Статья "Система воспитательной работы классного руководителя"


Трегулова Виктория Сергеевна

МОУ СОШ №21, г. Благовещенск

учитель начальных классов


Система воспитательной работы классного руководителя


В воспитательной работе данного коллектива с 1 по 4 классы (с сентября 2007 по май 2011 г.) определена цель: воспитание гражданственности и патриотизма, нравственных ценностей, культуры поведения учащихся, которая будет достигнута через решение следующих задач:

  1. Формировать культуру общения школьников с товарищами, родителями, педагогами и ведущие интегративные качества личности в начальной школе.

  2. Развивать познавательные способности учащихся.

  3. Взаимодействовать с родительской общественностью; устанавливать контакт: родители – учителя – дети; вовлекать родителей в КТД, оказывать необходимые консультации; работать с семьями, требующими внимания, помощи со стороны учителя; проводить своевременный контроль и проверку, обследование жилищно-бытовых условий проживания в семьях детей.

  4. Вовлекать учащихся в активное решение деловых вопросов, повышать уровень воспитанности учащихся в школе и коллективе.


Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.

Модель работы классного руководителя:

1-ый класс – «Я- школьник»

2-ой класс – «Я и мои друзья»

3-ий класс – «Я- личность»

4-ый класс – «Я- четвероклассник»


В основе работы – диагностирование учащихся, наблюдение, встречи и беседы с родителями, учениками, классные часы, анализ работы.


В воспитательной работе с детьми в первом классе поставлена основная задача формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами.

С 1-ого класса ученики знакомятся с рассказами В.Осеевой, выбранные произведения выносятся на обсуждение, анализируются, даётся оценка поступков героев (дополнительно: А.Барто, сказки В.Сутеева – 1-ый класс, В. Осеева, Н.Носов, Е. Пермяк– 2-ой класс, В.Драгунский, М.Зощенко – 3-ий и 4-ый классы).

В течение учебного года ученики участвовали вместе с родителями во всех массовых школьных и классных делах, активно проявили себя в акциях «Морозко», «Зимняя сказка», «Артиада», «Вместе с мамой», в конкурсах «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – творческая семья», «Папа, мама, я – читающая семья», в различных конкурсах рисунков и поделок, в конкурсах чтецов стихотворений, в научной конференции заняли 2 место за проект «Зима – покой природы…», в интеллектуальном марафоне команда заняла 2 место в первом полугодии и 1 место во втором полугодии; подготовили с классным руководителем 1 «А» класса и провели утренники «Здравствуй, школа!», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с «Азбукой», «Прощание с первым классом». Провели для начальных классов спортивные соревнования ко Дню Защитника Отечества. Все эти дела помогли выявить самых активных, творческих учеников, другие ребята тоже тянулись к ним. В рамках Года Семьи совместно с детьми и родителями прошло родительское собрание «Тепло родного очага», классные часы о маме, о семье, о добре и др. За учебный год проведено 5 тематических родительских собраний и одно совместно со школьным психологом. Проведено много бесед о культуре поведения с отдельными учащимися, с коллективом; бесед по ПДД, классные часы с использованием ТСО и мультимедиа, чаепития. Ученики выезжают в кино, в театр, в музей, слушают музыкальные концерты (артисты Областной филармония, учащиеся Школа искусств).

Во 2-ом классе ученики знакомятся с этикетом (установленный порядок поведения где-либо). Они узнают о том, откуда взялись главные правила поведения, почему нужно им подчиняться и как вредят себе и другим ребята, которые этого не делают. Основные вопросы для бесед: кто придумал этикет, о труде других людей, правила поведения на улице, дома, в школе, в гостях, в общественных местах, за столом, о душе и красоте человека и мн. др.

Формы работы – тематические беседы, классные часы, игра-соревнование, выезд в театр, музей, экскурсии, уроки школы искусств. Материал – книги, СD-энциклопедии, СD Детская энциклопедия, мульт-, видеофильмы, видеоматериал «Этикет», «ПДД».

Работа с родительской общественностью является одной из главных, т.к. необходимо сплачивать родителей, более полно привлекать их к работе с классным руководителем, школой, развивать их инициативу, самостоятельность. В воспитательной работе были проведены мероприятия, требующие совместного участия родителей и детей: 1 сентября КВН для детей и родителей, выезд на турбазу, совместное учеников и родителей собрание ко дню Матери «Мама, мамочка, мамуля!», дни именинника, участие в осенней ярмарке, весенней Ярмарке Цветов.

Школьным библиотекарем проводятся встречи с любимыми книгами, знакомство с творчеством детских писателей. В ходе акции «Здоровье» проходила Ярмарка Здоровья, классный час «В стране Болейкино». Учащимися класса для начальной школы был проведён утренник «О здоровье знаем всё!». Ученики посещали театр, кино, выступление школы искусств и артистов Амурской филармонии. Ежемесячно велась работа по предупреждению детского ДТТравматизма (беседы, выступление инспектора, просмотр видеофрагментов). Ученики посещали краеведческий музей («Быт русской избы», «Как мой дедушка воевал»). Проводились все школьные тематические, информационные беседы. Задача по формированию культуры общения и поведения решалась через проведение с учащимися серии бесед по рассказам В.Осеевой, Н.Носова и др. детских писателей, классных часов об этикете (с использованием видеофрагментов), индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, интеллектуальные и познавательные игры-соревнования. Также использовались соревнования в «домиках» города Почемучек, где итоги подводились активом класса.


В 3-ем и 4-ом классе основными являются задачи, направленные на становление и развитие личности каждого ученика:

  • укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

  • создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;

  • привести в действие, “заставить звучать” внутренний мир ребенка, помочь раскрыться его индивидуальности

В 3-ем классе проводятся интеллектуальные игры («Кто хочет стать миллионером (отличником)?», «Поле чудес», «Своя игра», «Крестики-нолики» и мн. др.), познавательные классные часы («Я люблю свой город», «Казачий пост, станица, город», «7 чудес земли Амурской», «В стране Перевертундии», «Памятники героям войны» и мн. др.), классные часы на тему «Я – личность» ( «Всемирный день толерантности», «Агрессия: разрешение конфликтов», «Какого человека можно назвать красивым?», «Дружный класс. Это мы?», «В классе новенький ученик» и мн. др.). Тематические газеты и листовки выпускаются классной редколлегией ежемесячно. Проведено 4 тематических родительских собрания: лекторий «Садимся за уроки», «Компьютер и учебные программы для школьников», «Как помочь ребёнку стать внимательным», «Творческие способности учащихся», консультации для родителей учеников как испытывающих трудности в обучении, так и успевающих, беседы с родителями по коррекции поведения отдельных учащихся. Большое внимание уделяется вновь прибывшим ученикам и родителям. Ведутся занятия по развитию познавательных способностей (РПС «Логика», автор Холодова О.).

Ведётся работа по исследовательской деятельности учащихся (проекты: 1 класс-«Зима покой природы…», 2 класс-«Природные катастрофы», 3 класс-«Влияние среды на развитие растения из семени», «Плакса из лесов Амазонки», «Волшебная герань»). Все работы носят исследовательский характер.


В 4-ом классе планируется продолжить решение поставленных задач, развивать классное самоуправление, подготовку и проведение мероприятий самими учащимися.

Я очень надеюсь, что когда-нибудь (все-таки в недалеком будущем) в классном уголке появится своеобразный девиз “В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, жить без творчества и активности – скучно”.



Полный текст материала Статья "Система воспитательной работы классного руководителя" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трегулова Виктория Сергеевна  Вика2392
04.01.2011 2 9277 869

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК