Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки", начальные классы

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки", начальные классы



Сценарий внеклассного мероприятия

«Деревенские посиделки».



Автор: Парфёнова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №22» г. о. Балашиха Московской области








Цели:

  • развивать интерес к русским народным традициям, русскому фольклору;

  • воспитывать трудолюбие;

  • развивать творческие способности;

  • создавать условия для формирования потребности успешной познавательной деятельности;

  • привлечь родителей к воспитательной работе в школе и в классе;

  • воспитывать уважение к старшим;

  • через воспитание любви к русским народным традициям, русскому фольклору воспитывать любовь к истории своего народа, своей страны.




(На импровизированной сцене: изба, печь, стол с самоваром; скамейка, две берёзки.)

Учитель обращается к детям:

-Ребята, сегодня нас с вами ожидает необычное путешествие, путешествие в старину далёкую. Мы даже одежду выбрали не совсем привычную для нас. Почему мы так оделись? (ответы детей) Да, раз мы отправляемся в прошлое, то и одеты должны быть так, как одевались русские люди раньше. Мы узнаем как жили люди в те далёкие времена, что они ценили больше всего друг в друге. А поможет нам отправиться в путь этот сундучок. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в нём.


  1. Голову покрывает - от холода спасает,

А коли тепло - на плечах отдыхает. ( Платок). Учитель надевает платок на плечи. В сказке он будет сказителем.

  1. Хорош Ивашка - на нём новая … ( рубашка ). Учитель надевает рубашку на одного из детей. В сказке он будет исполнять роль сына.

  2. Идёт козёл молодой

  3. И трясёт … (бородой). Учитель помогает одному из родителей надеть бороду. В сказке он будет исполнять роль отца.

- Ну вот, теперь мы все готовы к путешествию:


Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрём -

Сказку в гости позовём!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи!

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Жил-был мужик. Был у него сын единственный, любимый. Вот стал сын взрослым и говорит ему отец:

ОТЕЦ: Пора тебе, сын, и невесту выбирать.

СЫН: Как скажите, батюшка.

ОТЕЦ: Сходи-ка на зелёный луг, где девицы гуляют – хороводы водят, приглядись, может, какую и выберешь.

СЫН: Пойду, батюшка.

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: И пошёл сын на зелёный луг. (Звучит песня «Выйду на улицу») А там девицы гуляют – одна другой лучше. (Сказительница и сын идут в зал, поднимают по очереди девочек, ставят в хоровод. Звучит песня «Милая роща». Девочки танцуют . По окончании песни сын и сказительница приговаривают: «И эта хороша, и эта!», затем ведут девочек в зал.)

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Вернулся сын домой. Отец его спрашивает:

ОТЕЦ: Ну что, сын, выбрал себе невесту?

СЫН: Батюшка, там все хороши! Одна другой краше!

ОТЕЦ: Что ж, а ведь недаром говорится: ищи невесту не в хороводе, а в огороде. Дай-ка я их сам испытаю.

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Собрался отец и поехал в город. (Звучит песня «Деревенские дороги»). Приехал мужик в город - да и прямо на базар. А на базаре накупил плодов заморских…(На подносе лежат киви, манго, ананас, кокос. Сказитель передаёт поднос мужику.) И в обратный путь пустился. (Звучит песня «Деревенские дороги») Приехал отец в родную деревню. Вышел на улицу, вынес плоды заморские, да стал народ созывать:

ОТЕЦ: Эй, девицы-мастерицы! Подходи не зевай – плоды заморские покупай.

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: ( Приглашает из зала девиц.) Набежали со всех сторон девицы… Набежали и давай расспрашивать: ой, это что? А это? А это? (Мужик называет плоды.) Девицы плодами невиданными любуются, мужика спрашивают: «Почём плоды заморские? Что за них просишь?»

ОТЕЦ: А прошу я за них недорого. Не надо мне ни злата, ни серебра! А надобны мне лишь только сор да пыль из избы.

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Вот так плата! Обрадовались девицы и по домам разбежались – пыль да сор собирать. ( Девочки возвращаются на места.) А мужик ждёт-пождёт… Долго ли, коротко ли, смотрит – идёт первая девица. (Сказитель берёт одну девочку, взваливает ей на спину мешок.) Идёт девица, а на спине огромный мешок тащит. На землю перед мужиком свалила: «Вот сколько мусора собрала! Едва донесла! За то и плодов дай побольше!

ОТЕЦ: Что ж, выбирай.

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Выбрала и домой пошла. А мужик ждёт - пождёт. Долго ли, коротко ли, смотрит – идёт другая девица. (СКАЗИТЕЛЬНИЦА выводит другую девочку, даёт ей в руки ведро с мусором.) Идёт девица, а в руках тяжеленное ведро несёт. На землю перед мужиком поставила: «Вот – мусор, куда высыпать? Всё-всё из углов собрала. Дай мне за это самый красивый плод!»

ОТЕЦ: Что ж, выбирай!

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Выбрала и домой пошла. А мужик опять ждёт. Смотрит – идёт третья девица. (Выводит из числа зрителей третью девочку с маленьким узелком из носового платочка.) Протянула девица мужику, что в руках держала и говорит: «Вот, сколько сора в доме моём было; уж не прогневайся. Дай хотя бы кусочек от плодов заморских попробовать…» Угостил её мужик. Позвал сына, да и говорит…

ОТЕЦ: Нашёл я тебе, сын, добрую невесту.

СЫН: Какую же, батюшка?

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: А вы как думаете: какую из трёх девиц присмотрел отец сыну в жёны?.. Ту, у которой целый мешок мусора в доме или маленький узелочек? (Ответы детей). Почему вы так думаете? Вот и мужик так рассудил: ту, у которой в дому лишь узелочек пыли и нашлось. Какими словами можно охарактеризовать такую девушку? (Трудолюбивая, не ленивая, любит убираться в доме.) Приглянулась она и добру молодцу. Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок вы получили из этой сказки? Чему она учит? (Ответы детей)

- Ребята, эта сказка из далёкого прошлого. Зачем такие сказки нужны вам, - современным детям? Ведь сейчас есть пылесосы, стиральные и посудомоечные машины, микроволновые печи. Не то, что раньше. (Ответы детей) Какие бы ни появились ещё машины, облегчающие нам жизнь, ими должен управлять человек.

- У меня вопрос к бабушкам: в каком возрасте вы стали помогать по дому, и какую работу вам приходилось выполнять? (Ответы бабушек) Не рано ли мы ведём разговор о трудолюбии? (Бабушки говорят о том, что дети должны с малых лет приучаться помогать по дому, обслуживать себя, а иначе, когда вырастут - ничего не будут уметь. А также о том, что главный труд ребят - это - учёба, так как «Ученье - путь к уменью»).

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) Сейчас мы вспомним пословицы о труде. Вам я раздам вторые половинки пословиц, а у меня останутся первые половинки. Слушайте внимательно, чтобы не прослушали свою половинку пословицы. (Отгаданные пословицы вывешиваются на доске)

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Под лежачий камень вода не течёт.

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  • Делу - время, потехе - час.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Кончил дело, гуляй смело.

  • Труд кормит, а лень портит.

  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

- Вспомните, какая пословица встретилась нам в сказке: «Ищи жену не в хороводе, а в …(огороде)». Как вы её понимаете?

- Выберите такие пословицы, в которых говорится не только о труде, но и об отдыхе. (Дети называют). Скажите, а как люди раньше отдыхали, ведь телевизоров, компьютеров и музыкальных центров не было, театров и музеев - тоже. (Пели, плясали, играли в подвижные игры, разгадывали загадки, пели и сочиняли частушки)

- Давайте вспомним русскую народную игру «Золотые ворота».


Четверо детей, попарно взявшись за руки и подняв их вверх, образуют воротца. Все дети проходят под ними, проговаривая такие слова:

Золотые ворота - проходите, господа!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Дети, которые попали в воротца, становятся новыми воротами. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один самый юркий игрок.


- А ещё русские люди знали много шуток, прибауток и потешек. Наши бабушки и внуки с удовольствием вам покажут несколько шуток:

(Разыгрывается сценка: Две бабушки сидят на скамеечке, а внуки на коврике перед ними)

  • Женя с бабушкой Ниной Николаевной:

- Тит, иди молотить!

- Живот болит…

- Тит, иди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

  • Карина и Кирилл с бабушкой Натальей Гавриловной:

- Ты что делаешь?

- Ничего.

- А ты?

- А я ему помогаю.

  • Женя с Кириллом:

- Давай наперегонки полы мыть!

- Что за неволя…

- А давай наперегонки спать!

- Ложись!

  • Карина с бабушкой:

- Что ваши девчата делают?

- Шьют да поют, шьют да поют.

- А матушки?

- Распарывают да плачут, распарывают да плачут.


-Как вы поняли последнюю шутку о том, что девчата шьют да поют, а матушки распарывают да плачут? (Ответы детей)

- А ещё вечером после работы любили русские люди частушки петь. Да не просто петь, а прямо конкурсы устраивали, кто кого перепоёт. Ребята, кто может спеть частушки о труде, выходите в круг. Я знаю, что Никитина бабушка Раида Романовна тоже много частушек знает. Вот и устроим конкурс, кто сможет спеть больше частушек. Но уговор такой: поём частушки только о труде по очереди с бабушкой.


  • Тракторист Ванюша - лодырь

Спит до самого утра.

Снится сон ему, что в поле

Сами пашут трактора.

  • Нас с товарищем послали

Поливать цветочки.

Только мы с ним поленились

И полили кочки.

  • Как у нашей Нюшки

Чистота в избушке.

Тараканы по стенам,

По полу лягушки.

  • Закопчённую кастрюлю

Юля чистила песком.

Два часа в корыте Юлю

Мыла бабушка потом.

  • Мышка с кошкой, бабка с дедкой

Всё никак не сладят с репкой

А у внучки Аллы -

Сплошные сериалы!

  • Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать!»

А лентяйка: «Маменька,

Я же ещё маленька!»

  • Попросила мама Колю

Наколоть дровишек.

Но бежит он на футбол -

Выручать мальчишек.

  • В кухне веник я нашёл

И квартиру всю подмёл.

Но осталось от него

Три соломинки всего.


- Я вижу, что конкурс этот никогда, наверное, не закончится. Вы такие молодцы, так много частушек знаете! Да и вообще, отличный праздник у нас с вами получился. Жаль, что не все ваши близкие смогли сегодня к нам прийти, но я надеюсь, что вы им обо всём подробно расскажете. О чём вы обязательно будете рассказывать дома ? (Ответы детей)

Входит Сашина бабушка Валентина Ивановна с Сашей:

- Пока вы тут пели да плясали, самовар вскипел.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный.

От недугов исцеляет

И усталость прогоняет

Силы новые даёт

И гостей за стол зовёт.

Специально к сегодняшнему празднику мы с Сашей испекли пирог.

Праздник заканчивается чаепитием.



Список использованной литературы:


  • День работой весел. /Сост. А. Е. Ивановская. - М. :Дет. Лит, 1986.

  • Детские частушки для друга и подружки. /Сост. Г. Т. Соколова.- Ярославль: Академия развития, 2007.

  • Дик Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  • Загадки. Скороговорки. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1997.

  • Крячко А. А. Русская сказка в домашнем театре. - М.: Планета 2000.

  • Пословицы и поговорки. /Сост. В. Д. Сысоев. - М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  • Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1-4 классы./Сост. Е. М. Тихомирова. - М.6 Издательство «Экзамен», 2007.

  • Филякова А. Н. Школьные праздники: Сценарии.- М.: ООО «Издательство АСТ, 2003.

  • Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. - М.: ВАКО, 2005.



























6



Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки", начальные классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Парфёнова Светлана Николаевна  светник7840
09.07.2012 2 4762 792

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК