Рабочая программа мастерской "Мастерю сам" для 3-5 классов


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Нерюнгри»



Проверено:

Руководитель МО ___________________


«_____» __________________2013 г.



Согласовано:

Зам. директора

___________________


«_____» ___________________2013 г.


Утверждаю:

Директор

_________________________


«_____» ___________2013 г.








Рабочая программа

Мастерской «Мастерю сам»

для 3-5классов

на 2013-2014 учебный год



Разработчик программы

Учитель начальных классов

Левенец Наталия Владимировна

Высшая квалификационная категория.



Пояснительная записка



Программа «Мастерю сам» разработана для занятий с учащимися 3-5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования.

Социальная значимость данной программы. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

В соответствии с поставленной целью программа решает задачи:

  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • научить приемам исполнительского мастерства;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;

  • развитие способности к восприятию искусства и окружающего мира;

  • Развитие умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • формирование навыков работы с разными художественными материалами;

  • совершенствование эстетического вкуса

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации

  • духовно-нравственное развитие, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре.

В процессе реализации данной программы необходимо руководствоваться принципами:

  1. Принцип открытости

  2. Принцип привлекательности.

  3. Принцип деятельности.

  4. Принцип свободы участия.

  5. Принцип обратной связи.

  6. Принцип сотворчества.

  7. Принцип успешности.

Анализируя содержание мастерской, можно выделить четыре стержневые линии. В соответствии с ними формируем 4 модульные программы, которые имеют логическую завершенность и находятся во взаимосвязи.


Основная научная идея

(стержневая линия)

Название модульной программы

Количество

часов

Семестр

  • Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

  • Учить приемам исполнительского мастерства.

  • Формирование основ трудолюбия и способности к самовыражению, формирование социально ценных практических умений.

  • Развитие знаково-символического и пространственного мышления.

1. История создания игрушки.

5

I

2. Мягкая игрушка.

10

II -III

3. Сувениры для друзей.

10

IV- V

4. Аппликация.

6

VI


Модульная программа «История создания игрушки» 5 часов.

Содержательный модуль.

Модульная программа рассчитана на создание таких условий, в которых возможна актуализация имеющихся у детей знаний и мотивация учащихся на дальнейшее изучение программы мастерской.

  1. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:

  • расширить представления об игрушках;

  • углубить знания об истории создания игрушки разных народов России;

  • обогащать опыт ребенка через восприятие произведений искусства

Воспитательный аспект:

  • воспитать творческую и уверенную в себе личность;

  • создать условия для творческой самореализации.


Развивающий аспект:

  • развивать познавательные интересы;

  • развивать вербально-логическое мышление, формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.


  1. Краткое содержание изучаемого материала:

Понятие о самодельной игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами игрушки.

3. Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «История создания игрушки» учащиеся должны:

  • знать содержание основных понятий модуля;

  • уметь применять первоначальные умения передачи, поиска, преобразования необходимой информации из дополнительных источников;

  • развивать познавательный интерес, умение выступать перед аудиторией;

4. Методический блок:

Примерные темы проектных работ:

  • Моя любимая игрушка

  • изображение игрушек

  • игрушки в моей семье




Календарно-тематическое планирование модульной программы

«История создания игрушки».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

I

5

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о самодельной игрушке

1

Знакомство с модульной программой. Определение понятия «самодельная игрушка».

Беседа

Познавательные: строить небольшие сообщения в устной форме; осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью; уважение к культурным

традициям своей страны, своего народа;

Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2

Как много разных игрушек.

Беседа


Работа в группах

Диалогичес-

кая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.



Защита проекта.

-оценка качества своей проектной деятельности;

-рефлексия.


3.





Введение в проектную деятельность.

Выбор темы проекта.




Беседа


Работа в группах


4

План защиты проекта.

Деловая игра.




Итоговая часть



5



Удивительный мир игрушек.



Презентация готовых проектов.


Модульная программа «Мягкая игрушка». 10часов.

Мягкая игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.


1. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:

  • изучение мастерства ручного шитья,

  • овладение искусством цветовых сочетаний,

  • изучение возможностей корректировки выкройки,

  • изучение технологических процессов шитья игрушки

Воспитательный аспект:

  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности

  • воспитывать творческую личность;

Развивающий аспект:

  • развивать познавательный интерес;

  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;

2.Содержание изучаемого материала: порядок проектирования мягкой игрушки, подбор материала для изготовления мягкой игрушки, технология кройки различных деталей игрушки, создание игрушки.

3. Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Мягкая игрушка» обучающиеся должны:

    • знать внешний вид обозначения и технику выполнения основных швов,

    • владеть приемами изготовления несложных игрушек;
      владеть способами оформления поделок;

    • развивать познавательный интерес, словесное и логическое мышление, способность к принятию творческого решения, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Методический блок:

Примерные темы проектных работ:

  • выставка игрушек

  • сочинение сказки

Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Мягкая игрушка».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

II -III

10

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

1-3


Знакомство с модульной программой.

Готовимся к шитью.

Шкатулка-Город Швейных принадлежностей.

Рабочие швы.

Беседа


Практическая работа.

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу

Регулятивные: принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.

Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

Познавательные: искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов)








Диалогичес-

кая часть






















Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.

4-9





Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Работа над проектом.

Мягкие игрушки на основе шариков.

Колобок.


Практическая работа.





Защита проекта.

-оценка качества своей проектной деятельности;

-рефлексия.

10

Защита готовых проектов в форме сказки или рассказа.

Презентация готовых проектов.


Модульная программа «Сувениры для друзей». 10 часов.

Самодельная игрушка - одно из средств развития способностей ребенка. Она несет в себе радость творческого труда, момент развлечения и одновременно обучает и воспитывает ребенка.

1. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:

  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

Развивающий аспект:

  • умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;

  • . создавать условия для творческой самореализации


2. Содержание изучаемого материала: история появления подарков, практическая работа.

  1. . Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Сувениры для друзей» обучающиеся должны:

    • знать: правила получения и преподнесения подарка, как выбрать подарок.

    • уметь: овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности.

    • развивать способность к принятию творческого решения

4. Методический блок:

Примерные темы проектных работ:

  • что такое подарок и как он появился

  • правила преподнесения подарков

  • музеи подарков

  • как выбрать подарок.

  • выставка сувениров



Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Сувениры для друзей».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

IV -V

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о роли подарков в повседневной жизни

1

Знакомство с модульной программой. Определение понятий «подарок».

Беседа Составление индивидуадьного плана

Личностные: умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности

Регулятивные: под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату

Познавательные: анализировать предлагаемые задания: ставить цель, отделять известное от неизвестного,

прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий,

находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2






Правила преподнесения подарков.

Музеи подарков. Как выбрать подарок.

Беседа

.

3






Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта.


Беседа. Работа в группах.







Диалогичес-

кая часть





























Итоговая часть



Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.









Защита проекта:

Оценка качества своей проектной деятельности.




4-8












9












Работа над проектом.


Игольница «котенок», «домик», «елочка»

Кукла из ниток.




План защиты проекта.


Предзащита проектов.

Практическая работа

.







Консультация.


Консультация.


Индивидуальная работа.












10


Защита готовых работ.

Презентация готовых работ.



Модульная программа «Аппликация». 6 часов.

Занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.

1. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:

  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать творческую личность;

  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

Развивающий аспект:

  • развивать познавательный интерес,

  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;

  • развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.

2. Содержание изучаемого материала:

знакомство с разными техниками аппликации, а так же с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства, практическая работа.

Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «аппликация» обучающиеся должны:

знать: основы техники выполнения аппликации

уметь: корректировать выкройку поделки, владеть приемами цветовых решений в изготовлении поделки
развивать: формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

4. Методический блок:

Примерные темы проектных работ:

  • выставка работ

Календарно-тематическое планирование модульной программы «аппликация».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

V

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.


1

Знакомство с модульной программой.

Беседа.

Составление индивидуального плана.

Личностные: понимание чувств одноклассников и учителей; готовность к сотрудничеству и дружбе; осмысление своего поведения в школьном коллективе

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

Познавательные: ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, строить понятные для партнера высказывания

2

Аппликация, виды аппликаций.

Беседа


Работа в группах

Диалогичес-

кая часть

























Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.

3




Введение в проектную деятельность

Практическая работа.

4

Работа над проектом


План защиты проекта.

Беседа.


Практическая работа

5

Работа над проектом.

Предзащита проекта.

Практическая работа.

Консультация.

Защита проекта:

- оценка качества своей проектной деятельности.

6

Защита готовых работ.

Презентация готовых проектов.


Литература для учителя

      1. Примерные программы внеурочной деятельности. – М: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения)

      2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2 – М: Просвещение,2010. (стандарты второго поколения)

      3. И. Рудакова. Уроки Бабушки Куми. (Подарки круглый год.) – Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1995.

      4. О. Белякова. 207 лучших подарков своими руками. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.

      5. И.Агапова, М. Давыдова Мягкая игрушка своими руками.-М:-Рольф, 2001.

Литература для учащихся

1 . Чурзина Н. О. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. - М.: АСТ; СПб.; Сова, 2007.

2.Н.Цирулик, Т. Проснякова. Технология. Уроки творчества.- Самара: Издательский дом «Федоров»,2012


Материальное обеспечение

-образцы мягкой игрушки , сделанные руками учителя

-ткань;

-катушечные нитки, пряжа, иголка, ножницы;

-отделочный материал, вата, пуговицы

-карандаш, картон, цветная бумага




















17



Полный текст материала Рабочая программа мастерской "Мастерю сам" для 3-5 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левенец Наталия Владимировна  Nata-65
25.02.2014 0 2656 442

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК