Родительское собрание "Родитель – активный участник в формировании навыков безопасного поведения на дороге"














Тема родительского собрания: «Родитель – активный участник в формировании навыков безопасного поведения на дороге»

(мероприятие для родителей начальной школы)

форма проведения: круглый стол



Работу выполнил:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №137»

Кировского района г.Казани

Исмагилова З.О.













2012 год



Цель: объединение школы, родителей , сотрудников ГИБДД в профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.


Задачи:

- организовать родительский всеобуч.

-довести до сознания родителей важность сохранения жизни и здоровья детей на проезжей части дороги.

- создать творческую группу родителей для создания видеофильма «Ловушки на дорогах»


Подготовительная работа.

- изготовление приглашений для родителей;

- изготовление памяток для родителей;

-приглашение сотрудника ГИБДД, врача, психолога;

- создание мультимедийной презентации;

-оформление помещения, где будет проходить мероприятие (выставка рисунков детей по ПДД, наглядные пособия, методические рекомендации для родителей).




Оборудование: компьютер, экран, аудиоаппаратура, мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы!

Вот и подрос ваш ребенок, стал взрослее, любознательнее , его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш

авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка, продолжайте помогать ему постигать науку поведения: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице. осторожным и осмотрительным.


2. Проведение классным руководителем компьютерного экспресс – анкетирования родителей.

1)Как со своим ребенком обходите транспорт на остановке?

Автобус

Троллейбус сзади спереди не помню

Трамвай


2)Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребенком в школу?

прохожу, иду прямо не помню

где светофор


3)Разрешаете ли играть детям на проезжей части дороги?

разрешаю не разрешаю не помню


4)Какие ситуации считаете опасными?

Идет через дорогу с мячом опасно не опасно не знаю

Высовывается ребенок из окна

Идет через дорогу с собакой

Идет через дорогу с куклой


5)Как поступаете если на красный сигнал едет машина?

Молча иду дальше звоню в ГИБДД не помню

6)Обсуждаете ли с ребенком нарушения правил ПДД?

Да нет не помню

7) Нужно ли детское сиденье в автомобиле?

Да нет не знаю

8)Как правильно переходить дорогу?

1 2


3. Выступление сотрудника ГИБДД.

4. Демонстрация творческой группы видеофильма « Ловушки на дороге» с последующем обсуждением

5. Вручение памяток для родителей

6.Выступление школьного врача (приложение №1 )

7.Выступление школьного психолога ( приложение №2 )

8.Подведение итогов круглого стола (Заключительное слово классного руководителя)

Уважаемые родители! В процессе сегодняшней встречи вы поняли , что необходима повседневная тренировка внимания ребенка, его движений, сочетание с постоянным личным примером взрослых.

Ребенку необходимо доходчиво объяснить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспорта, а не для игр. Необходимо научить детей правильно определять место, где можно переходить дорогу, оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара и т.д.

Помогите, пожалуйста, выбрать детям самый безопасный маршрут от дома до школы.

Когда вы переходите дорогу, прекратите разговаривать- ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком « Пешеходный переход».

При поездке в автобусе, трамвае, троллейбусе так же необходимо осторожность( ребенок должен занимать устойчивое положение).

Выходя из транспорта, первым должен выходить взрослый, чтобы ребенок не упал или не выбежал на проезжую часть дороги.

Не забывайте , что ребенок может попытаться вырваться и пойти самостоятельно. Это типичная причина ДДТ.

Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги.

Известно выражение: Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Позаботься о своих детях, их безопасности!

Научитесь их не допускать ошибок на улицах и дорогах жизни

Помните! Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила.









ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Бармин А,В., . Гальцова.Е.А Изучаем правила дорожного движения (1-4 класса), Волгоград, 2009г.

  2. Жиренко О.Е, Яровая.Л,Н Внеклассные мероприятия для начальной школы, Москва «Вако» 2007г.

  3. Ковалько.В,И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу, г.Москва «Вако», 2009г.

  4. Министерство ВД по Республике Татарстан Министерство образования и науки РТ ГУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ ПДД РТ» ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей». Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге, Казань 2010г.

  5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, Москва «Просвещение», 2011г.

  6. Старцева О,Ю.. Школа дорожных наук. (Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма), г.Москва «Творческий центр», 2010г.

  7. Усачев.А Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей, г.Москва «Самовар», 2010г.

  8. Шумилова ВВ., Таркова Е.Ф Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма в начальной и средней школе, Волгоград, 2006г.


КОГДА РЕБЕНОК В ДОРОГЕ (приложение №1)

(советы врача)

Начнем с вопросов безопасности. Самое безопасное место в машине за спиной водителя. Туда надо посадить ребенка постарше. Вот только дети там сидеть не любят. У вас есть только один разумный вариант поведения настоять на своем.

Те, кому приходилось ездить на большие расстояния с детьми, хорошо знакомы с проблемой укачивания. Включите в график движения остановки, возьмите с собой кислое питье. Настоятельно рекомендую не злоупотреблять широко рекламируемыми таблетками от укачивания. Как правило, они достаточно эффективны, вот только вред от них несоизмерим с полученной выгодой. Эти препараты лучше использовать в критических ситуациях, когда просто нет другого выхода.

В маленьком мирке машины температура воздуха меняется почти мгновенно. Целый ряд причин, обусловленных строением тела и особенностями физиологии детского организма, делают их очень чувствительными к колебаниям температуры. Ребенок легко охлаждается, при перегревании сразу же потеет, а на сквозняке тут же охлаждается и простывает. А где вы видели машину без сквозняков? Выход только один иметь под рукой запас одежды для ребенка, обеспечивающий ему комфорт при любых изменениях обстановки. Хотите хороший совет, проверенный временем и многими родителями? Положите ладонь ребенку за шиворот. Если кожа холодная надо ребенка одеть потеплее. Если прохладная все в порядке. Если потная ребенок перегревается, надо облегчить его одежду.

Хлопчатобумажная шапочка или косынка, надетая на голову ребенка и смоченная водой, при открытых окнах вернет ему нормальное самочувствие.

Отправляясь в дальнюю дорогу с ребенком, не забудьте про еду и питье. Обмен веществ у малышей гораздо выше, чем у нас, проголодаться они могут очень быстро, особенно при физической или эмоциональной нагрузке. Не проще ли взять с собой немного печенья? Лучше несладкого. И ребенку хорошо, и вам спокойней. Пить лучше всего минеральную или просто кипяченую воду. Сейчас есть достаточный выбор соков. А вот от суррогатных газированных вод должен вас решительно предостеречь.

Вы, конечно, прекрасно знаете о хронических болезнях своего ребенка. Не надо только забывать о них, собираясь в дорогу. К примеру, ребенок страдает хроническим отитом. Посадите его
больным ухом подальше от открытого окна; если ребенок страдает
бронхиальной астмой, то возьмите с собой помогающие ему проти-
воастматические препараты.

Даже с совершенно здоровым ребенком в дороге может слу-
читься что-то непредвиденное. Вдруг заболел зуб. Если в аптечке
найдется ампула жидкого анальгина, то проблема будет решена.
Достаточно вытряхнуть анальгин в стаканчик с двадцатью-трид-
цатью миллилитрами воды, размешать и выпить. Даже сильная
боль отступит.

Отдельная тема одновременное присутствие в автомобиле ре-
бенка и животного.

Вы заняты машиной и дорогой. И не замечаете, как ребенок
или собака (или, к примеру, кот) разыгрались, возбудились, и вот - -
совершенно неожиданно вы имеете рычащий и визжащий клубок.
При такой ситуации трудно вести машину. Это может привести к катастрофе. От всей души желаю вам этого избежать, но если уж
вам придется везти в машине одновременно ребенка и животное,
настоятельно рекомендую посадить между ними взрослого.


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (приложение №2)

(советы психолога)

Неисправимое поведение детей на дорогах, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, может быть обусловлено как недостатками воспитания необходимых навыков соблюдения правил дорожного движения, так и причинами, заложенными в самом ребенке. У разных детей наблюдаются различия в важных для безопасного поведения на дороге функциях организма, например, во внимании, восприятии (обстановки, сигналов), способности быстро и правильно реагировать на предупредительные сигналы и сигналы опасности. Дело в том, что возможности детей ограниченны в силу их возрастных и индивидуальных особенностей, устанавливающихся в процессе жизни или приобретающихся по наследству.

Рассмотрим возрастной аспект. Как физическое, так и психическое развитие ребенка проходит ряд стадий. Периоды роста сменяются периодами развития. И сами эти периоды неравномерны и неодинаковы по содержанию. Их можно представить как ряд волн активизации.

Для каждого этапа развития ребенка характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

В процессе развития ребенка существуют периоды, которые выделяют особо. Их называют критическими, или кризисными периодами. Определенные, критические моменты в развитии человека наступают у всех, но время их наступления может несколько варьироваться для разных людей в пределах одного трех лет (у девочек в большей степени). Это объясняется индивидуальными различиями, обусловленными наследственностью, экологией, условиями ухода и воспитания ребенка.

Для младших школьников критическими периодами является возраст в 6 7 лет и в 10 11 лет. Оба эти возраста попадают на время обучения в начальной школе.

Шести-, семилетний возраст выделяется как кризисный не только потому, что ребенок идет в школу. В организме ребенка в это время происходят действительно кардинальные изменения в физическом и психическом развитии. Изменяется фигура, происходит смена молочных зубов на постоянные, удлиняются руки, ноги, переходят на новый уровень мышление, внимание, эмоциональная сфера личности ребенка.

Так, механизмы восприятия, внимания 5- и 7-летнего ребенка
существенно отличаются. Восприятие у дошкольников непосредст-
венно, внимание непроизвольно. Они воспринимают окружающие
предметы, которые находятся в непосредственной близости. По-
этому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке.
Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, ко-
торые несут эмоциональную нагрузку.

В 7 лет роль эмоционального восприятия сохраняется. Если мы
хотим привлечь внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам,
играм, то должны сделать их яркими, способными оживить образ-
ное мышление ребенка, к тому же 7-летние дети обладают абсо-
лютной, чувствительностью к цвету. Интересно отметить, что в по-
следующие годы эта чувствительность снижается (со 100 % до
55 % к 12 годам). В то же время с возрастом улучшается так назы-
ваемая различительная чувствительность к оттенкам, цветов, что
обуславливается подключением ряда психических функций к ана-
лизу цветных ощущений.

Прогрессивной чертой 7-летнего возраста является способность
к самоорганизации, к проявлению самостоятельности в мыслях, в
действиях. Наличие этих способностей играет немаловажную роль
при переходе ребенком проезжей части улицы.

Благодаря совершенствованию функций коры головного мозга
у детей появляется избирательность внимания, способность диф-
ференцированно воспринимать поступающую информацию. Не-
смотря на несомненную значимость для эффективного восприятия
именно эмоциональных стимулов, 7-летнему ребенку доступно
восприятие и более отвлеченных свойств предметов. Кроме того,
возрастает восприимчивость к слову. Ребенку можно внушить не-
обходимые правила поведения на улице, настроить на соблюдение
правил дорожного движения.

Однако бывает и так, что, требуя от ребенка исполнения опре-
деленных правил поведения, мы не достигаем цели. Это происхо-
дит потому, что ребенок не может как следует усвоить словесную
или так называемую вербальную информацию в силу индивиду-
альных особенностей восприятия и познавательного процесса. Од-
ни дети следуют в развитии возрастным закономерностям, и у них
формируются равномерно способности воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию. У других
выделяется ведущая модульность, или система восприятия, напри-
мер, зрительная. В этом случае ребенок лучше усваивает информа-
цию, поступающую через зрительное восприятие. Но зато у него
может быть отключен канал поступления информации через осяза-
ние, движение, у него нет чувства тела, движения нескладные. Или,
бывает, ребенок на слух воспринимает информацию хорошо, внимательно слушает учителя, «схватывает на лету», а дома его трудно заставить взяться за учебник. Но он с удовольствием будет слу-
шать, если кто-то вызовется почитать. Значит, в этом случае веду-
щей является слуховая модульность. Если ведущим является двига-
тельное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию,
правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает
только те слова, которые легко оживают у него в образах. Чтобы
осмыслить, ребенок должен потрогать, пощупать, эмоционально и
двигательно пережить ощущения, связанные с данной словесной
информацией. Стандартный подход в этом случае вызывает само-
устранение ребенка, такой школьник легко попадает в разряд труд-
новоспитуемых.

Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой
восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он хорошо будет
ориентироваться в спокойной обстановке; в случае же резкого ее
изменения может потерять равновесие, упасть или замереть на мес-
те как парализованный. При неполноценном зрительном воспри-
ятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации. Ро-
дители должны знать особенности восприятия своего ребенка и не
оставлять его на дороге без контроля со своей стороны. В то же
время, зная эти особенности, их можно рационально использовать
для развития ребенка, Так, при освоении новых знаний, умений,
при налаживании контакта с ребенком следует опираться на веду-
щую модульность и вместе с тем стараться повысить восприятие
других каналов с помощью физических упражнений, игр, прогулок,
чтения, рисования.

Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод, что при
работе с детьми необходимо как можно больше разнообразить
приемы, формы, методы. На занятиях следует использовать и рас-
сказ учителя, и таблицу, и макеты, и игрушечные автомобили, и
рассказы самих учащихся, только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дошла до всех детей (до детей
всех типов восприятия информации).

Для того чтобы сориентироваться на дороге, заметить важные
для безопасности объекты, ребенок должен быть внимателен. К
сожалению, внимание 7-летнего ребенка неустойчиво, он легко от-
влекается. Это связано с тем, что многие функции организма нахо-
дятся на стадии становления.

В ответ на звуковой или световой сигнал 7-летние реагируют
довольно медленно. По сравнению с более старшими детьми про-
цесс переработки информации в центральной нервной системе у
них происходит более длительно. Резкие сигналы или неожиданное
появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональ-
ную двигательную реакцию, которая не анализируется, и, следова-
тельно, выбор оптимального направления движения не произво-
дится. Ребенок легко теряет самоконтроль. Заметив источник опас-
ности, ребенок еще не может сразу сориентироваться, как далеко от
него машина и как быстро она приблизится. Сигнал опасности вос-
принимается им как сигнал к действию: быстрее убежать. Но скон-
центрировав внимание на объекте опасности, ребенок может не
заметить другую машину, для которой он сам может стать источ-
ником опасности. Период младшего школьного возраста это вре-
мя только формирования внимания.

Ко всему прочему, дети этого возраста часто и легко падают.
Это происходит из-за несовершенства физиологических механиз-
мов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление.
Сопротивляемость падению развивается вплоть до 12-14 лет.

На возраст от 7 до 10 лет выпадает период развития способно-
сти к формированию пространственной программы движений. Это
даст школьнику гораздо большие возможности для управления
своим телом и организации поведения, адекватной ситуации. Сле-
довательно, необходимо большое количество игр, других упражне-
ний и занятий, которые бы развивали координацию и давали боль-
шую свободу владения своим телом.

Вместе с тем у 7-летнего ребенка согласованность и точность
действий обеспечивается только благодаря зрительному контролю.
Он не способен в этом возрасте отвлеченно программировать дей-
ствия, не поверяя их на суд зрения.

Возможно, все дело в том, что существенную роль в этом явле-
нии играет зрительное восприятие. Мир эмоций хорошо питается информацией, полученной от органов чувств. А поскольку льви-
ную долю информации, причем самую привлекательную и красоч-
ную, ребенок получает от органов зрения, то и зрительно контро-
лируемые действия становятся для него значимы. В связи с этим
объект становится для него как ()bl путеводным. Если что-то заин-
тересовало ребенка (воздушный змей в небе, птица на обочине до-
роги или мотоцикл, киоск и т. д.), то все внимание поглощается
этим объектом и он действует в соответствии с тем, что он видит.

Таким образом, как внимание, так и двигательная реакция ре-
бенка во многом определяется уровнем развития у него централь-
ных регуляторных механизмов. У 7-летнего ребенка имеются
предпосылки для организации правильного поведения на дороге,
. но имеется ряд особенностей нервной системы, которые ограничи-
вают степень вероятности именно такого поведения.

При утомлении функциональное состояние многих систем ор-
ганизма снижается. После занятий в школе младшие школьники
проявляют меньшую бдительность при переходе проезжей части
. улицы, чем до уроков, за время пребывания в школе у них появля-
ются новые впечатления, заботы, в результате чего увеличивается
, рассеянность, отвлекаемость внимания.

Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные за-
нятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной
активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются
компенсировать дефицит двигательной активности резкими дви-
жениями, скачками, потасовками, Причем действия их имеют им-
пульсивный, непроизвольный характер.

Взрослому человеку, сопровождающему подвижного ребенка
при переходе через дорогу, надо проявить бдительность, с тем что-
бы ребенок «ни с того, ни с сего» не метнулся в сторону, отвлека-
ясь на товарища, собаку или другое, что его заинтересовало.

Недисциплинированность возбудимого ребенка в данном случа-
е непреднамеренно и бесполезно упрекать его за непослушание. Взрослый поступит дальновиднее, если сразу после школы, прежде
чем отправиться в путь-дорогу, позволит ребенку минут десять то-
лкаться со сверстниками, разрядиться на «паутинке», «черепахе» или и других играх.

В противоположность подвижным, медлительные дети более дисциплинированны. Но в случае непредвиденной ситуации их реакция-
более замедленная.

Есть дети, которых нужно выделять особо из основной массы
учеников. Несмотря на достижение 7-летнего возраста, они могут
отставать в развитии произвольного внимания, организованности.
Одной из причин может быть несформированность соответствую-
щих этому возрасту нейрофизиологических механизмов высшей
нервной деятельности. с другой стороны, некоторые дети плохо
приспосабливаются к темпу работы в школе.

Ог 5 до 20 % младших школьников не способны приспосабли-
ваться к условиям обучения в школе. В результате этого у них по-
вышается тревожность, рассеянность, неспособность к произволь-
ному регулированию своего поведения, эти дети нуждаются в осо-
бенном внимании со стороны взрослых как при переходе через
дорогу, так и в школьной обстановке. Необходимо выяснить при-
чины, приводящие к школьной дезадаптации и сделать все воз-
можное для ее устранения. Таких детей необходимо встречать по-
сле окончания уроков не только в первом классе, но и значительно
дольше:

Следует учитывать и такой фактор, как левшество. Выявлено,
что левши-пешеходы чаще становятся жертвами различных несча-
стных случаев и увечий, левши-водители вдвое чаще оказываются
жертвами автомобильных катастроф. Левшами рождается 10 %
людей (в среднем). С возрастом эта цифра уменьшается за счет то-
го, что большая часть левшей переучивается, а также в связи с
меньшей их продолжительностью жизни (по среднестатистическим
данным). В то же время дети-левши нередко отличаются незауряд-
ными способностями к искусству, математике.

Процесс переучивания левшей, особенно насильственный пе-
реход с лево- на праворукость сопровождается значительными не-
благоприятными изменениями в центральной нервной системе и
обменных процессах. Возможно, именно переучивающиеся левши
чаще находятся в том состоянии, которое способствует уменьше-
нию бдительности на дороге, рассеянности, замедленности реак-
ции, снижению двигательно-координатных способностей. Учителю
практически невозможно предусмотреть в своей работе все нюансы
поведения таких детей на дороге. Он должен обязательно обеспо-
коить возможными последствиями родителей этих детей, и тогда
несчастный случай с ребенком можно предотвратить.

Ребенок-левша живет в несколько менее комфортабельных ус-
ловиях, так как, во-первых, чувствует себя отличающимся от дру-
гих сверстников и, во-вторых, все бытовые инструменты, как пра-
вило, приспособлены для правой руки. Учителю не следует пере-
учивать левшу в правшу. Целесообразно создать такие условия,
при которых ребенок не чувствовал бы себя ущербным от своей
леворукости, а использовал ее в той же мере, как правши правору-
кость. Однако это невозможно на дороге, и поэтому левши должны
быть более тренированными, дисциплинированными, вниматель-
ными.

Таким образом, в 7 лет происходят очень важные изменения в
организме школьника, позволяющие ему на новом уровне (более
высоком, чем у дошкольника) участвовать в дорожном движении.
Однако возможности s ориентировке в этом возрасте еще ограни-
ченны.

Отдельные семилетние дети могут сами переходить улицу.
Следует развивать и поддерживать их самостоятельность в этом
плане, то есть необходимо осуществлять дифференцированный
подход к детям. Надо учитывать индивидуальные особенности де-
тей, степень сложности и опасности пути. Вряд ли можно позво-
лить 7-летнему ребенку одному пересекать проезжую часть дороги,
если этот ребенок возбудим, или заторможен, или физически ос-
лаблен, или переученный левша, или имеет отклонения s состоя-
нии здоровья, или отставание в развитии, или налицо проблемы
школьной адаптации. К сожалению, большинство учащихся данно-
го возраста попадает хотя бы в одну из этих категорий.

Предоставление самостоятельности любому семилетнему ре-
бенку в преодолении проезжей части дороги можно допустить
только как исключение, и прежде всего при условии, что дорога не
очень опасна, во-вторых, родители должны быть уверены в ребен-
ке, в его организованности, ответственности, дисциплинированно-
сти. Кроме того, родители должны предварительно убедиться в
том, что их ребенок серьезно относится к правилам дорожного движения и усердно их выполняет. При этом важно не только наблюдать за его поведением при совместных переходах, но и, отпус-
тив его одного, проследить это поведение. Однако, будучи исклю-
чительным явлением, такие случаи предоставления самостоятель-
ности первокласснику должны быть известны учителю, так же как и причины, побуждающие родителей не сопровождать ребенка по
дороге в школу или домой. Общее правило, которого следует придерживаться
и родителям, и педагогам, следующее: первоклассно
не должен выходить на проезжую часть дороги без присмотр
взрослых или старших детей.

Восьмилетний возраст примечателен тем, что удален от кри
зисных периодов: 6-7 лет и 10-11 лет. Функциональное состояние
организма этих детей отличается наибольшей устойчивостью и
адаптивностью к воздействиям окружающей среды по сравнению с
младшими и более старшими школьниками.

Также нужно отметить повышение устойчивости внимания
восьмилетних детей. В 50 % случаев характеристики внимания
данного возраста соответствуют таковым у взрослых. Такой уро-
вень внимания очень близок к уровню внимания более старших
детей (от 8 до 15 лет).

Период от 7 до 8 лет характеризуется наиболее интенсивным
развитием двигательной функции и различных анализаторных сис-
тем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов. Значитель-
ные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного воспри-
ятия. Увеличивается поле зрения: по сравнению с 6-летним ребен-
ком границы поля зрения расширяются более чем в 10 раз. Как
правило, расширение поля зрения с возрастом происходит за счет
увеличения наружной границы, определяющей возможность обо-
зрения справа и слева. Для 8-летнего ребенка характерно расшире-
ние поля зрения за счет увеличения верхних границ. Это имеет не-
маловажное значение для ориентировки детей на дорожные знаки,
машины и так далее. Ранее им из-за малого роста и ограниченного
поля зрения далеко не все дорожные объекты (попадающие в поле
зрения взрослого человека) в равной мере были доступны для вос-
приятия. К 8 годам в этом отношении происходят значительные
перемены, способствующие улучшению ориентировки на дороге.
Кроме того, в этом возрасте становится точнее глазомер: на 1/3-
для близкого расстояния и на 1/10 для дальнего (10 м) расстоя-
ния, по сравнению с предыдущим возрастом. Следовательно, во-
семь лет это средний нижний предельный возраст, когда ребенок
может делать первые, полностью самостоятельные шаги как участ-
ник дорожного движения. К этим шагам его надо готовить. Отсюда
видно то значение, которое приобретает год обучения в первом классе. Это год максимального приобретения знаний и формирова-
ния физиологии.

Одновременно совершенствуется функция вестибулярного ап-
парата. Устойчивость двигательных координаций на раздражения
вестибулярного аппарата начинает активно проявляться, начиная с
8-летнего возраста. Следовательно, с этого возраста дети становят-
ся более устойчивыми к падению.

Благодаря активному развитию функций мозга совершенству-
ется восприятие формы объектов или изображение. Это дает
8-летнему ребенку по сравнению с 7-летним больше шансов заме-
тить опасность. Для увеличения этих шансов так важен тренинг
ребенка.

Таким образом, к 8 годам уровень развития зрительной, двига-
тельной функции, внимания позволяют ребенку хорошо ориентиро-
ваться на дороге. Однако в случае возникновения неожиданной
опасности, от ребенка требуется быстрый анализ ситуации и выбор
одного из вариантов ответных действий, быстрота в принятии реше-
ния и реагирования на ситуацию. Этими качествами 8-летние дети е
ще не обладают в должной мере. Они сформируются позднее.

Вместе с тем в этот возрастной период дети очень чувствитель-
ны к воздействию целенаправленных тренировок двигательных и
психических функций. В этом плане к нему близок и 9-летний возраст. После 8 лет жизни в организме ребенка происходят измене-
ния, которые существенным образом отражаются на его поведении
а дороге.

С девятилетнего возраста в управление анализаторными систе-
мами активно включаются лобные доли коры головного мозга. В
организации поведения начинает действовать механизм централь-
ных команд. Что это значит? Благодаря активизации лобных долей го
ловного мозга, ответственных за регуляцию высших форм повед-
ения человека, появляется способность принимать решения на основе анализа разного рода информации: и конкретной, поступа-
ющей от органов чувств, и абстрактной, например, от словесной ин
струкции. Это значит, что наступает период, когда авторитету вз
рослого ребенок начинает активно противопоставлять свое со-
бственное мнение. При этом совершенствуется процесс восприятия зрительной, слуховой и другой информации. Из ряда одновременно воспринимаемых сигналов школьник может выделить наиболее
важные для данного момента. Более того, у него появляется спо-
собность прогнозировать возможность того или иного действия.
При переходе дороги в опасном месте он уже может рассчитать
вероятность сближения с машиной. Таким образом, ребенок всту-
пает в возраст, когда он с одной стороны уже может сам принимать
какие-то решения, с другой требуется его постоянный контроль.



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

При современных скоростях движения автомобилей и город-
ского электротранспорта большинство дорожно-транспортных
происшествий происходит по вине пешеходов (взрослых и детей).
Эти происшествия сопровождаются травмами, а иногда приводят к
тяжким трагическим последствиям.

Регулярно повторяйте детям следующие ус-
тановки:

перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи
себе: «Будь осторожен»;

никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся авто-
мобилем: водитель не может остановить машину сразу;

перед тем как выйти на проезжую часть, убедитесь, что слева,
справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транс-
порта;

выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, не обходи его спе-
реди Или сзади подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный
переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при
отсутствии машин переходи дорогу, если нет пешеходного перехо-
да. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгно-
венно остановить автомобиль;

не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, вело-
сипеде, самокате, санках;

не играй в мяч и другие игры рядом с. проезжей частью. Для
игр есть двор, детская площадка или стадион;

переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты
будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;

никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;

когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не
болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторож-
ны».

Не запугивайте детей опасностями на улицах дорогах. Страх

так же вреден, как неосторожность и беспечность. Школьники

должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке.


Используйте побудительные мотивы безопасного поведения:
нежелание ребенка огорчать родителей неправильными действиями;

осознание возможных последствий неправильного поведения,
которое может приводить к несчастным случаям и авариям.

Сами знайте и выполняйте правила движения,
будьте для детей примером дисциплинированно-
сти на улице.



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


Чтобы их не было, следует больше внимания уделять поведе-
нию ребят на улице. Объясните еще раз своему ребенку, что по
улицам города движется много автомобилей, автобусов, мотоцик-
лов и другого транспорта, поэтому, находясь на улице, надо всегда
быть внимательным и осторожным, строго выполнять правила
движения. Напомните детям, что ходить по улице надо по тротуа-
ру, а переходить улицу только шагом и в местах, где имеются раз-
', метка «Пешеходный переход» или указатели перехода, а где их нет
на перекрестках по линии тротуаров или подземным переходам.

Прежде чем переходить улицу, убедитесь в полной безопасно-
сти: посмотрите сначала налево, а потом с середины дороги напра-
во. Когда приближается машина, то надо ее пропустить. Запреща-
ется переходить улицу перед близко идущим транспортом, особен-
но когда дорожное покрытие влажное. Там, где движение регулируется светофором, улицу разрешается переходить только
при зеленом сигнале светофора. Правилами запрещено ездить на
подножках и выступах трамваев, автобусов, цепляться за борта
грузовиков. Играть и бегать на проезжей части улицы, а также кататься на самокатах опасно.

Мы напоминаем, что ездить на велосипедах по улицам города
разрешается детям с 14-летнего возраста. Велосипедист, как и во
дитель других видов транспорта, должен хорошо знать и постоянно
выполнять правила дорожного движения и иметь удостоверение и
право управления этим транспортом.

Товарищи родители! На пути в школу некоторым ребятам при
ходится переходить улицу с интенсивным движением транспорта
Помогите детям выбрать самый безопасный маршрут.

Особую заботу проявите о первоклассниках, если нет возмож-
ности ежедневно провожать ребенка в школу и встречать его, то,
несколько раз не спеша пройдите с ним до школы и обратно и объ-
ясните ему, как он должен вести себя на улице и какие правила ему
надо выполнять.

Сами знайте и выполняйте правила движения.

Будьте для детей примером дисциплинированности на улице.



УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


Вы всегда заняты своими делами и заботами, всегда испыты-
ваете нехватку времени. И все-таки... Несмотря на свои заботы, не
забывайте о тех, кто нуждается в вашей помощи, совете.

Ежегодно на дорогах области погибает более 40 и травмируется
около 500 детей. Вдумайтесь в эти страшные цифры. Вдумайтесь в
смысл горьких слов: «Ребенок погиб под колесами автомобиля»,
«Ребенок остался инвалидом в результате полученного увечья в
дорожном происшествии».

Бывает, что беда на дороге происходит из-за бесконтрольности
родителей, их беспечности. В том, что дети становятся инвалида-
ми, лишаются счастливого детства, повинны в большинстве случа-
ев взрослые.

Вот почему, обращаясь сегодня к вам, мамы и папы, мы хотим
напомнить: всякий раз, когда вы отправляете ребенка на улицу, напоминайте ему о правилах дорожного движения. Полезно задать,
например, такие вопросы: «А как бы ты перешел дорогу на нерегу-
лируемом перекрестке?», «Как надо вести себя на остановке авто-
буса?» или «Где лучше всего кататься на велосипеде?». Пусть ре-
бенок подумает, попытается сам найти правильное решение. Если
он не прав, объясните ему ошибку, наведите на правильный ответ.

И не забывайте, что личный пример самая доходчивая форма
обучения.


ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ


Товарищи родители! Анализ дорожных происшествий с детьми
свидетельствует о том, что чаще всего юные пешеходы попадают в
беду по собственной неосторожности:

переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;

допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с оживленным транспортным движением;

неправильно обходят стоящий транспорт;

играют на проезжей части дорог;

переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко
идущим транспортом.

В целях безопасности ваших детей на дороге с детства при-
учайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ,
воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности.

- Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и
ежедневно.

Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, все-
гда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами доби-
вайтесь этого от своего ребенка.

Находясь на улице с ребенком:

На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу
всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и
бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок
должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.

Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ре-
бенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.

Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый
сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более
сделает это без вас.

Переходите улицу только на пешеходных переходах или на
перекрестках по линии тротуаров.

Если вы приучите детей ходить где придется, никакая школа
не будет в силах его переучить.

Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым,
впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбе-
жать на проезжую часть улицы.

Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обста-
новки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели
издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.

Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на ули-
це: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска.
машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их,
значит, он обучается на вашем примере.

Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не
осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и на- '
до, чтобы они ее не повторяли.

Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впе-
реди вас — этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сто-
ронам.

Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть гото
вым удержать при попытке вырваться. Эго типичная причина не-
счастных случаев.

Учите ребенка смотреть:

У ребенка должен быть навык прежде чем сделать первый
шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в,
обоих направлениях. Эго должно быть доведено до автоматизма.

Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с про-
тивоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные,.
когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или
взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.

Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо
несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может изме
ниться.

Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую
машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль
и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.

Учите ребенка предвидеть скрытую опас-
ность:

Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус
(спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.

Стоящий грузовик и внезапно выезжающую из-за него дру-
гую машину.

Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен
привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предмета-
ми на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предви-
деть ее.



19



Полный текст материала Родительское собрание "Родитель – активный участник в формировании навыков безопасного поведения на дороге" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исмагилова Зухра Октябрисовна  suzan
30.09.2012 0 2977 852

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК