человек, которые неплохо рисуют. Каждый из вас получает лист и цветные карандаши. Как только начнет звучать стихотворение, первые участники команд рисуют первую картину, вторые – вторую и т.д. побеждает команда, которая удачнее представит иллюстрации к стихотворению.


В лужах – картинки.

На первой – дом.

Как настоящий.

Только вверх дном


Вторая картинка.

Небо над ней.

Как настоящее.

Даже синей.


Третья картинка.

Ветка на ней.

Как настоящая.

Но зеленей.


А на четвертой

Картинке

Я промочил

Ботинки.

  1. «Пернатые друзья»

- Как вы, наверное, уже догадались, наш дальнейший разговор о птицах. Каждая команда получает листок и ручку. За 5 минут вы должны вспомнить и записать названия стихотворений Валентина Берестова, в которых говорится о наших пернатых друзьях.


«Гуси», «Петушки», «Воробушки», «Глазки и глазищи», «О чем кричат грачи», «Чайки», «Аист – музыкант», «Голубь и пшеничное зерно», «Пропавшие птицы», «Лети!», «Грачи», «Птичья зарядка», «Аист и соловей», «Попозже, чем скворец и грач».

Побеждает команда, чей список окажется длиннее.


  1. «Уроки»


УЧЕНИКИ.

Учил уроки. Повторял уроки.

Уроки сделав, на уроки мчал.

Как слушал ты уроки на уроке!

Как у доски уроки отвечал!

А заслужив укоры иль упреки,

Ты тут же извлекал из них уроки.

За педагогом следовал ты взглядом.

Тебя не отвлекало ничего.

А кто тогда сидел за партой рядом,

Пусть он простит, не слышал ты его.

Ученье… человеком правят страсти,

А ты у этой страсти был во власти.

Учился с каждой четвертью упорней.

Твой табель взгляд родителей ласкал.

А ты был счастлив. Ты с восторгом корни

Искал в словах, из чисел извлекал.

И Новый год, сверкающий, волшебный,

Как эпизод, входил в твой год учебный.

Ты только на каникулах, бывало,

Мечтал пилотом стать иль моряком.

А, возвратившись в школу для начала

Мечтал ты лучшим стать учеником.

И ты был прав. Умение учиться

Не менее, чем знанья, пригодится.

В любом из нас сидит школяр – невольник,

Боящийся, что вызовут к доске.

В любом из нас живет веселый школьник,

Чертящий теоремы на песке.

За школьный дух без примеси школярства,

Как за коня, ты отдал бы полцарства.


- Замечательные поучительные стихи про уроки, с которыми вам и предстоит разобраться. Каждая команда получает одинаковые листочки с первым куплетом этого стихотворения. Ваша задача заключается в следующем: необходимо определить падеж у слова «уроки» в заданном отрывке. Кто правильно и быстро выполнит работу, тот и победил.

  1. «Ошибки»

- Вы – молодцы, раз справились с заданием! Не допустили ни одной ошибки. Но вот, к сожалению, не всегда так бывает. Ко мне попали два четверостишья, в каждом из которых ни одна, а несколько ошибок. А вы сможете их найти и исправить? Давайте попробуем!

Неправильный вариант

Правильный вариант

К нам доктор Иванов пришел

Он шарфик снял. Он сел на пол.

Не узнавай никого

Мы с мамой смотрим на него.

К нам доктор Лебедев пришел.

Он шляпу снял. Он сел за стол.

Не понимая ничего,

Мы с братом смотрим на него.

«Доктор Лебедев»

Как хорошо уметь писать!

Не надо к сыну приставать,

Не надо к тетушке идти:

«Спиши, пожалуйста! Спиши


Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

«Читалочка»

  1. «Сказочная»

УЧЕНИЦА.

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.


- Вашим домашним заданием было приготовить инсценировку любого произведения Валентина Дмитриевича Берестова. Одна команда приготовила «Почему у лягушки нет хвоста?», а другая – «Честное гусеничное». Команды, вам слово.


УЧИТЕЛЬ:

- Вот и подошел к концу наш праздник. Думаю, вам было интересно. И сегодня среди нас не было ни победителей, ни побежденных. Главное, что каждый из вас прикоснулся к творчеству великого мастера поэтического пера – Валентина Дмитриевича Берестова.

В заключении мне хотелось бы прочитать еще одно его стихотворение, которое, наверное, можно считать наказом или добрым советом каждому из нас.

  • «Если хочешь пить»

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по - одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Улыбка: Стихи. Сказки. – М.:Детская литература, 1986.



Полный текст материала Игровой конкурс "Крестики-нолики", посвященный творчеству В. Д. Берестова смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондаренко Елена Владимировна  bondelena
14.03.2011 1 4246 597

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК