Игры для здоровья для детей младшего школьного возраста 1-4 класса



Автор: Мальцева Юлия Степановна

Место работы: МБОУ СОШ №5, г. Новый Уренгой

Должность: учитель начальных классов












ИГРЫ для здоровья













г. Новый Уренгой, 2011 г.

Цели:

соблюдать профилактику простудных заболеваний. Подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими. Учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.



Гимнастика


  1. «Потягивание».
    Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ИД-Д-А». Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала).

Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на вдохе произносим: «ПИНГАЛЛА» (происходит очистка правого энергетического канала).

Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ШУСУМНА» (прочистка центрального энергетического канала).

  1. «Массаж живота» (скульптор замешивает глину).

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

Цель – улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).

  1. «Массаж области груди».

Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).

  1. «Заводим машину».

Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз 8 точек, и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: «Ж-Ж-Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).

  1. «Лебединая шея».

Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

  1. «Чебурашка».

Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины).

Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеились.

  1. «Массаж головы».

Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

  1. «Лепим красивое лицо».

Поза сидя на коврике, ноги «по-турецки». Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

  1. Игра «Буратино».

Поза сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.

  1. «Массаж рук».

«Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.

Поза сидя на ковре, ноги согнуты «по-турецки», в руке небольшая мочалочка. Трем «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло» - ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».

При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

  1. «Массаж ног».

Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра (воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах).

«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руки.

  1. Игра «Покачай малышку».

Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это движение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног.

  1. «Качалочка».

Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка). Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.

  1. «Велосипед».

Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда, со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.



Улучшим осанку


  1. «Улучшим осанку».

Встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса). Сидеть «по-турецки» 20-30 секунд, дыхание произвольное.

Поза «священной коровы» – сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально), из положения сидя на коленях. Чередовать это упражнение сидя и во время ходьбы.

  1. «Птица перед взлетом».

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслаблено упали вниз и висят свободно (5-6 секунд).

Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.



Психогимнастика



  1. Игра «Веселая пчелка».

Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

  1. «Остров плакс».

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

  1. «Холодно – жарко».

Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

  1. Игра «Шарик».

Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела.

Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

  1. Игра «Шалтай-Болтай».

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол.

  1. Игра «Зернышко».

Ребенок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки-корешки» и «ручки-росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.




Йога в игре


  1. «Поза кошечки».

Ребенок в позе спящей кошечки (лежа на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди; руки, согнутые в локтях, скрещены возле груди) лежит и мурлычет.

«Котенок» встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш-ш». упражнение обучает приемам саморасслабления.

  1. «Кошечка проползает под забором».

Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и входит в позу «змеи».

  1. Поза «змеи».

«Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. голова гордо поворачивается влево – вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.

  1. «Собачка».

Исходное положение – упор на руках и ногах, ягодицы подняты кверху. «Собачка» лает, «виляет» хвостиком. Во время виляния «хвостом» ягодицы движутся влево и вправо. Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.

  1. «Левушка».

Исходное положение – сидя на пятках, язык прижат к небу под зубами, «лев ищет добычу» - ребенок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в исходное положение, то же в правую сторону. «Лев нашел добычу» - ребенок встает на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки), глаза смотрят вверх, лев рычит, днем – со звуком, ночью – беззвучно (на выдохе). Повторить 2-4 раза.

Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.


Дыхательная и звуковая гимнастика


Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика верхних дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

  4. закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

  5. Энергично произносить «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

  6. Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

  7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.

  8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.


  1. «Покорители космоса».

Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:

        1. «Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук на «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

        2. «Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

        3. «Полет к инопланетянам» - на выдохе дети произносят звук «а», нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости.

На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время происходит выброс «грязной» энергии.

  1. «Гудок парохода».

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3–6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

  1. «Полет самолета».

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

  1. «Упрямый ослик».

Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».

Что же ты хочешь, мой милый «И-а»?

Сена, лепешек иль молока?

«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.

Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом, излечиваются.

  1. «Плакса».

Ребенок плачет со звуком «ы».

Что ты плачешь «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.

  1. «Кто знает больше добрых слов».

Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т.д.

Цель упражнения – обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.


Игры «Учимся сами»


«Я – доктор»

«Доктор» лечит больного пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. «Доктор» с твердым убеждением приказывает органам:

  • Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

  • Кровь, будь чистой, здоровой, промой все сосуды организма.

  • Животик, будь мягким; мой кишечник, работай точно в нужное время.

Дети садятся в позу «факира», расслабляются, перед ними стакан с теплой кипяченой водой. Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе произносится «аум» высоким, нежным голосом). Одну руку поднимают вверх, другой делают заканчивающие движения над стаканом и произносят слова на выдохе: «Водичка чистая, здоровая. Я всегда буду здоровым и веселым, милым и красивым». Этой заряженной водой дети полощут горло, а если есть склонность к диатезам, то можно салфеткой протирать больные места.

Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует закаливанию (так как детское сознание еще не закомплексовано, ребенок выполняет упражнение убежденно, что способствует саморегуляции организма). Звуки «аум» произносятся свободно, без задержки дыхания, как подсказывает фантазия ребенка, с целью ощущения удовольствия от певучести гласных звуков.


Игры для улучшения самочувствия детей, страдающих склонностью к диатезам


  1. Гимнастика «Волшебников».

  2. Игра «Я – доктор».

Дети заряжают воду, потирают больные места смоченной салфеткой со словами: «Я лечу руки и ноги, теперь они будут здоровыми и чистыми.» полощут горло и пьют воду со словами: «Водичка вкусная, полезная. Я совершенно здоров».

Во время этой игры нужно уделить особое внимание тому, чтобы дети как можно больше произносили добрых ласковых слов во время поглаживания рук, ног, лица, тела.

Упражнение учит любить свое тело, бережно относиться к себе и окружающим.




Игры для улучшения самочувствия у детей, склонным к частым простудным заболеваниям


  1. Упражнение для укрепления мышц шеи (повороты головы в стороны, вверх, вниз с сопротивлением своим рукам). Поглаживание и похлопывание шеи и воротничковой зоны.

  2. Игра «Буратино» (рисование носом, с целью проработки шейных отделов позвоночника).

  3. Упражнение для укрепления мышц гортани. Игра «Лёвушка» – йоговое упражнение.

  4. Игры «Полет самолета», «Покорители космоса» – звуковые упражнения по укреплению голосовых связок.

  5. Закаливание – контрастные ванны. Упражнения для ног: проработка стоп, пальцев, пяток, поглаживание, похлопывание. Игра «Покачаем малышку».

  6. Игра «Я – доктор». Заряжают воду и полощут ею горло со словами: «Водичка вкусная, чистая, лечебная. Я совершенно здоров».

  7. Прогреваем горло наложением одной руги на горло, другой на солнечное сплетение.












Список использованной литературы.

  1. Базарный В.Ф. Здоровый образ жизни и учебно-познавательная деятельность в детских садах и школах.- Тез. Всесоюзной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни».- Севастополь (16-21 февраля, 1990 г.) М.,1990.

  2. Базарный В.Ф.Методология оздоровления детей и подростков.

М.: 1994 г.

  1. Базарный В.Ф. Синдром «Низко склоненной головы» в генезе специфического конституционного «Профиля» учащихся, механизм его развития, подходы к профилактике.- Бюллетень сибирского отделения Академии Медицинских Наук СССР, 1986г.- № 4 - с. 94-100.

  2. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей. Журнал «Гигиена и санитария», №4, 1990г.

  3. Безруких М.М. Школьные трудности у учащихся первых классов.-М .,

1998.

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка //Педагогический поиск. М; 1997.

  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002.

  3. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие - М.: Айрис – пресс, 2004.

  4. Круглова Н.Ф. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе.- СПб.: Питер, 2004.

  5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

  6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М.: «Ось-86», 2005.

  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.

  8. Пересадина Ю.Е.Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе; Бабенкова Е.А. Как обучать длительно болеющих детей //Начальная школа, № 7, 2000.

  9. Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в современной школе. М., АПКи ПРО. 2002.



Полный текст материала Игры для здоровья для детей младшего школьного возраста 1-4 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мальцева Юлия Степановна  MaltsevaUS
07.12.2011 0 5018 1101

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК