Статья "Любительский театр: от познания к представлению"


Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области, руководитель школьного любительского театра

в рамках внеурочной деятельности «Любительский театр: от познания к представлению»


Любительский театр: от познания к представлению

Театр – это «живое искусство», некий прямой эфир. Он одаривает своих актёров и зрителей истинными ощущениями и эмоциями. Он может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности. Поэтому занятия в любительском школьном театре интересны для учащихся. Авторская программа «Любительский театр: от познания к представлению» состоит из четырёх этапов:

  • любительский театр: познание (1 класс)

  • любительский театр: интерес (2 класс)

  • любительский театр: увлечение (2 – 3 классы)

  • любительский театр: представление (3 – 4 классы)

В первой части внеурочной деятельности, учащиеся познакомились с символом театра, с историей зарождения, развития и становления театра в мире и в России, с видами и жанрами современного театра.

В настоящее время по видам действий актёра во время представления существует около 20 видов театров:

  • драматический: здесь главное место отводится актерам и режиссеру;

  • театр оперы и балета: представление проходит в сопровождении симфонического оркестра;

  • музыкальный театр: в нём ставят оперетты, мюзиклы и все представления, в которых есть много музыки;

  • теневой театр или театр теней - это древнейший прототип кино и показывают его с помощью света, темноты и экрана;

  • детский театр: объединен техникой двух видов театра: детский драматический театр и кукольный театр;

  • театр марионеток: марионетка - разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей;

  • театр зверей: театр, в котором актёрами выступают животные: собаки, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие;

  • театр танца: танец - один из самых древних видов искусства, в нем все происходит с помощью этого вида передачи эмоций;

  • театр пантомимы: основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов;

  • театр эстрады: в театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов;

  • театр комедии и сатиры: со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их;

  • пальчиковый театр: это невероятно увлекательная сюжетно-ролевая игра: с помощью миниатюрных и удобных даже для детских ручек кукол можно изготовить и обыгрывать любимые сказки, стихи и пьесы;

  • настольный театр: этот вид театра может жить в каждой семье. Кукол можно изготовить самостоятельно по шаблону, используя сюжеты известных сказок или своих придуманных пьес

Виды театра напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. А театральные жанры в современном мире очень разнообразны. Это - драма, комедия, водевиль, феерия, пародия, мим, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие. Театральные жанры соединяют в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Человечество постоянно развивается, и в связи с этим возникают новые разнообразные жанры.

После ознакомления с историей и видами театра на втором этапе занятий у учащихся появился интерес к дальнейшему изучению театрального искусства, так как они поняли, что театр может многое: перенести в прошлое, будущее, в сказку, в самую загадочную страну. Ведь театр – это волшебник!

Изучив театральные афиши, виды билетов, устройство театра, учащиеся научились изготавливать афиши к различным спектаклям, сцену, и поняли, что в театре есть свои правила и их нужно соблюдать.

Театр – искусство, которое можно назвать коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Это - актёр, кукловод, режиссер, художник, костюмер, сценарист, гримёр, звукооператор. Наряду со знакомством их деятельности, ребята побывали в роли каждого.

Внеурочная деятельность называется «Любительский театр», и поэтому была изучена история любительских театров. Известно, что первыми любительскими театрами в нашей стране можно назвать театры крепостные и домашние, которые были распространены в XVII - XIX веках. Ехать в большой город, чтобы посмотреть спектакль, было долго и утомительно, но и лишать себя удовольствия приобщиться к театральному искусству люди не хотели. Поэтому представления устраивались прямо в дворянских усадьбах. Настоящий расцвет любительских театров начался с приходом советской власти в 1917 году. Спектакли ставились в школах, на фабриках и заводах. К середине XX века своя любительская труппа была при каждом Доме культуры, в образовательных учреждениях и рабочих коллективах.

Любительский коллектив - это особая психологическая среда. Игра в любительском театре – это интересное, увлекательное и полезное времяпровождение, возможность найти новых друзей и открыть в себе неизвестные доселе таланты. В игровой форме, легко и непринужденно, участники получают базу, которая необходима для того, чтобы обрести уверенность и расти полноценной личностью. На занятиях в любительском театре происходит развитие интеллекта, речи, смекалки, мышления и коммуникативности. Разнообразный материал расширяет кругозор участников внеурочной деятельности. Навыки, выработанные в любительском театре, часто помогают людям в основной профессиональной деятельности. А кому-то выступление на сцене может стать путевкой в жизнь.

На третьем этапе началось освоение диалогов, сценических пауз и действий. В процессе обучения использовались различные упражнения, в ходе которых дети не только учились выступать, но и получали навыки взаимодействия с другими персонажами на сцене. На занятиях они выполняли упражнения, направленные на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Продолжая формирование актёрских навыков, началась самая главная работа - работа над постановкой спектаклей. Делая упор на постановку спектаклей, участники внеурочной деятельности старались самостоятельно работать над своей ролью и с общим текстом, практиковались выступать на разных сценах.

Когда текст спектакля выбран, роли определены, полным ходом идёт индивидуальная работа каждого участника пьесы над своей ролью и репетиции всего спектакля, начинается работа над созданием декораций и костюмов. Театральные декорации – это художественное украшение театра. Театральный костюм - это предмет, который актёр использует для характеристики сценического образа, определённый стиль одежды обуви, головного убора и украшений. Костюм создаёт зрительный образ спектакля, позволяет окунуться в конкретную историческую эпоху. Разработка декораций и театрального костюма – это увлекательное и интеллектуальное занятие. Оно побуждает к размышлению, более глубокому погружению в мир искусства, формирует коммуникативные навыки, развивает социально-личностные качества и творческие способности. Все декорации и костюмы, учащиеся готовят вместе с родителями и учителем. Используют разный материал: ткань, картон, бумагу, дерево. Рисуют, копируют, раскрашивают, вырезают, лепят, шьют, мастерят. А также используют свою одежду, обувь и другие предметы домашнего обихода. Для кукольного театра применяют ширму, которую сами и оборудуют вместе с учителем в зависимости от спектакля. Виды декораций используют разные: живописные, игровые и мягкие. Чтобы спектакль стал выразительным и ярким, чтобы чётче представить происходящее на сцене, руководителем подбирается музыкальное сопровождение к каждой сцене или персонажу: во время спектакля выход героев или происходящие события сопровождаются музыкой. В качестве примера можно привести некоторые спектакли, перечень декораций и костюмов.

  • Спектакль «Кто как весну встречает»

Декорации: живописные, мягкие

Костюмы: куклы – животные (зайчиха, олениха, барсучиха, пчёлка

Апрелька, пчёлка Майя, шмель Мохнатик и др.)

  • Спектакль «Двенадцать месяцев»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Как в царстве лес спасали»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Эволюция обучения»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Серая кошка»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Спасите ёлочку»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «В организме у лентяя»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

Вживаясь в роль, изготавливая декорации и костюмы, юные актёры, чувствуют себя важным членом театральной команды. Работая вместе, дети учатся прислушиваться друг к другу, находить компромиссы. К тому же, создавая декорации и костюмы, развивается воображение, фантазии, развивается чувство партнёрства, активизируется интерес к искусству не только в границах драматического направления, но и в более широком аспекте, принимая во внимание, что спектакль – продукт соединения искусств различных направлений. Театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление, слово и музыка — всё это вместе взятое помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие художественного вкуса участников театра и зрителей.

Искусство сцены в разные времена было призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций. Театрализованная игра, являясь разновидностью творческой игры, имеет огромные воспитательные и развивающие возможности. Это отмечают ученые, психологи и педагоги - практики. Это: умственное развитие, патриотическое воспитание, трудовое, нравственное, художественно – эстетическое, формирование культуры и развитие творческих способностей.

Театр максимально проявляет детскую индивидуальность и развивает главный талант ребенка–зрителя и ребёнка - участника – способность к содействию и сотворчеству В восприятии театрального действа принимает участие вся личность ребенка: мысль, чувство, воображение. Театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества.

Когда текст выучен, спектакль окончательно отрепетирован, костюмы готовы, и маленькие актеры уже сгорают от нетерпения продемонстрировать спектакль публике, они с удовольствием приглашаем зрителей на спектакль. Для этого учащиеся рисуют афишу и печатают билеты, ведь это создаёт эффект завершенности всех приготовлений. И наступает праздник, праздник юных актёров, так как премьера — это всегда праздник.

Все свои спектакли участники внеурочной деятельности «Любительский театр: от познания к представлению» представляют ученикам школы, родителям и воспитанникам детских садов. У каждого спектакля своя образовательная и воспитательная цель. Причём, образовательная и воспитательная часть каждого спектакля направлена не только на юных актёров, но и на зрителей.

  • Образовательная роль спектаклей: знакомство с окружающим миром: жизнью животных весной, историей нашего государства, изменениями в природе, жизнью людей в прошлом, место героя в советском и российском мультфильме, знание внутренних органов и роль каждого в жизнедеятельности человека, соблюдение правил поведения в природе и здорового образа жизни.

  • Воспитательная роль спектаклей: формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, справедливость, взаимовыручка, доброта, бережное отношение к природе, понимание важности хорошо учиться и беречь собственное здоровье, воспитание эстетического наслаждения от представления и музыкального сопровождения.

Детские спектакли и представления дают возможность погрузиться в удивительную атмосферу, вместе с персонажами спектаклей переживать события, разворачивающиеся на глазах, и, соответственно, спектакли учат различать плохое и хорошее, добро и зло. Представленные спектакли – удивительные поучительные истории, закладывающие в детское сознание моральные, этические принципы и вызывающие у юных актёров и у зрителей целую гамму положительных эмоций.



Полный текст материала Статья "Любительский театр: от познания к представлению" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  KTAa
30.03.2019 0 205 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0